научная статья по теме МНОЖЕСТВЕННЫE ИНТЕРПРЕТАЦИИ МИРА. ПРИМЕР ТУВИНЦЕВ ЮЖНОЙ СИБИРИ (ПЕР. С НЕМ. М. ПЕТРОВОЙ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МНОЖЕСТВЕННЫE ИНТЕРПРЕТАЦИИ МИРА. ПРИМЕР ТУВИНЦЕВ ЮЖНОЙ СИБИРИ (ПЕР. С НЕМ. М. ПЕТРОВОЙ)»

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ СИБИРЕВЕДЕНИЕ

ЭО, 2014 г., № 5 © А.К. Ольшлегель

МНОЖЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МИРА. ПРИМЕР ТУВИНЦЕВ ЮЖНОЙ СИБИРИ1

Ключевые слова: множественные интерпретации мира, модели доминирования и взаимодействия, мировоззрение, традиция, современность, анимизм, шаманизм, тувинцы

Мы используем множественные интерпретации мира ежедневно и в большинстве случаев неосознанно. Различные модели мировоззрения являются продуктом творческой деятельности человека и сосуществуют как параллельные реальности, дополняя и одновременно противореча друг другу. На примере тувинцев Южной Сибири данная работа2 показывает, как локальные акторы, действуя в различных ситуациях, а также объясняя последние, гибко применяют две из существующего множества моделей, каким правилам они при этом следуют и какими мотивами руководствуются.

Введение. Понятие "множественные интерпретации мира" отражает наблюдаемую повсеместно множественность мировоззренческих моделей и человеческую способность гибко обращаться с ними. На примере тувинцев, живущих на юге Сибири, данное исследование дополняет те гуманитарные работы, которые описывают культуры в категориях "традиции" и "современности". В центре его находится не строгое разграничение традиционных и современных культур или культурных элементов, а описание их сосуществования. Это позволяет представить традицию и современность равноправно рядом друг с другом.

Сами тувинцы понимают традицию в "конвенциональном" смысле, т.е. как непрерывную последовательность культурных основ: "Превалирующая концепция традиции, как в общем смысле, так и в социальной теории, рисует ее изолированным телом или сердцевиной неизменяемых элементов, передаваемых по наследству из прошлого", - пишут Ричард Хэндлер и Джоселин Линнекин (Handler, Linnekin 1984: 286). В противовес такому натуралистическому взгляду сами авторы высказывают мысль, что "традиция - это символический процесс [и] заданный смысл", поскольку "прошлое всегда конструируется в настоящем" (Там же). Мои собственные наблюдения в Туве также убеждают в том, что "традицию" нужно понимать как "изобретение" (см. также: Hobsbawm, Ranger 1992). Тогда становится ясно, каким образом то, что мы в обиходе называем "традицией", постоянно видоизменяется, и почему так сложно отделить

Анетт К. Ольшлегель (Anett C. Oelschlagel) - Ph.D., ассоциированный научный сотрудник Центра исследований Сибири Института социальной антропологии им. Макса Планка (Халле, Германия); e-mail: oelschl@eth.mpg.de

исторически более ранние культурные элементы от позднейших. Продолжающиеся дискуссии о терминах "традиция" и "современность" побудили меня отказаться от использования их в настоящей работе; вместо этого я предлагаю собственные термины, не столь нагруженные с научной и обыденной точек зрения, которые я вывожу из структур представленных в работе моделей интерпретаций мира.

После подробного введения в концепт множественных интерпретаций мира на примере тувинцев будут описаны две модели таковых интерпретаций, осуществлен поиск их стабильных структурных элементов, а также показана изменчивость их содержания. На основе современного понимания доминирования человека в окружающей среде, состоящей из пассивных объектов человеческой деятельности, выстроена специфически тувинская модель доминирования. В противовес ей в повседневной жизни тувинцев присутствует также и особая тувинская модель взаимодействия. Она исходит из представления о взаимодействиях в мире, окружающем и включающем человека и состоящем из человеческих и не-человеческих субъектов.

Поскольку модели интерпретаций мира являются неотъемлемой частью как информационного, так и поведенческого и акционального репертуаров локальных акторов, особое внимание я уделю описанию свободного и гибкого обращения с ними. На множестве примеров я прослежу, как отдельные тувинцы при толковании событий или при выборе способов поведения в различных ситуациях осознанно применяют две модели интерпретации мира в зависимости от контекста или потребности, переходя от одной модели к другой или же дополняя их друг другом. Я проанализирую правила, регулирующие гибкое использование этих моделей, рассмотрю причины и следствия смены моделей толкования, а также различие между спонтанной и стратегической их сменой как у обывателей, так и у профессиональных шаманов.

Теоретические основы. Используемое в данной работе понятие "множественные интерпретации мира" основывается на феноменологически-конструктивистских представлениях о человеке - творце многообразных реальностей. Оно обозначает толкования и базирующиеся на этих толкованиях действия и поведение человека, основанные на гибком использовании различных одновременно существующих и равноценных моделей интерпретации мира. Внутренне непротиворечивые как содержательно, так и структурно модели интерпретации мира, составляющие репертуар знаний, поведения и действий человека, дополняют друг друга, одновременно друг другу противореча.

При спонтанном толковании ситуаций и событий, а также при принятии решений о поведении и действиях люди выбирают из множества моделей, которые в этой работе обозначаются как модели интерпретации мира. Употребление термина "модель" указывает на то, что для интерпретации конкретных ситуаций и событий акторы пользуются большим набором примеров или шаблонов, которые следует понимать как внутренне логичные системы, имеющие содержание и структуру. Большое число и многообразие моделей, а также гибкость в обращении с ними подтверждают их модельный характер. Они не являются ни природной данностью, ни биологическим свойством человека, но лишь продуктом человеческого воображения. В данной работе они понимаются как социальные конструкты и, соответственно, как социальный продукт (Berger, Luckmann 1966).

Используемые термины интерпретация и толкование не являются тождественными восприятию. Интерпретация и толкование подразумевают поведение человека, которое следует процессам его же человеческого восприятия. Воспринятая в конкретной ситуации информация впоследствии может быть интерпретирована по-разному. В этом случае тувинцы следуют тем примерам и шаблонам, которые обусловлены их культурой и которые обозначаются здесь как интерпретационные модели. Последующие же действия актор выстраивает также в соответствии с принятой моделью толкования.

Понятие "мир" - как составная часть понятий "множественные интерпретации мира" и "модели интерпретации мира" - основывается на конструктивистском понятии жизненного мира, которое восходит к феноменологии Эдмунда Гуссерля (Husserl 1954). Альфред Шюц (Schütz 1945: 533; Schütz, Luckmann 2003) ввел его в форме высшей реальности (англ. paramount reality) в социологический анализ. Позже это понятие - в виде терминов повседневный мир или повседневная реальность - развили Петер Бергер и Томас Лукман (Berger, Luckmann 1966: 21-31). Обе представленные в этой работе модели интерпретации мира - доминирования и взаимодействия - являются частью и одновременно основополагающим элементом социально сконструированной реальности повседневного мира (Там же: 21-29). Их можно представить как социальный запас знания (Там же: 43), содержащий "рецепты" для "решения рутинных проблем" (Там же: 44). Эту часть специфически тувинской повседневной реальности можно смело расценивать как общую (интерсубъективную) для всех тувинцев.

Структура и содержание: две модели противоречивого целого

Все хозяева мест, водоемов и тайги являются оран еези [хозяева мест, духи-хозяева]. У каждого места есть свой хозяин. В целом все оран еези хорошо относятся к человеку и помогают ему. [...] Эти оран еези охраняют [видимую] природу. И сами они являются частью природы. Они хранят и защищают [видимую] природу. Также они контролируют и испытывают человека. Если человек плохо ведет себя по отношению к природе, тогда оран еези гневаются. Тувинцы так описывают это: "Если какой-то человек спилит [к примеру] дерево шамана или убьет дичь, птицу или еще какое-нибудь живое существо, то случится с ним плохое, или же он тяжело заболеет" (ПМА 2004-2005).

Тайга-еези3 [...] регулярно помогает хорошим людям. И, напротив, наказывает плохих. Плохими людьми считаются те, у кого нет связи с Тайгой, которые ей вредят, убивают много дичи, которые пилят деревья и не верят в Тайгу (Там же).

Наш старый дядя был страстным охотником. И поэтому потерял своих сыновей. Тем, что он много охотился, он разозлил хозяина места - так говорят люди (Там же).

Несмотря на то что почти каждый тувинский мужчина, охотясь или рубя деревья, и почти каждая тувинская женщина, собирая дикие ягоды, луковицы, травы и коренья, не раз нарушали традиционные предписания, согласно которым нельзя ничего брать у природы без предварительной просьбы и разрешения со стороны духов-хозяев, а также нельзя ничего изменять в природе по воле человека, из их рассказов ясно, что они осознавали, как себя следует вести в соответствии с традицией. То, что объявляется "неправильным", а конкретно - эгоистичное, непрошенное вторжение в природу (люди, "у кого нет связи с Тайгой, которые ей вредят, убивают много дичи, которые пилят деревья и не верят в Тайгу"), - соответствует, по большому счету, тому образу мыслей и поведению, которые ученые приписывают человеку в современном индустриальном обществе. Их определяют как "картезианское мировоззрение" (Bargatzky 2007), "количественное восприятие окружающей среды" (Streck 2001, 2003) или "технологическую парадигму" (Spittler 2003). Согласно им, человек исследует и объясняет законы природы, использует природные ресурсы, формирует ландшафт и наслаждается им. "Современный" человек склонен овеществлять окружающие его элементы, рассматривать их в качестве пассивных объектов своего рационального мышления и целенаправленных или меркантильных действий. Такой тип интерпретации мира я буду называть моделью доминирования.

Этой модели противопоставляется другая, которую тувинцы считают их особенным традиционным представлением о мире, выраженным в следующих цитатах:

Животных, живущих в земле, траву - ничего нельзя ни разрушать, ни убивать, по

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком