научная статья по теме МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ПРОЕКТЫ И АВТОРЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В. - НАЧАЛО XX В.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ПРОЕКТЫ И АВТОРЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В. - НАЧАЛО XX В.)»

Модели общественного развития России: проекты и авторы (вторая половина XIX в. - начало XX в.) / Отв. ред. П.Ю. Савельев. М.: ПРОМЕТЕЙ, 2006. 316 с.

В последние десятилетия в отечественной историографии заметно растет интерес к русской общественной мысли дореволюционного времени. Свидетельством тому служит не только множество посвященных ей монографий и статей, но и появление особой энциклопедии «Общественная мысль России XVIII - начала XX века» (М., 2005). Вполне своевременной представляется и подготовка специальных учебных пособий и курсов, которые станут итогом проделанной исследователями работы и вместе с тем будут способствовать формированию нового поколения историков. Уже поэтому рецензируемое пособие, созданное авторским коллективом под руководством П.Ю. Савельева и предназначенное для студентов гуманитарных факультетов, заслуживает самого пристального внимания.

Первый раздел пособия (главы 1-4) посвящен моделям переустройства России, разработанным представителями консервативного, либерального, социалистического и кооперативного течений общественной мысли. В главе 1 (А.В. Репников, В.Е. Воронин) в контексте извечного спора о соотношении «традиции» и «модернизации» анализируются идеи русских консерваторов пореформенного времени. Авторы уделяют особое внимание судьбе видных монархистов после 1917 г., однако почти ничего не говорят о роли и влиянии консервативно-традиционалистских учений XIX - начала XX в. в последующие десятилетия. Глава 2 (Н.В. Макаров) освещает либеральные проекты социально-экономических и политических преобразований. Характеризуя «интеллектуальный» и земский либерализм 1880-1890-х гг., а также «новый», радикально-демократический либерализм рубежа XIX-XX вв. и политические программы кадетов, октябристов и прогрессистов, автор делает вывод о том, что в начале XX в. «русский либерализм оказался в значительной степени чужд поляризованной политической культуре России, ментальности русского народа» (с. 78). Тем не менее это не означало невостребованности в России либеральных идей как таковых. В главе 3 П.Ю. Савельевым представлены социалистические концепции будущего России от А.И. Герцена и Н.П. Огарева до меньшевиков и большевиков начала XX в. В них автор несколько односторонне видит прежде всего преломление «вечных» идей социальной справедливости, коллективизма, интернационализма. Более новаторский и, одно-

временно, дискуссионный характер носит глава 4, в которой А.В. Лубков дал очерк кооперативного движения в дореволюционной России. Кооперация рассматривается им в качестве модели переустройства и консолидации общества в условиях острого социального и политического кризиса. При этом, по мнению Лубкова, «успехи дореволюционного кооперативного движения были столь впечатляющими потому, что его идеалы и принципы были созвучны православной душе русского человека» (с. 154).

Во втором разделе (главы 5-9) более подробно излагаются взгляды некоторых русских мыслителей: П.А. Валуева (А.В. Клименко), Б.Н. Чичерина (В.Е. Воронин), Л.Н. Толстого и B.C. Соловьева (П.Ю. Савельев), В.В. Розанова (А.В. Ломоносов). Можно лишь сожалеть о том, что авторы не поясняют, почему наследие именно этих философов, писателей, государственных и общественных деятелей привлекло их внимание и было рекомендовано студентам для специального изучения. Трудно выделить какие-либо общие принципы и в изложении материала. К примеру, в очерке, посвященном Валуеву, практически не отражена его публицистика 1870-х гг. (а это десятки статей), что несколько странно, если учесть тематику пособия. Напротив, в главе о Чичерине следовало бы, пожалуй, уделить больше внимания его общественной деятельности в качестве профессора, тамбовского «земца» и московского городского головы.

Парадоксальностью и сочетанием подчас совершенно несовместимых черт отличается и характеристика мировоззрения Толстого: «Толстой был идеалистом... Идеализм Толстого был реалистичен и даже материалистичен... Программа предлагавшихся Л.Н. Толстым социальных преобразований в том виде, как она сложилась к началу XX века, была радикальна. Конечный идеал его был анархичен. Однако он вполне реалистически полагал, что достижение его возможно лишь постепенно и поэтапно» (с. 247-248). Вызывает сомнение и рассуждение о религиозности писателя, который, по замечанию автора, «был глубоко верующим человеком», но «отрицал большую часть религиозных постулатов»: «Его бог был и не православный, и не католический, и не вполне христианский. Верил он в Истину, которая одна и приближение к которой есть единственный путь прогресса человечества» (с. 248). Едва ли какая-либо религия может быть сведена к

«способу движения по пути прогресса». В книге, раскрывающей «модели общественного развития», весьма своеобразно смотрится глава о Розанове, который показан «принципиальным асистематиком», превыше всего ценившим свой «малый храм» (семью) и находившим самые житейские, «бытовые» ответы на «вечные» вопросы. На вопрос «что делать?» он отвечал: «Если лето - чистить ягоды и варить варенье; если зима - пить с этим вареньем чай» (с. 299, 300).

Пособие, к сожалению, не лишено также фактических неточностей и досадных технических опечаток. Так, в качестве автора главы 1

указан только В.Е. Воронин, хотя она написана им в соавторстве с А.В. Репниковым. Это, естественно, неприятно удивило и Репникова, и Воронина. Отмеченные недостатки и вопросы, возникающие при чтении пособия, конечно же, не ставят под сомнение большой труд, проделанный авторским коллективом. Его результаты, безусловно, будут способствовать выходу новых, все более совершенных курсов по истории русской общественной мысли.

C.B. Перевезенцев, доктор исторических наук (Московский государственный университет им.

M.B. Ломоносова)

Я.В. Леонтьев. «Скифы» русской революции. Партия левых эсеров и ее литературные попутчики. М.: АИРО-XXI, 2007. 328 с.

Книга Я.В. Леонтьева представляет собой первую в отечественной историографии попытку обобщающего исследования взаимоотношений русских писателей и поэтов «Серебряного века» с ведущей политической силой левого неонародничества 1917-1920-х гг. - Партией левых социалистов-революционеров (ПЛСР). Автор раскрывает взаимосвязи между возникновением и упадком левоэсеровского движения и деятельностью литературного объединения «скифы». По жанру это историко-литературное исследование, выполненное на стыке исторической науки и литературоведения.

Первая часть книги «"В борьбе обретешь ты право свое!" (левые социалисты-революционеры в 1917-1919 гг.)» посвящена формированию ПЛСР и ее деятельности в 1917-1919 гг. Важное место в первой главе принадлежит разработке периодизации истории левоэсеровского движения, в качестве основополагающего критерия которой впервые положены внутрипартийные процессы. В этой части книги дан обзор первых 4 (из 7, выделенных автором) периодов истории левоэсеровского движения, в общей сложности охватывающих июнь 1917 - февраль 1919 г. (начиная с фракционного оформления левого крыла внутри Партии социалистов революционеров (ПСР) и завершая разгромом большевиками большинства организаций ПЛСР и партийными расколами в 1919 г.). В первой части книги впервые решена задача реконструкции состава Центрального комитета ПЛСР с конца 1917 г. до начала 1919 г.; дан полный список членов и кандидатов в члены центральных органов ПЛСР (ЦК, редакций печатных изданий и т.д.) в указанный период. Уточняются персоналии реальных лидеров партии.

Автор реконструирует гипотетические варианты развития исхода противостояния большевиков и левых эсеров в Москве в июле 1918 г. - от углубления конфликта до переговоров и возможного компромисса. К числу важных, на мой взгляд, аспектов, затронутых в исследовании, следует отнести вопрос о роли левых эсеров в антибольшевистских рабочих выступлениях в июле 1918 - марте 1919 гг. в Москве, Петрограде, и на Урале, а также проблему деятельности левоэсеровских организаций в регионах. В исследовании приводится ряд фактов, изменяющих представление об антибольшевистском восстании главкома Муравьева. Так, выясняется, что хотя муравьевская попытка переворота в Симбирске получила поддержку некоторых красных командиров левоэсеровского и максималистского толка, а также части левоэсеровских организаций Поволжья, сам ЦК ПЛСР отношения к восстанию не имел. На основании приведенных в книге архивных документов видно, что Центральный комитет левых эсеров объявил это восстание контрреволюционным. Весьма примечательно, что даже те из левых эсеров Поволжья, кто оказал поддержку Муравьеву, оставались на своих постах в советах до октября 1918 г. Тот факт, что они не подверглись репрессиям со стороны подавивших восстание большевистских властей, ставит под сомнение их роль в «муравьевщине». Совершенно справедливо и мнение автора о том, что выступление левых эсеров в Москве 6 июля 1918 г. потерпело поражение вследствие как бездействия руководящих органов («Штаба обороны партии»), так и самой тактики руководства ПЛСР, не пошедшего по пути наступательных действий и переворота, и ограничив-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком