научная статья по теме МОГОЛЬСКИЕ САДЫ: ОБРАЗ РАЯ, СИМВОЛ ВЛАСТИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МОГОЛЬСКИЕ САДЫ: ОБРАЗ РАЯ, СИМВОЛ ВЛАСТИ»

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

МОГОЛЬСКИЕ САДЫ: ОБРАЗ РАЯ, СИМВОЛ ВЛАСТИ

© 2009 А. А. СУВОРОВА

Садово-парковое искусство наряду с архитектурой и миниатюрной живописью было излюбленной областью культурного патронажа всех Тимуридов, в том числе и Великих Моголов. К садам был неравнодушен и сам Тимур, создавший в пригородах своей столицы Самарканда несколько садов, орошаемых водами Зеравшана. Знаменитый тимуридский сад "Украшающий мир " (Джаханара) был известен далеко за пределами Средней Азии [Brookes, 1987]. Могольские хронисты скрупулезно отмечали даты закладки и названия новых садов и парков как факты государственной важности. Благодаря этому мы можем достаточно полно представить себе хронологию могольского садово-паркового искусства1. Для Великих Моголов, как, впрочем, повсюду в мире ислама, земной сад был осознанным воспоминанием и мечтой о мусульманском рае (ал-джанна).

Первым "садоводом" династии Великих Моголов был ее основатель Бабур, разбивавший сады на основных этапах своего долгого пути завоевателя - в Кабуле, Дели, Агре, Девалпуре, Лахоре и других городах субконтинента. Из "Бабур-наме" известно, что в честь победы при Панипате в 1526 г. Бабур заложил большой сад, именуемый Кабул-бахт, который, по-видимому, был первым его садово-парковым сооружением на территории Индии [Jarazbhoy, 1958]. В своих садах Бабур впервые применил опыт выращивания среднеазиатских дынь и определенного сорта винограда, который и сегодня именуется в Индии и Пакистане самаркандским (ангур-и самарканди), а многие могольские сады -"Виноградными" (Ангури Баг).

Из мемуаров Бабура следует, что он не любил Индию, отчасти из-за недостатка проточной воды. В "Бабур-наме" он постоянно возвращается к этой теме: "Большая часть Хиндустана лежит в равнине. Хотя в Хиндустане много городов и областей, но почти нигде нет каналов с проточной водой; текучая вода имеется только в реках... Хотя в некоторых городах есть возможность вырыть арыки и провести воду, ее все-таки не проводят" [Бабур, 1992, с. 156]. И далее: "Города и области Хиндустана очень непривлекательны... Сады не огорожены стенами, местность большей частью плоская и ровная. В Хиндуста-не, кроме рек, мало текучей воды. Иногда кое-где попадается стоячая вода. Столь [обширные] города и области пользуются водой из колодцев или водоемов, которая набирается во время дождей" [Бабур, 1992, с. 178].

Считается, что активная "садоводческая" деятельность Бабура имела политическое значение, выражая метафорически его территориальную экспансию, контроль над заво-

1 Наиболее известные из этих парков по времени возникновения: 1526-1530 гг. (правление Бабура): Баг-и Вафа, Баг-и Килан (около Кабула), Рам Баг, Захара Баг (Агра); 1530-1539 гг., 1555-1556 гг. (правление Хумаю-на): сады мавзолея Хумаюна (Дели); 1556-1605 гг. (правление Акбара): сады Фатехпур-Сикри, Сикандара Баг, Насим Баг (Кашмир); 1605-1627 гг. (правление Джахангира): сады Удайпура, Дилкуша Баг (Лахор), сады мавзолея Итимадуддаулы (Агра), Нишат, Шалимар, Ачибал. Веринаг (Кашмир), Вах Баг (Хасан Абдал, Пенджаб); 1627-1657 гг. (правление Шаха Джахана): Шалимар Баг, сады Шахи Кила (Лахор), сады Лал Кила (Дели), сады Тадж-Махала (Агра), Чашма-и шахи и сады Дара Шикоха (Кашмир); 1658-1707 гг. (правление Аурангзеба): Ро-шанара Баг (Дели), Чау Бурджи Баг, Наван Кот Баг (Лахор), Пинджор Баг (около современного Чандигарха) [по материалам У1Шеге-ВШай, 2005].

еванными индийскими землями и установление на них нового, мусульманского, "эстетического порядка". Известный американский исследователь могольских садов Джеймс Уэсткот в этой связи называет сады Бабура "садами победы и преображения" [Westcoat, 1991]. Но, возможно, в личном плане эта деятельность Бабура была вызвана именно тоской по проточной воде, прохладе и свежести - по удовольствиям, которые дарят только сады.

В 1530 г. Бабур скончался в Агре, которую успел украсить несколькими садами, в одном из которых - Рам Баг - он был первоначально похоронен. Перед смертью, по свидетельству его дочери и мемуаристки Гулбадан-бегам, он сказал: "Я годами лелеял в своем сердце желание передать престол Хумаюну Мирзе, а самому удалиться на покой в Сад, Рассыпающий Золото (Баг-и Зарафшан)" [Gulbadan, 2001, c. 108]. Свою привязанность к садам он сохранил и за гробом: по завещанию Бабура его тело было перенесено в Кабул и захоронено в месте, называемом "Сад Бабура" (Баг-и Бабур). Следуя примеру основателя династии, потомки Бабура окружали свои гробницы роскошными садами, и, таким образом, неразрывная связь власти и сада сопровождала этих правителей до конца жизни.

Как земное воплощение рая, сад олицетворяет собой весь мир - видимый и невидимый. Пространство сада, развернутое в природной среде или заключенное в книге, символически обитает и в сердце человека. Для мистического суфийского сознания сад - место, где ищущий может познать Божественную сущность, и потому возделывание сада - это еще и аллегория совершенствования внутреннего мира. Мусульманские сады возникали не только в реальных, но и в духовных измерениях, как представления об идеальном состоянии мира, литературного текста или человеческой души. Сад становился моделью, образцом космоса и социума, и в нем должны были соблюдаться принципы соразмерности, гармонии всех элементов, имеющих строгие геометрические очертания.

Сады - loci communes искусства ислама, излюбленный предмет изображения книжной миниатюры и обязательный объект описания в нарративных жанрах литературы. Всякий правильно организованный и стилистически украшенный литературный текст уподобляется саду, и о наиболее украшенном роде литературы часто говорится как о "садах поэзии". Заглавия многих мусульманских книг, вне зависимости от их жанра и содержания, нередко содержат слово "сад" или "цветник": от "Гулистана" ("Розовый сад") и "Бустана" ("Фруктовый сад") Саади, персидского классика XIII в., до "Сада и весны" ("Баг-о-ба-хар") Мира Аммана, писателя урду XIX в. Так, одно и то же слово "цветник" (гулшан, гул-зар) входит в названия сочинений самых разных жанров: мистического трактата "Цветник тайн" ("Гулшан-и раз") Махмуда Шабистари, исторической хроники "Цветник Ибрахи-ма" ("Гулшан-и Ибрахими") Фиришты, жития святых "Цветник праведников" ("Гулзар-и абрар") Мухаммада Гауси Шаттари, романической поэмы "Цветник Насима" ("Гулзар-и Насим") Дайашанкара Насима и др. Причем все эти "сады" и "цветники" не имеют прямого отношения к содержанию, а обладают чисто символическим значением или являются хронограммой даты написания книги.

К "Гулистану", в частности, восходит и традиция уподобления литературного текста саду, их устойчивая взаимная корреляция. В начале своей поэмы (глава "Причина составления книги") Саади рассказывает о том, как ему вместе с другом пришлось провести ночь в прекрасном саду. Утром друг стал наполнять полу своего платья душистыми розами и гиацинтами, чтобы унести с собой ароматы цветущего сада. Поэт остановил его, напомнив, что живые цветы недолговечны, сезон их цветения краток, - словом, реальный сад непостоянен и тленен. На вопрос друга, каков же выход, поэт ответил: «Для развлечения зрителей и отрады желающих могу я написать книгу "Гулистан" ("Сад роз"), листов которой не достигнет жестокая рука осеннего ветра и радостную весну которой не обратит круговорот времени в унылую осень» [Саади, 2005, с. 322]. Итак, по мнению поэта, книга/ поэзия/литература не только подобна саду, способна заменить его, но и превосходит природный сад по долговечности и нетленности создаваемых поэтом образов.

Уподобление сада книге - общее явление мировой культуры, которому посвящено известное исследование Д.С. Лихачева "Поэзия садов". Повсеместно произведения литературы называются "садами", "вертоградами", "садами Заключенными" (Ъойш сопс1шш). «Сочинение-сад открыто для всех, и каждый находит там то, что ищет. Труд писателя на Западе в средние века уподобляется труду садовника, который высаживает цветы. Древнейшее уподобление - у Платона в "Федре", где Сократ говорит о "садах из букв и слов", которые насаждает писатель» [Лихачев, 1998, с. 54-55].

Раз текст уподобляется саду, то и сад, в свою очередь, может быть устроен, прочитан и понят как текст. Сад-текст читается в двух семантических планах. Первый план - это различные аллегории, символы определенных понятий, событий, людей, а также чисто словесное выражение смысла в надписях и подписях на садово-парковой архитектуре. Второй семантический план - "это общее примыкание элементов садового искусства к тому или иному понятийно-стилистическому строю. Таковы стиль сада или его части, общее настроение, создаваемое садом или его отдельными элементами, открывающимся видом или архитектурным окружением, возбуждаемые садом ассоциации" [Лихачев, 1998, с. 14].

На Востоке и на Западе сады и парки были весьма многофункциональны и тесно связаны с бытом и укладом жизни определенного социума. О том, как использовались мусульманские парки, свидетельствует как историческая и художественная литература, так и изобразительное искусство - миниатюра. Могольские сады устраивались для дворцовых празднеств, официальных церемоний (в частности, для приемов иностранных послов), отправления судопроизводства, многолюдных музыкальных собраний с пением и танцами. При садах держали вольеры и зверинцы с редкими животными, куда водили гостей, чтобы вызвать их удивление.

Однако в то же время сад был местом для медитаций и уединенных размышлений, молитв и благочестивых бесед. Могольская миниатюра часто изображает падишаха (Акбара, Джахангира, Аурангзеба), беседующего в саду с суфийским наставником или странствующим дервишем. Наконец, сад был и пристанищем влюбленных, приютом интимных свиданий и любовных утех - миниатюр с изображением любовников, обнимающихся в саду, не перечесть. Вообще в условиях тропического климата сад являлся наиболее комфортным местом обитания в жаркий сезон: в сохранившихся могольских парках есть отдельные постройки для ночного пребывания (хвабгах) правителя и его гарема.

Авторство традиционной планировки мусульманских садов - чахар-баг ("четыре сада") леген

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком