научная статья по теме МОИ АСТРОФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ Космические исследования

Текст научной статьи на тему «МОИ АСТРОФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ»

Любительская астрономия

Мои астрофотографические экспедиции

Несмотря на очень сильную увлеченность астрономией в юности и годы обучения в Московском планетарии, а затем в Московском физико-техническом институте, она не стала моей профессией. Но осталась навсегда верной спутницей и музой, без которой моя основная работа вряд ли была бы столь успешной. Сочиняю, записываю и издаю музыку на астрономическую тему. Она используется ныне во многих планетариях в лекционных программах, а любителями астрономии - во время наблюдений. В своих любительских астрофотографических поездках за город я черпаю вдохновение и творческую энергию, которые потом воплощаются в нотах.

В Москве невозможно сделать хорошие снимки созвездий, а тем более каких-либо небесных объектов. Уровень засветки даже в небольших городах таков, что за пару минут экспозиции кадр оказывается полностью засвеченным. Это вынуждает любителей астрономии уезжать из города "за своей звездой", и чем дальше, тем лучше. Дело в том, что места в Подмосковье с хорошими условиями для астрономической съемки становятся редкостью. Часто астрофотографические экспедиции для меня оказываются сопряженными еще и с трудностями поиска подходящей фотографической площадки для наблюдений. Посудите сами, в совершенно незнакомых местах, с картой 2000-х гг., имеющей топографию 1992 г., в уже темное время суток и с парой десятков килограммов необходимого оборудования мне приходится порой проходить до 10 км, чтобы найти подходящее место. Потом сообщаю его коор-

динаты другим любителям астрофотографии.

Какая необходима аппаратура для любительской съемки? Бытует мнение, что для съемки неба надо применять сложное и обязательно дорогое оборудование. Осмелюсь заявить, что, несмотря на появление новых технологий, повышение качества любительской съемки и постоянно растущие требования к аппаратуре, и на очень скромной фотографической технике можно сделать красивые и качественные снимки. Главное - грамотно пользоваться аппаратурой и ставить перед собой выполнимые задачи.

До сих пор я пользуюсь классическим фотоаппаратом "Зенит Е", но без штатного объектива "Гелиос 44". Этот объектив довольно качественный, но для астрономической съемки не совсем подходит. Раньше отечественные заводы производили множество разных объективов. Их можно найти и сейчас, причем они довольно дешевые. Обладая всего лишь фотоаппаратом марки "Зенит" и штативом, можно создать собственный фотографический звездный атлас или галерею необычных снимков. Я бы рекомендовал пользоваться объективами трех типов:

короткофокусный широкоугольник, например объектив "Мир-18" (фокус 37 мм, относительное отверстие 2.8, охватывает область неба 50°); он позволяет фотографировать почти любое созвездие целиком (на Гидру и Дракон потребуется всего два-три кадра);

среднефокусный светосильный объектив, например "Юпитер-9" (фокус 85 мм, относительное отверстие 2, охватывает

92

© Климковский А.В.

Звездное скопление "Ясли" (М44) в созвездии Рака. Март 2006 г. Фотоаппарат "Зенит Е", объектив "Гелиос-44М", фотопленка Kodak 400, экспозиция 10мин, гидирование.

область неба 23°), который может фотографировать компактные созвездия, участки Млечного Пути, звездные ассоциации и рассеянные скопления, причем при грамотном кадрировании в поле зрения такого объектива помещаются Лев, Орел, Орион и Возничий; на ковш Большой Медведицы придется потратить два кадра, их потом легко "склеить" с помощью компьютерных программ;

длиннофокусный объектив со средней светосилой, это МТО, "Таир", "Рубинар"; мне достался очень удачный экземпляр -"Юпитер-21М" (фокус 200 мм, относительное отверстие 4, охватывает область неба 10°), многие красивые и небольшие созвездия, такие как Лира, Северная корона, Стрела, Щит, Дельфин, помещаются на одном кадре; звездные скопления Плеяды, Гиады и Ясли не требуют большего масштаба, но для Луны объектив данного типа будет "коротковат".

Обладая необходимым оборудованием, можно ставить конкретные задачи и

хорошо продумать последовательность съемки небесных объектов, экспозиции, а также ожидаемое время восхода Луны. Двигаясь по цепочке плана, я уже не боюсь пропустить избранный объект. Разумно перемещаться с запада на восток при выборе созвездий и звездных групп, так как они могут зайти за горизонт. За это время появятся новые объекты.

Не секрет, что фотографирование неба требует длительных экспозиций, но за это время звезды успевают прочертить дугу на снимке. В коротких черточках есть и благо. Выбор длительности экспозиции зависит от ваших целей и пленки. Вполне подойдет любительская пленка чувствительностью 400 единиц, встречаются в продаже пленки 800 и 1600 единиц. Стоят они дороже и при длительных выдержках ведут себя порой не всегда ожидаемо, хотя во многих случаях их применение бывает оправданным. Все же для первых опытов рекомендую пленки Кодак, Коника или Фуджи 400 единиц.

Звездное облако в созвездии Щита. Март 2005 г. Фотоаппарат 'Зенит Е", объектив "Юпитер-9", фотопленка Kodak 400, экспозиция 30 мин, гидирование.

Порядок работы:

- укрепим камеру на штативе,

- наведем на выбранную область неба,

- прикроем объектив крышкой,

- откроем и зафиксируем затвор,

- аккуратно откроем крышку на 25 с.

Если используется штатный "Гелиос"

или другой рекомендуемый объектив, то гарантирован темный фон неба и звезды до 7-8т. Они могут получиться не точками, а короткими черточками, которые будут тем заметнее, чем больше фокусное расстояние вашего объектива. Это не брак и не оптическая аберрация, а следствие вращения Земли. Фотографии созвездий в полярной области, получаемые с еще большей экспозицией, весьма красивы.

Рекомендую пользоваться не часами, а портативными музыкальными плеерами. Они работают стабильно, долго и позволяют записать в свою память временной "отсчет". Слушая "отсчет" через наушники, наблюдатель фотографирует область неба, замечая во время съемки в

кадре яркий метеор, самолет или спутник. В этом случае кадр окажется еще более ценным либо потребует пересъемки. В качестве фонарика подойдет сотовый телефон, так как обычные фонари слишком ярки. В большинстве моделей телефонов имеются часы, секундомер, калькулятор и органайзер, которые помогут в расчетах и в определенное время напомнят, что надо навести фотоаппарат на тот или иной объект и участок неба.

Более сложна съемка звездных полей с гидированием. С этой целью вам потребуется телескоп на экваториальной монтировке, хотя можно попробовать и на азимутальной. До переделки своего "Аль-кора" я снимал и с помощью азимутальной установки, но только те созвездия, которые во время съемки проходили меридиан, экспозиции при этом были до 5 мин. Если не использовать гидирование, на снимке звезды опишут дуги. Подобное получается, если телескоп неточно сориентировать по широте и сторонам горизонта. Поскольку в экспедиционных

условиях правильно сориентировать монтировку сложно, следует смириться с легким вращением поля или ограничиться не слишком длинными экспозициями (до 20-30 мин).

Сейчас многие телескопы оборудуются часовыми механизмами, но чтобы избавиться от помех, я продолжаю гидиро-вать вручную. Это позволяет оставаться независимым от источников питания, ведь в зимних условиях, например, механизм ведения может замерзнуть или начать работать неадекватно. К тому же скорость ведения часовых механизмов становится наиболее нестабильной при использовании тяжелой камеры с длиннофокусным объективом. При нарушении балансировки всей системы до меридиана вес камеры снижает скорость ведения, а после него - увеличивает. При ги-дировании я не использую крест нитей, а держу звезду на краю поля зрения, иногда - пару звезд. При самом большом увеличении стараюсь, чтобы звезда находилась на краю поля всю экспозицию. Учитывая небольшое фокусное расстояние моих камер, я считаю, что такая техника ведения вполне допустима.

Долгое время я печатал фотоснимки в мини-лабораториях, однако часто отпечатки меня не устраивали из-за слишком большого осветления, искажения цвета и появления дефектов. Качественные отпечатки получались только в очень дорогих профессиональных лабораториях.

Поэтому со временем я приобрел недорогой слайд-сканер и стал сканировать пленки самостоятельно.

Но как бы ни был хорош сканер, последующая обработка снимка компьютерными средствами крайне желательна, ведь пленка содержит значительно больше информации, чем проявляется на фотоотпечатке. При умелом подходе можно повысить проницающую силу снимка как минимум на пару звездных величин, подчеркнуть и выделить слабые области туманностей и рукавов Млечного Пути, поднять четкость изображения и удалить дефекты съемки. Даже при самом аккуратном сканировании в кадре обязательно будет несколько пылинок и возможны дефекты эмульсии - едва заметные точки, которые часто становятся видимыми уже после компьютерной обработки. Вот тут и приходит на помощь вращение Земли: звезды на эмульсии будут в виде черточек, и отличить дефект тогда просто.

Компьютерную обработку я делаю в программе Corel Photo-Paint (аналог Photoshop), она мне представляется более удобной и качественной.

Итогом каждой моей экспедиции становится небольшой рассказ о поездке, иллюстрированный десятками фотоснимков, которые я размещаю в Интернете на моем сайте: www.klimkovsky.ru.

A.B. климковский

Москва

Информация

Гигантский марсианский кратер

Ученые NASA сообщили, что им удалось в результате длительных ис-

следований с помощью ИСМ "Марсианский орбитальный разведчик" ("Mars Reconnaissance Orbiter") и "Марс Глобэл Сервейер" ("Mars Global Surveyor") обнаружить на Марсе самый большой кратер из известных в Солнечной системе. Диаметр этого гигантско-

го кратера (Северный бассейн) - 8.5 тыс. км. Он образовался, по-видимому, примерно 3.9 млрд. лет назад в результате удара огромного космического тела диаметром около 2 тыс. км.

Пресс-релиз NASA, 26 июня 2008 г.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком