научная статья по теме МОНГОЛИЯ. КОЧЕВНИКИ В ГОРОДЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МОНГОЛИЯ. КОЧЕВНИКИ В ГОРОДЕ»

МОНГОЛИЯ. КОЧЕВНИКИ В ГОРОДЕ

в. и.ТЕРЕНТЬЕВ

Аспирант

Горно-Алтайский государственный университет (Горно-Алтайск) Ключевые слова: Монголия, Улан-Батор, кочевники, пространство, миграции, этничность

Согласно событийной логике, ни одно явление не исчезает бесследно. В связи с этим возникает вопрос: как называть кочевников, перешедших к иным формам хозяйственной деятельности, но сохранивших культурно-бытовые стереотипы и мировоззренческие представления?

В первую очередь, нас интересует специфика растворения кочевой культуры в городской среде, доминирование «кочевого» мировоззрения над «земледельческим» в условиях города и вытекающая из этого трансформация в «кочевом духе» города -продукта оседлой цивилизации. Как ни что иное, лучше всего иллюстрирует указанные сюжеты столица Монголии - город Улан-Батор, подвергшийся за последние полтора десятка лет значительным метаморфозам.

Повествование построено на анализе наблюдений, проведенных автором в Улан-Баторе в период стажировки с сентября 2013 г. и по настоящее время.

Вторая задача настоящей работы - рассмотрение путей выстраивания этнокультурного диалога внутри полиэтнического Улан-Батора2.

Минимальные противоречия, существовавшие в повседневном общении среди представителей некоторых дисперсно расселенных этнических групп, в условиях ограниченного городского пространства трансформируются в межкультурный антагонизм, зацикленный на традиционной для большинства обществ розни между коренными жителями и мигрантами. Противоречия сглаживаются постепенно, по мере усвоения последними городских норм поведения. На основе этого диалога в столице более ускоренно идет процесс становления гражданской монгольской нации, по-

В современном кочевниковедении лейтмотивом является представление об отсутствии в настоящее время т.н. «чистых кочевников» - людей, основным способом существования которых является круглогодичное занятие экстенсивным подвижным животноводством. Высказываются мнения об окончании исторической миссии кочевничества и о грядущем исчезновении полукочевого образа жизни к концу текущего столетия1.

скольку многие новые горожане отказываются от прежней этнической, «племенной» идентичности в пользу общенациональной, гражданской.

Сегодня кочевничество включает не только синтез соответствующего способа производства, социально-экономических отношений, общественно-политической организации социума, но и мировоззренческие аспекты. Исследователи выделяют две стороны явления: хозяйственную и культурно-бытовую, включающую мировоззрение.

В этой связи приведем мнение политолога А.В.Михалева о влиянии социалистической модели развития страны на переход монголов от кочёвок к миграциям. Ученый полагает, что «данные способы освоения пространства накладываются друг на друга, формируя уникальное явление -монгольскую миграцию», и обращает внимание на отсутствие «фундаментальных работ по проблеме седентаризации»3 (перехода на оседлый образ жизни) в Монголии.

Мы также не смешиваем кочёвки и миграции в одно, а фоку-

сируем внимание на культурно-бытовых практиках, сопровождающих условное «оседание» кочевников в пределах Улан-Батора, поскольку, в отличие от А.В.Михалева, обращаемся к более позднему времени - началу XXI в., полагая, что в этот период происходит феномен иного порядка.

СКОТОВОДСТВО И МИГРАЦИИ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МОНГОЛИИ

В результате политики седен-теризации большинство кочевых обществ с окончанием социалистической истории не стали массово возвращаться к прежним хозяйственным занятиям. Ярким исключением из данного правила стала Монголия, в которой в начале 1990-х гг., в эпоху резкого перехода от социалистической экономики к рыночной и последовавшей за этим стихийной приватизации, численность частных скотоводческих хозяйств выросла с 8 тыс. в конце 1991 г. до 80,1 тыс. в конце 1993 г.4

Одновременно с этим начался рост сельского населения, который в 1989-2000 гг., впервые за всю историю монгольской урбанизации второй половины XX в., опередил темпы роста городского (17,2% против 15,2%)5. Данное явление отечественный монголовед В.В.Грайворонский назвал «феноменом реномадизации»6. Это связано с ухудшением жизни в городах и возвратом к единственному продуктивному способу существования - традиционному пастбищно-кочевому животноводству.

С начала 2000-х гг. число кочевников постепенно снижается. К примеру, количество скотоводческих хозяйств, согласно докладу руководителя Департамента

с 760 тыс. человек до 1,24 млн11. В 2013 г., по официальной статистике, оно составило 1,3 млн человек12, по другим данным - 1,5 млн, или больше половины всего населения страны (около 2,9 млн человек). Так вчерашние кочевники в массовом порядке оказываются в принципиально иных социально-культурных условиях города.

ОРИЕНТАЦИЯ В ГОРОДЕ И РУРАЛИЗАЦИЯ*** ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Дома-самострои, уходящие за горизонт, - всего в двух кварталах от центральной улицы Улан-Батора. 23.12.2014.

координации политики в области скотоводства министерства промышленности и сельского хозяйства Монголии Н.Ганибала, с 160,3 тыс. в 2010 г. сократилось до 145,2 тыс. в 2013 г., на конец того же года в Монголии было 285,5 тыс. скотоводов7.

По статистике выходит, что хозяйство состоит из двух человек. Но в реальности многие родственники, состоящие официально на другой работе, или учащиеся в свободное время помогают семье в уходе за скотом. Некоторые студенты на выходных едут из Улан-Батора в сельскую местность к родственникам-скотоводам. В летнее время в хозяйстве активно заняты дети.

В нашей практике встречался случай, когда студентка МЭСИ (Московского государственного университета экономики, статистики и информатики) вместе с тремя своими братьями и сёстра-ми на всё лето поселялась у бабушки с дедушкой на стойбище в Западной Монголии. Вот почему в литературе иногда указывается, что хозяйство состоит из 4-5 человек.

По причине затянувшегося социально-экономического кризиса в начале XXI в. отток населения в сельскую местность сменился увеличением миграции в центр и, прежде всего, в столицу Монголии8. Миграции в города Монголии начались еще в 1960-е гг. Причина заключалась в недовольстве политикой, проводимой в сельскохозяйственных объединениях, в результате чего число

скотоводов в 1960-1985 гг. сократилось на 30%9. В силу оскудения пастбищ и отсутствия в провинции должного количества образовательных и медицинских учреждений, с конца 1980-х гг. увеличивался поток переселенцев в некоторые центральные и северные аймаки*, например, в Селенгин-ский. По словам наших информантов, сегодня там, в сомоне**

По мнению монголоведов Н.Л.Жуковской13 и Т.Д.Скрын-никовой14, в традиционной культуре монголов сочетаются статический (концентрический), более характерный для земледельцев, и динамический (линейный), свойственный кочевникам, способы освоения пространства. Статика заключается в организации жилого пространства возле юрты,

Сант, проживает 170 семей, из них 80 - уроженцы северо-западного аймака Уве: этнические группы дербетов и байтов.

Негласное правило социалистического времени о лимите населения Улан-Батора в 600 тыс. человек10 ушло в небытие вместе с эпохой. Согласно данным последней «Государственной переписи населения и жилья Монголии», с 2000 по 2010 гг. население столицы Монголии увеличилось

* Аймак - крупнейшая административно-территориальная единица Монголии (прим. авт.).

** Сомон - район, входящий в аймак (прим. авт.).

Юрты (слева) на фоне высотных зданий. Улан-Батор, 23.12.2014.

выступающей центром обжитого микрокосма, и его известного одомашнивания. Динамика связана с главной характеристикой кочевника - мобильностью. В условиях сезонных перемещений по приблизительно одним и тем же маршрутам у степняков возникала микротопонимика, построенная на цветовых, числовых

*** Рурализация - процесс оттока населения из городов в сельскую местность; явление, противоположное урбанизации (прим. авт.).

или иных особенностях географических объектов15.

Оказавшись в городе, вчерашние кочевники переносят на новую местность степную модель ориентации. В условиях Улан-Батора к динамичности добавляется «описательность», заменяющая собой четкую адресную привязку зданий и перекликающаяся со способами устной фиксации микротопонимов в степи. Это гармонично сочетается со стихийной и слабо контролируемой точечной застройкой свободных участков города, активно начавшейся с конца 1990-х гг. и продолжающейся по настоящее время, которая привела к размыванию линейной системы улиц.

Как сказала одна наша собеседница, уроженка аймака Уве, постоянно проживающая в Улан-Баторе с 2000 г.: «Мы с мужем имеем высшее образование, давно живем в городе, но не знаем названия улиц». Никто из более чем 200 опрошенных нами студентов Монгольского национального университета* не назвал своего точного домашнего адреса: название улицы, номер дома и квартиры. Чаще озвучивался номер района или название остановки, в окрестностях которой проживает тот или иной информант. В строке «Адрес» гражданских удостоверений, выполняющих в Монголии функции паспорта, указаны по порядку - округ, район, микрорайон, номер дома и номер квартиры. Причем таблички с нумерацией на домах города практически отсутствуют.

Это обстоятельство, кажущееся удивительным и создающее повседневные трудности для пришлого носителя некочевой, европейской культуры, по привычке пытающегося по номеру дома найти на той или иной улице интересующий его объект, гармонично вписывается в рамки монгольского менталитета. Городские постройки фиксируются в сознании жителей на основе качественных описаний, например, «длинный, белый» - известный торговый центр на улице Туристов с прилегающей к нему торговой площадью; «зеленое здание», и т.д.

Важным ориентиром в пространстве Улан-Батора являются автобусные остановки, относительно которых горожане определяют место расположения необходимого объекта и количеством которых измеряются городские расстояния. К примеру, в западной части города, на центральной улице города - проспекте Мира** - соседствуют остановки «Хархо-рин» и «Цамбагарав» - пункты, преимущественно, одно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком