научная статья по теме МОНОГРАФИЯ Ч. А. ЮНГА "СОЛНЦЕ" И СЮЖЕТ РОМАНА А. ПЛАТОНОВА "ЧЕВЕНГУР" Языкознание

Текст научной статьи на тему «МОНОГРАФИЯ Ч. А. ЮНГА "СОЛНЦЕ" И СЮЖЕТ РОМАНА А. ПЛАТОНОВА "ЧЕВЕНГУР"»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2015, том 74, № 3, с. 15-23

МОНОГРАФИЯ Ч.А. ЮНГА "СОЛНЦЕ" И СЮЖЕТ РОМАНА А. ПЛАТОНОВА "ЧЕВЕНГУР".

© 2015 г. К. А. Баршт

Монография американского астронома Чарльза Огастеса Юнга (Young Charles Augustus; 1834— 1908) "Солнце" была впервые опубликована на русском языке в 1914 г., затем тиражом 3000 экз. в 1923 г., в книжной серии "Природа и культура". Темой романа А.П. Платонова "Чевенгур" является построение особой модели "коммунизма", полностью основанного на солнечной энергии; предлагаемая статья выдвигает гипотезу о книге Ч.А. Юнга как одном из источников аллюзивного плана в романе Платонова.

The first Russian translation of The Sun - the monograph written by American astronomer Charles Augustus Young (1834-1908) - was published in 1914; the next print run, in 1923, was 3000 copies: the book appeared as part of the series "Nature and Culture" (in Russian, "Priroda i Kultura"). It's note worthy that in his novel Chevengur Andrei P. Platonov pictures building of a 'communist' society, which relies exclusively on solar technologies. This article offers a hypothesis that Ch.A. Young's book might have served as a source for Platonov's novel - particularly for its allusive level.

Ключевые слова: Книжная серия "Природа и культура", солнечный "коммунизм", аллюзия, энтропия, тепловая смерть Вселенной.

Key words: Book series "Nature and Culture", the solar 'communism', allusion, entropy, the deathly heat of the Universe.

Научные монографии книжной серии "Природа и культура" с подзаголовком "Серия популярных очерков по всем отраслям знания" издавалась в Москве или/и в Ленинграде с 1923 по 1932 год, заслужив, в силу своего большого значения в жизни страны, опубликованной библиографии1. Идея серии принадлежит частному московскому издательству "Товарищество В.В. Думнов, наследники братьев Салаевых", организовавшего первые пять выпусков. Вскоре акционерное общество, по причинам, о которых можно догадаться, прекратило свое существование, и серию с тем же названием заново начало "Государственное издательство", выпустившее с 1923 по 1928 г. 31 монографию ведущих ученых мира.

В книгах серии отражены практически все направления естественной науки первой четверти XX века и большинство важнейших научных гипотез, имеющих, помимо научного, общественно-культурное значение: строение вещества Вселенной, евгеника и учение о наследственности, квантовая теория, дарвиновская теория эволюции, термодинамика и концепция тепловой смерти Вселенной, теория эфира, теория относительности, новейшие концепции в области биологии, анатомии животных и тела человека, математики, астрофизики, строительства двигателей и машин, объяснение физических явлений с точки зрения

современной науки - звука и света, концепция биосферы, а также иные гипотезы, объясняющие процессы, идущие в живой и неживой природе, мире элементарных частиц. Стратегическая задача серии - борьба с квази- и донаучным знанием, привнесение в общественную жизнь самых новых свершений, которые произошли в мире науки за последние десятилетия. Особую ценность серии придает то, что авторами монографий являются не некие популяризаторы науки, но ведущие ученые мира, создатели новых естественнонаучных гипотез, привлекающих читателя на свойственный им передний край науки. Книги серии ориентированы на человека, который хотел бы большей ясности в вопросе об отношении его жизни к жизни природы, в целом - всей Вселенной, включая окружающие его геосферу, биосферу и техносферу. В этом смысле книги серии имеют немалое культурное значение, так как простота изложения не означала снижения уровня точности в формулировании передовых научных концепций.

Было бы чрезмерностью утверждать, что Платонов перечитал все монографии серии, однако, трудно представить себе, что, по крайней мере, некоторые из них прошли мимо его внимания, никак не заинтересовав своей темой. Платонов был физиком по образованию, инженером-электриком и энергетиком по специальности; доказано, что

книги о современном состоянии этих наук и новые естественнонаучные открытия его интересовали и, более того, служили базой для формирования сюжетов и идеологии его произведений, о чем существует весьма значительная литература. Наше прочтение книг серии было ограничено рядом обстоятельств, связанных со спецификой междисциплинарных исследований, и проверка правильности излагаемых гипотез не входила в нашу задачу. Концепции и гипотезы, изложенные в книгах серии, важны для нас на уровне мотивов, смысловых соотношений, на уровне тематическом и событийном, в их общефилософском значении, которое более всего интересовано Платонова. Помимо ряда возможных аллюзий и реминисценций, которые мы обнаруживаем в его произведениях, отметим, что сама постановка вопроса о необходимости гармоничного сочетания "природы" и "культуры" была Платонову чрезвычайно близка, об этом он сам не раз писал в своих статьях, в том же русле двигается и мысль его героя-философа2.

Монография известного американского астронома, первооткрывателя солнечной короны, Чарльза Огастеса Юнга (Young Charles Augustus; 1834-1908),была написана в 1881 году и вскоре переведена на все европейские языки; в России впервые опубликована в Петербурге, в 1914 году; на русском языке были также изданы его книги "Уроки астрономии" (СПб., 1902) и "Описательная астрономия" (Одесса, 1915). Книга Юнга о Солнце, особенно после второго ее издания в 1923 году трехтысячным тиражом в серии "Природа и культура"[1], пользовалась немалым читательским успехом. Платонов, испытывавший большой интерес к научно-популярной литературе, не мог не заметить выхода этой книги (возможно, читал ее и в издании 1914 года), основное ее содержание тематически связано с некоторыми ранними произведениями писателя, а также с сюжетом романа "Чевенгур". Наличие очевидных аллюзий на "Солнце" Ч.А. Юнга в романе Платонова заставляет предположить, что эта книга была ему хорошо знакома.

Энергетическая картина мира, которую Платонов создает в романе "Чевенгур", в целом соответствует системе, намеченной писателем еще в ранних статьях, а также записях в "книжках": она основана на единстве вещественно-энергетического бытия Вселенной, функция человека в которой - регуляция и пополнение ее энергией в противостоянии нарастающей энтропии ("мусорному ветру"). Согласно этой концепции, мир движется за счет самоуправляемой космической силы, заключенной в самом его "веществе", одним

из проявлений которой является сознание человека; все конкретные виды энергии являются производными от нее формами, свободно перетекающими одна в другую и имеющими общий корень и причину - энергетический потенциал "вещества существования" Космоса. По мнению Платонова (уровень естественнонаучных знаний которого вполне соответствовал своему времени), основным источником энергии, которой располагает Земля, является Солнце, а электрическая энергия есть наиболее высокий уровень универсальной космической энергии, воспринятый человеком на опыте, в области изучения ядерной энергии в эти годы делались лишь первые шаги.

В своей ранней статье "Свет и социализм" (1922), во многом предвосхитившей проблематику "Чевенгура", Платонов писал: "Вся вселенная есть, точно говоря, резервуар, аккумулятор электрической энергии, т.к. вселенная прежде всего пространство, а пространство прежде всего электромагнитное переменное поле" [2, с. 219]. Отсюда возникает мысль о важнейшей из наук, насущно необходимой человечеству, своего рода философии и методологии энергетики - "элек-трологии", которая призвана стать "самостоятельной огромной наукой, объединяющей всю практику"[3, с. 21], ее основной задачей является создание для человечества полноценного энергетического статуса, способного противостоять мировой энтропии. Правильное отношение к солнечному свету является условием жизни для человечества и каждого отдельного человеческого существа, более того, принципиальное значение имеет и "непосредственный контакт человека, живого организма с природным светом" [4, с. 609]. В имеющем явный автобиографический характер описании научных увлечений Ивана Груняхина в романе "Счастливая Москва" описывается процесс постижения им "золотого правила механики", а также упоминается идея А.В. Луначарского о возможности "зажечь новое солнце, в случае, если нынешнее окажется недостаточным или вообще надоевшим и некрасивым" [5, с. 104]3.

Поскольку жизнь - это форма движения обладающего способностью к саморазвитию "сокровенного вещества" Вселенной, которое развивается в пределах присущей ему энергетической полноты, и предметы материальной культуры, механизмы, артефакты, созданные человеком, и живые существа могут быть трактованы как аккумуляторы, резонаторы и генераторы энергии, способные принимать и применять энергию, полученную из различных источников (людей, Земли, Солнца)4; не только накапливая жизненную энергию, но также и заряжая ею другие существа

и объекты. Единственным очевидным поставщиком энергии, которой располагает человечество, является Солнце - эта мысль многократно повторяется в произведениях Платонова: "прибавочная ценность образуется за счет солнечной энергии" [7, с. 239]; о том же говорят персонажи "Юве-нильного моря" [8, 604]. Сохранение и пополнение энергетических запасов "вещества жизни" становится кардинальной целью человека, к которой, так или иначе, стремятся герои-философы писателя; спасая "вещество существования" от энтропии и оберегая его от неразумных энергетических потерь, они исполняют "жизненную задачу" [9, с. 237].

Теме адекватного использования человечеством солнечной энергии посвящена значительная часть творческого наследия Платонова. Проблема заключается в том, что человечество использует микроскопическую часть энергетического потенциала Земли и Солнца, кроме того, отвечает на его использование малым вложением в нее своего энергетического потенциала; расплатой за это становится будущая смерть и наличная безысходность бытия. В поиске выхода из "мертвого тупика природы", в своих произведениях писатель подвергал художественному исследованию различные в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком