РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2008, № 2, с. 118-127
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АРХЕОЛОГИИ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ РУСИ
МОСКОВСКИЕ ПЕЧАТКИ XVI-XVII вв. ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК ЦЕНТРА АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ г. МОСКВЫ 1994-2004 гг.
© 2008 г. А. Г. Векслер, В. А. Беркович
Москомнаследие, Москва
Печатки-матрицы (предметы с обратным изображением знаков для оттиска на чем-либо), которыми исполнялись оттиски владельческих (личных) печатей непосредственно на документах и, возможно, на подвесных буллах1, относятся к числу эпиграфических и изобразительных материалов. К сожалению, до сих пор они крайне недостаточно используются историками и археологами. Задача нашей статьи - ввести часть их в научный оборот.
Отметим, что печатки в Москве делали из всех пригодных материалов: металла, стекла, кости, поделочного камня и даже известняка. Это могли быть вставки или щитки перстней, двустворчатые "медальоны" с подвижным соединением створок, изделия из цельного камня и др. Печатки-матрицы ХУ1-ХУ11 вв. с текстами и/или изображениями, несомненно, обладают значительным информационным потенциалом: это персональные свидетельства, редкие для почти анонимной культуры "среднего класса" Московской Руси; по значению они сопоставимы с такими материалами, как надписи и орнаменты на московских надгробиях (Беляев, 1996; 2006). И в том, и в другом случае за артефактом и изображением на нем стоит вполне конкретная, уникальная, хотя не всегда известная нам по имени, личность. Количество таких печатей в городе должно было, видимо, приближаться к числу самостоятельных горожан -дворовладельцев, и в собраниях коллекционеров они встречаются довольно часто (Романченко, 1905). Вместе с тем при археологических исследованиях в Москве их находки пока редки: так, печаток с надписями среди них было известно всего две (Рабинович, 1971. С. 9-116. Рис. 11, 1; Станюкович, 2001. С. 72-74).
В настоящей статье впервые публикуется 28 находок печаток (медных перстней-печаток, печаток-подвесок и стеклянной вставки перстня-печатки). В описания включены: анализ контекста, в котором вещь обнаружена; морфология пред-
1 Тексты Х11-ХУ11 вв. и более поздние называют печатями сами матрицы (Словарь..., 1989. С. 36; Словарь..., 2000. С. 385), но при описании вещей это создает путаницу. Термин "печатки" кажется нам более точным.
2
мета; чтение текста ; первичная характеристика иконографии; основания для датировки и атрибуции. Вещи разделены на две группы: печатки с надписями3 и печатки с изображениями различных символов, распределенные по сюжетам вне зависимости от типа носителя печати. Нумерация сплошная.
Печатки с надписями
1. Двойная печатка-подвеска из медного сплава (рис. 1, 1). Обнаружена при выборке заполнения погреба крупной городской усадьбы (2003 г., Б. Трехсвятительский пер., д. 1-3). Комплекс датирован XVII в. на основании находки серебряной копейки царя Михаила Федоровича (1613-1645 гг.), медных копеек царя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), фрагментов стеклянных штофов западноевропейского происхождения XVII в. (Векслер, Лихтер, 2001. С. 365-375).
Двойная печатка встречена в Москве впервые. Она состоит из двух круглых двусторонних матриц и овальной пряжки с килевидным завершением, скрепленных между собой подвижно так называемым цепным соединением. Сквозь двойные ушки пряжки, двойные ушки одной матрицы и одинарное ушко другой пропущен заклепанный с двух концов стержень. Подвижное соединение позволяло получать отпечатки с двух сторон каждой из матриц. Диаметр печатки 14 мм, пряжки 9 х 9 мм, диаметр отверстия в ней 5 мм.
На одной стороне первой матрицы помещена обратная углубленная надпись вязью в три строки, ниже нее - три изогнутых стебелька. Читается: "ПЕЧАТЬ //ДОБРА ЧЕ//ЛОВЕКА". А.А. Медынцева отметила два архаизирующих признака, восходящих ко второму южнославянскому влиянию: одностороннее ч ("червь") появилось на Руси (сохранялось и позже первой половины XVI в.) и д ("добро") в виде греческой "дельты". Далее, в
2 В чтении и комментировании текстов авторы консультировались с палеографами: А.А. Медынцевой, А.А. Тури-ловым, А.Г.Авдеевым. Выражаем им искреннюю благодарность.
3 Печатки с надписями предварительно опубликуются нами в сборнике "Вопросы эпиграфики" (Вып. 2. В печати). Для настоящей статьи материал существенно переработан.
Рис. 1. Печатки с надписями. 1 - Б. Трехсвятительский пер., д. 1-3, 2003 г.; 2 - Кадашевская наб., 16-18, 1996 г.; 3 - Старый Гостиный двор, ул. Варварка, д. 3, 2000 г.; 4 - ЦВЗ "Манеж", Манежная пл., д. 1, 2004 г.; 5 - Кадашевская наб., 30, 2002 г.; 6 - ул. Рождественка, д. 17-19, 2000 г. Здесь и на остальных рисунках оригинал дан в масштабе - а, оттиск - б.
слове "печать" я (иотированное а) отличается от концевого а в словах "добра" и "человека" (т.е. а и 1а различаются). Эта буква начинает эволюционировать, постепенно приближаясь к современной букве я, только в XVII в., что помещает вероятную дату надписи в XVII в. Надпись того же содержания несут перстни-печатки: найденный в Суздале перстень XVI в. ("П[ечать] Д/ОБРЯ/Ч[еловека]"; см.: Седова, Курганова, 1998. С. 231-236) и медный перстень-печатка XVII в. из коллекции Н.Ф. Романченко (надпись в четыре строки; Ро-манченко, 1905. С. 28. №48). На обороте первой матрицы - изображение птицы (при оттиске "вправо"). На второй матрице также помещены углубленные изображения, с одной стороны -Самсон, разрывающий пасть льву (при оттиске "вправо"), с другой - "зверь" с гривой, т.е. лев (при оттиске "вправо").
Можно предположить, кому принадлежала печатка. На исследованном участке помещались владения Никиты Вышеславцева и Никиты Тарутина ("План Восточной части Белого города, составленный по данным на 1631 г."; см.: Богоявленский, 1952). Вышеславцевы - дворянский род, восходящий ко второй половине XV в., владевший поместьями в Новгородской обл., Тамбовском и Московском уездах. Никита Васильевич Вышеславцев, в 1609 г. ярославский воевода, затем новгородский уполномоченный для предложений русского престола шведскому королевичу Филиппу; полномочный посол в Швецию (16161618) и Польшу (1621-1624) для размежевания земель, составитель писцовых книг по Устюжне (Русский., 1998. С. 506). Перепись 1620 г. указывает на принадлежность Микиты Тарутина к суконной сотне - купеческому объединению, ориентированному на торговлю с Западом, осуществляемую, в том числе, через Новгород Великий (Переписи., 1896. С. 20). Хорошо сочетается с возможной принадлежностью печатки одному из названных Никит найденный в заполнении погреба медный нательный крест с изображением Никиты Бесогона и архангела Михаила (на обратной стороне), что может говорить об изготовлении предмета в Тверской или Новгородской земле (Векслер, Беркович, 2005. С. 223-230).
Формула "добрый человек" как обозначение социального статуса известна по находке в московском Казарменном переулке чернолощеного кувшина с надписью "Кувшин добра человека Григория Офонасева"; характер написания позволил датировать ее не позднее первой половины XVII в. Григорий Афанасьев был состоятельным торговцем, державшим в 1626 г., согласно "Книге об устройстве торговых рядов", лавку в Китай-городе (Золотов, 1959. С. 284-286). "Добрые люди" в источниках XII-XVI вв. - зажиточная часть податного (непривилегированного) населения Руси: "А брати ему дворовая пошлина ... с сорока собо-
лей съ доброго и с середнего и с плохого по алтыну (Акты., 1836. С. 399; Словарь древнерусского., 2000. С. 39), поэтому из двух названных выше лиц Микита Тарутин как владелец печатки более вероятен.
Известны и другие печатки с "притяжательными" надписями, указывающими на владельцев. Таковы прикладная печатка-матрица с надписью "ПЕЧАТЬ ГОАНА КАРОВИ" второй половины
XV в. (работы М.Г. Рабиновича в Зарядье в 1949 г.; 1971. С. 9-116. Рис. 11, 1) и серебряный перстень
XVI в с надписью "ПЕЧАТЬ НА ЪУЗЕ МЧНКА ПРЬЧТА" (наблюдения за земляными работами на ул. Солянке, 1977 г.; см.: Станюкович, 2001. С. 72-74).
Целая серия печаток с надписью не имеет таких указаний, но несет нравоучительные тексты-девизы.
2. Перстень-печатка медного сплава (рис. 1, 6). Найден при наблюдениях за земляными работами в Белом городе (ул. Рождественка, д. 17-19, 2000 г.). В XVII в. здесь располагались дворы звонарей и сторожей кремлевских соборов. Щиток перстня овальный, 12 х 11 мм; внутренний диаметр шинки 20 мм. На щитке - углубленная зеркальная надпись в три строки, заключенная в линейную круглую рамку. Читается: "НЕ БО/ЙСЯ СМ(Е)/РТИ Б[ойся...]" (буквы "И" и "Б" в конце надписи объединены в лигатуру). У В.И. Даля есть близкая по смыслу пословица: "Не бойся смерти, бойся греха" (Даль, 2000. С. 180). По мнению А.А. Турило-ва, палеографически надпись лишена ярких датирующих признаков. Начертания архаичны и вполне укладываются даже во вторую половину XV в., но столь же вероятна и более поздняя датировка, вплоть до середины XVII в. Возможная причина такой архаичности - простое неумение изготовителя перстня правильно писать, о чем свидетельствует ошибка в написании буквы "Н", при оттиске в зеркальном отображении читающейся как "И".
3. Перстень-печатка медного сплава (рис. 1, 5). Обнаружен в Замоскворечье при наблюдениях за земляными работами (Кадашевская наб., 30, 2002 г.). В XVII в. здесь находились дворы Кадашевской слободы. Щиток восьмигранный (15 х 15 мм); шинка (внутренний диаметр 22 мм) в зонах, прилегающих к щитку, украшена полосами с косыми насечками - по две с каждой стороны. На щитке - углубленная зеркальная надпись в четыре строки в восьмигранной рамке с орнаментом в виде насечек. Читается: "ЛЮБО(ВЬ)/ ТИ БУД/ЕТ НЕ/ОМАНА" (парафраз изречения из "Послания апостола Павла Римлянам", 12: 9: "Любовь (да будет) непритворна"). Слово "оман" (обман) иллюстрирует специфическое явление диалектов новгородского типа: изменение бм в м (Горшкова, Хабургаев, 1981. С. 112). По памятни-
кам древнерусской письменности северорусских территорий (Псков, Нарва) это явление фиксируется не ранее XVI в. (Словарь русского., 1987. С. 91).
4. Круглая двусторонняя печатка-подвеска медного сплава (рис. 1, 4). Найдена в 2004 г. при выборке ямы в мат
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.