обсуждавшихся проблем (социология риска и неравенства, процессы демократизации в Латинской Америке, социология глобально-локальных отношений, голод и общество, неравенство и мобильность в Восточной Европе, права человека и справедливость и др.).
Некоторые итоги. Несмотря на нечеткость и многозначность названия XVIII Всемирного социологического конгресса, которое было сконструировано в рамках публичной социологии, его содержательная работа в целом, дискуссии и выступления участников на различных сессиях, исследовательских комитетах и группах привели к пониманию, что главной проблемой современного мира является неравенство (не-равность), которая предопределена рыночными отношениями, глобализацией и политическими структурами, воспроизводящими как новые, так и традиционные формы (виды) неравенства ("классы для себя", "коричневые дома для бедных" и "голубые дома богатых", неэффективность протестных движений, приход неоконсерватизма на смену неолиберализму и др.). Социология в целом и Международная социологическая ассоциация преобразованы из европейской и американской дисциплины в глобальную социологию, которая все более осознает разнообразие и неравные условия своего существования. Безусловная значимость этого конгресса в том, что он показал неадекватность модели социологии в решении глобальных проблем современного общества. К тому же подавляющее большинство докладов имело прикладной характер, разную теоретико-методологическую основу, что с необходимостью указывает на важность разработки новой парадигмы социологического знания.
© 2015 г.
С.А. КРАВЧЕНКО
МОСТЫ, СОЕДИНЯЮЩИЕ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ РАСКОЛЫ СОЦИОЛОГИИ РАДИ БОЛЕЕ РАВНОГО МИРА
КРАВЧЕНКО Сергей Александрович - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии МГИМО (У) МИД России (E-mail: sociol7@yandex.ru).
Аннотация. Анализируются новые социальные и культурные неравенства, последствия которых коснулись всех глоболокальных реалий. Порождены новые политические и социальные движения, возникли риски, уязвимости, потенциальные бедствия и катастрофы, принципиально новые отношения природы и общества, социальные неравенства. Анализировать эти реалии с позиций национальных со-циологий или отдельных теоретико-методологических подходов стало невозможно. Отсюда вызовы существующему социологическому знанию: оказалась востребована "глобальная, наднациональная, космополитическая" социология. Новое прочтение социологических теорий социального неравенства, начиная с Маркса, Вебера, Дюркгейма, и создание оригинального теоретико-методологического инструментария, нового социологического мышления и воображения позволяют адекватнее и глубже анализировать происходящие в мире изменения.
Ключевые слова: неравенство • уязвимости • риски • новые социальные движения • глобальная социология
XVIII Всемирный социологический конгресс проходил под девизом: "Сталкиваясь с неравным миром: вызовы глобальной социологии". На первый взгляд, может показаться, что проблематика социального неравенства, которой так много внимания
уделяли классики социологии, представители Франкфуртской школы, феминизма, исследователи расовых отношений, основательно изучена, апробирован широкий и эффективный теоретико-методологический инструментарий ее исследования. Стоило ли данную проблематику выносить в качестве стержневой темы на столь представительный форум? Ведь есть много других актуальных проблем, от решения которых зависит не только характер будущего, но и существование человечества. Убежден, что стоило, с учетом предложенной инновационной тематики сессий исследовательских комитетов и рабочих групп, выдвинувших в центр научных дискуссий современные социокультурные неравенства, имея в виду, что они становятся иными, более сложными, чем были даже несколько десятилетий назад. Их побочные эффекты не ограничиваются локальным пространственно-временным контекстом, а, как правило, выходят за национальные рамки, имеют глобальный характер.
Оргкомитет присудил высшую награду Конгресса И. Валлерстайну, президенту Международной социологической ассоциации (1994-1998), за его выдающийся вклад в раскрытие проблем глобальных неравенств, создание теории мировых систем, что нашло отражение в трудах, многие из которых изданы в России [Валлерстайн, 1998, 2001а, 2001б, 2003].
Отмечу пятнадцать новых реалий глобальных неравенств, которые мне показались наиболее значимыми.
1. Человечество в целом обретает облик неравного и несправедливого мира.
Не просто количественно увеличивается разрыв в доходах и благосостоянии между богатыми и бедными, который, как известно, флуктуирует в культурном и временном контексте (П. Сорокин), а качественно и по нарастающей тенденции ухудшаются жизненные шансы, стили жизни миллионов людей. И это на фоне величайших достижений науки и техники, развития информационных технологий, практически повсеместного распространения интернета и беспроводного телефона, которые потенциально могли бы быть использованы для гуманизации социальных отношений, минимизации социальных неравенств. Как отметила Р. Соса, вице-президент МСА, это проблема не отдельных стран - каждый седьмой человек из десяти живет в странах, в которых экономическое неравенство за последние 30 лет увеличилось; в современном мире половина мирового богатства находится в руках 1% населения; насчитывается не менее 774 млн неграмотных взрослых, а 162 млн детей страдают от задержки роста. Но самое главное - отмечается рост факторов, способствующих производству, распространению и усложнению неравенства, которое "усугубляется расизмом, дискриминацией, насилием, миграцией, войной, природными бедствиями, инвайрон-ментальным загрязнением, климатическим изменением, неумеренным разрушением и/или добычей природных ресурсов, фактором гендера, возраста, инвалидности, коллективной или индивидуальной идентичности, обусловленной этническими или религиозными особенностями или сексуальной ориентацией и даже невозможностью реального участия в принятии коллективных решений" [Sosa, 2014: 12]. Эта тема многогранности и сложности современного неравенства была вынесена на две президентские сессии: "Сталкиваясь с неравным миром" и "Альтернативы неравному миру". Ей же были посвящены пленарные сессии: "Конфигурации структурных неравенств" (рук. Е. Здравомыслова); "Концепции справедливости в контексте различных исторических и культурных традиций"; "Производство и практика неравенства"; "Социальные ущербы от неравенств"; "Преодоление неравенств: акторы и опыт" и др.
Кроме того, весьма представительным был профильный исследовательский комитет "Социология бедности, благосостояния и социальной политики", на котором рассматривались конкретные проблемы неравенства, порождаемые ущербностью принципов глобализирующейся неолиберальной биополитики, основанной на формальном рационализме, прагматизме и меркантилизме. Это разделение людей по политически заданной "нормативности" З. Бауман выразил посредством метафоры садовника -эффекта, обусловленного стремлением людей к постоянной рационализации и совершенству, оборачивающегося ненамеренными, побочными последствиями: "Садовник лучше знает, какие сорта растений должны, а какие растения не должны расти на
участке, о котором он заботится". Во имя гармонии "сорняки" (социальные группы риска) оказываются вне "нормы", своего рода "отходами", что латентно воспроизводит противостояние "врагов" и "друзей" [Bauman, 2009: 99].
2. Неравенство между возможностями влияния глобальной, по существу, западной культуры, и национальными культурами. При всех объединяющих человечество достоинствах глобальной культуры, в ней есть существенные побочные эффекты, подрывающие или умаляющие ценности локальных культур. Вот лишь три из них. В исследовательском комитете "Социология коммуникаций, знания и культуры" поднимались проблемы критики потребительской культуры, способствующей посредством символического насилия утверждению новых форм отчуждения. Участники комитета "Социология образования" озаботились проблемами новых вызовов национальным системам образования, которые примитивизируются, а эти неравенства производятся не только явными, но и латентными факторами. Учитывая это, японский социолог М. Тендо выступил с докладом о невидимых неравенствах в обучении. Примечательно, к Конгрессу Дж. Ритцер выпустил 20-е издание книги "Макдональдизиро-ванное общество", в которой отмечается "частая неразумность" рациональных систем, что особенно относится к обучению студентов в Макуниверситетах и Макколледжах. Большие лекционные потоки, использование технологий без человеческого фактора для контроля за знаниями учащихся, минимальные контакты между преподавателями и учащимися, дистанционное обучение - все это неизбежно воспроизводит иррациональную рациональность и социальные практики, умаляющие ценность человека как личность. "Студенты могут чувствовать себя почти как объекты, в которые вливается знание по мере того, как они движутся по образовательной конвейерной линии, обеспечивающей их информацией и выдающей диплом" [Ritzer, 2013: 139]. Их знания не просто отличны от компетенции студентов элитных учебных заведений - воспроизводится интеллектуальное неравенство специалистов, имеющих формально равноправные дипломы. Но, пожалуй, более всего дисфункциональное влияние глобальной культуры проявляется в ее "текучем" характере (З. Бауман) по отношению к достаточно "жестким" ценностям и нормам национальных культур. Через интернет, минуя национальные культурные барьеры, в страны проникают идеи, образы, информация как легального, так и нелегального содержания (детская порнография, культура насилия и т.д.). Их "текучий" контент, распространяющийся в виртуальном пространстве, отнюдь не означает слабость влияния на общественное сознание. Более того, в силу этой "текучей" особенности в локальные культуры легче проникают формы девиации и преступности, не имеющие корней в национальной среде. Об особенностях девиации в нашей стране речь шла в докладе Я. Гилинского "Социология девиации и социального контроля (девиантология) в России".
3. Неравенства, обусловленные динамикой рас
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.