научная статья по теме Мотив волшебного леса в трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» Биология

Текст научной статьи на тему «Мотив волшебного леса в трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец»»

УДК 821.111

Е.Е.Зарубина

Новосибирский государственный университет г. Новосибирск, Россия

МОТИВ ВОЛШЕБНОГО ЛЕСА В ТРИЛОГИИ Дж. Р. Р. ТОЛКИЕНА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»

Трилогия Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец» впервые была опубликована в 1954 - 1956 гг. и сразу же привлекла внимание ученых. Наибольший интерес вызвали придуманные Толкиеном языки и мифологические прототипы персонажей, названий, событий; сказочная же составляющая, хотя сам Толки-ен указывал на тесную связь его трилогии со сказками, осталась без должного внимания. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные в произведении Толкиена сказочные мотивы: мотив волшебного леса и мотив его хранителя.

Мотив волшебного леса - типичный фольклорный мотив, характерный для народных сказок, мифов, легенд, преданий. В XIX-XX вв., когда возрастает интерес к фольклору, этот мотив проникает и в художественную литературу.

Волшебный лес - это лес в сказке, балладе, песне, фантастическом произведении, являющийся границей между миром героев и иным миром. Хранитель леса - это волшебное существо (антропоморфное, зооморфное, фитоморфное или антропоморфное с зооморфными чертами), стерегущее волшебный лес как границу между мирами. Часто мотив хранителя сочетается с мотивом дарителя. Тогда он приобретает новые функции: встречать героя на границе миров, испытывать героя, приобщать героя к иному миру и способствовать попаданию героя в иной мир.

О мотиве волшебного много писал В. Я. Пропп1. Волшебный лес, по его мнению, окружает царство мертвых, является границей между миром живых и иным миром, а хранителя волшебного леса - страж этой границы.

В трилогии Толкиена мотив волшебного леса предстает в несколько иной интерпретации, отличающейся от традиционной. С одной стороны, безусловно, можно отметить черты, связывающие леса во «Властелине колец», которые мы будем рассматриваете Old Forest и Fangom Forest), с тем лесом, который отделяет мир живых от мира мертвых, но с другой стороны, видны особенности совершенно иного рода.

Первый лес который встречается в трилогии Толкиена, - это The Old Forest (Вековечный лес в переводе А. Муравьева). Как и любой волшебный лес, The Old Forest является предметом запрета, о нем рассказывают «the bogey-stories abut goblins and wolves and things of the sort2» («страсти-мордасти про леших, волков и всякую нечисть3»). Кроме того, он населен волшебными существами (например, The Old Willow). The Old Forest выполняет характерную для волшебного леса функцию границы между миром живых и миром мертвых. Это видно из того факта, что он стоит на границе между Хоббитанией и Могильниками. Хранителем The Old Forest является Tom Bombadil (Том Бомбадил).

Он - типичный хранитель волшебного леса. Сам Толкиен дает ему характеристику «He is the Master of wood, water and hill»4 («Он здесь всюду хозяин: ему подвластны леса и воды, холмы и долы»5). На принадлежность Тома Бомбадила к типу хранителей волшебного леса указывают в первую очередь выполняемые им функции. Главная функция хранителя - охранять волшебный лес как границу между мирами. Кроме того, для него характерны и другие функции:

1. Встреча героев на границе миров. Беседа Тома с хоббитами происходит в его доме, который стоит на границе леса и Могильников.

2. Испытание героев. Самый распространенный способ испытания героев хранителем леса - расспрашивание героев. Том Бомбадил спрашивает хоббитов о цели путешествия, и они, сами того не замечая, рассказывают ему все, даже то, что изначально не хотели говорить.

3. Приобщение героев к иному миру происходит, как правило, в три этапа: купание героя; прием героем пищи, приготовленной хранителем; сон героя. Эти этапы имеют символическое значение и уходят корнями в древний обряд посвящения и культ смерти. Купание символизировало очищение от одного мира и приготовление к переходу в другой мир. Еда в загробном культе многих народов имела сакральное значение. Считалось, что человек может вернуться до тех пор, пока он не вкусил пищи иного мира. В произведении Толкиена герои проходят через все три этапа приобщения к иному миру. Том Бомбадил сначала

1 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2002.

2 Tolkien J. R. R. The Lord of the Rings. The Fellowship of the Ring. M., 2002. Стр. 5

3 Толкиен Дж. Р. Р. Хранители. Перевод В. Муравьева. М., 2002.. Стр. 152.

4 Tolkien J. R. R. The Lord of the Rings. The Fellowship of the Ring. M., 2002., Стр. 36

5 Толкиен Дж. Р. Р. Хранители. Перевод В. Муравьева. М., 2002., стр. 167

предлагает героям умыться, потом приглашает к столу, а затем провожает в спальни. Здесь стоит обратить особое внимание на сон героев. Все хоббиты (кроме Сэма, который спал, как бревно) во сне испытывают страх смерти: Фродо снятся черные всадники, сон Пиппина тоже не спокоен: «Сон его вдруг обернулся удушьем...». Мерри во сне боится утонуть. Эти сны также могут свидетельствовать о совершающемся переходе в иной мир.

4. Помощь героям в пропадании в иной мир Том Бомбадил также оказывает. Он объясняет им дорогу и разучивает с хоббитами заклинание, вызывающее волшебного помощника (которым является он сам), кроме того, Том Бомбадил выручает хоббитов из Могильников.

Таким образом, The Old Forest является типичным «волшебным лесом» - границей между миром живых и миром мертвых, а Том Бомбадил - типичным «хранителем волшебного леса». Однако есть в образе The Old Forest еще одно, менее очевидное, значение. Дело в том, что в образе Хоббитании Толкиен создал свою «Страну Утопию». В описании Хоббитании достаточно много черт социальной утопии: практически полное отсутствие правительства (каждый род сам себе хозяин) и при этом процветание страны; хоббиты довольствуются своим и не зарятся на чужое; довольные своей сытой и спокойной жизнью, они наивно полагают, что все в Средиземье живут также; последние упоминания о голоде, болезнях, войнах в Хоббитании относятся к незапамятной древности. Таким образом, Хоббитания предстает в виде утопического государства, замкнутого и отделенного от реального мира непроходимым лесом.

Учитывая такую особенность Хоббитании, The Old Forest приобретает новую функцию границы между миром идеальным и миром реальным. Тогда становится понятным длительное пребывание хобби-тов у Тома Бомбадила, его долгий и подробный рассказ о Средиземье: наивным жителям утопической Хоббитании необходимо было узнать реальное положение дел в мире, привыкнуть к тому, что он далеко не такой уютный и спокойный, как Хоббитания.

По-другому обстоит дело с Fangorn Forest (Фангорн). Он также является границей между мирами, но если Вековечный лес ведет героев из мира живых в мир мертвых, то Fangorn Forest ведет в обратном направлении: из мира мертвых в мир живых. Прежде всего, именно в Fangorn Forest впервые по сюжету появляется воскресший Гэндальф. Кроме того, в Fangorn Forest хоббиты спасаются от неминуемой смерти. На связь леса с мотивом возрождения указывают и отдельные элементы в образе его хранителя. Сам Tree-beard (Древень) вызывает ассоциации с древом жизни. Толкиен акцентирует внимание читателей на не замеченном хоббитами, но очень важном факте. Когда они карабкались на скалу, на которой стоял Tree-beard «.the cuts and sores of their captivity had healed and their vigour had returned»6 ( «.их раны и ушибы сами собой зажили и сил против прежнего прибавилось»7). Напиток, которым поил хоббитов Treebeard, живо напоминает о традиционном для народных сказок мотиве живой воды. Эта вода придала хоббитам сил, утолила и жажду, и голод: «The effect of the draught began at the toes, and rose steadily through every limb, bringing refreshment and vigour as it coursed upwards, right to the tips of the hair»8 («От пальцев ног свежая, бодрящая струя разлилась по всему телу, аж до корней волос»9). Однако возникает вопрос: почему в Fangorn Forest нет животных? Дело в том, что Fangorn Forest - не мир живых как таковой, а граница между двумя мирами, на которой никто жить в принципе не может.

Сам Treebeard является стражем границы, который переводит в мир живых самых достойных. Как хранитель леса, он встречает хоббитов на границе миров, расспрашивает их обо всем, что с ними случилось (в этом заключается испытание), приобщает героев к другому миру (поит их целебной водой, укладывает спать), доставляет к границе леса, способствуя проникновению в иной мир.

Таким образом, в трилогии Толкиена «Властелин колец» волшебный лес предстает в нескольких ипостасях: волшебный лес - дорога в мир мертвых; волшебный лес - дорога в мир живых и волшебный лес - дорога в мир реальный.

Список использованных источников

1. Tolkien J. R. R. The Lord of the Rings. The Fellowship of the Ring. M., 2002.

2. Tolkien J. R. R. The Two Towers. London. 2008.

3. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2002.

4. Толкиен Дж. Р. Р. Хранители. Перевод В. Муравьева. М., 2002.

5. Толкиен Дж. Р. Р. Две твердыни. Перевод В. С. Муравьева. М. 2002.

6 Tolkien J. R. R. The Two Towers. London. 2008. p. 602

7 Толкиен Дж. Р. Р. Две твердыни. Перевод В. С. Муравьева. М., 2002. Стр. 85

8 Tolkien J. R. R. The Two Towers. London. 2008. p. 613

9 Толкиен Дж. Р. Р. Две твердыни. Перевод В. С. Муравьева. М. 2002. Стр. 99

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком