научная статья по теме МУРАВЬИ, ЛОШАДИ, БАБОЧКИ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «МУРАВЬИ, ЛОШАДИ, БАБОЧКИ»

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

А'в'3^мпеИР1^ Муравьи, лошади, бабочки...

д. В' руднев (Натурфилософские воззрения В. Ф. Одо-Санкт-Петербург -Барселона евского в произведенияхдлядетей)

В статье рассматривается преломление натурфилософских взглядов Ф.-В.-Й. Шеллинга в произведениях В. Ф. Одоевского для детей, подчеркивается мастерство и новаторство писателя. В анализируемых текстах Одоевский предстает перед читателем как экспериментатор, эколог, натурфилософ.

Ключевые слова: натурфилософия; романтизм; двоемирие; образы животных; олицетворение.

В. Ф. Одоевский (1803-1869) - писатель, философ, педагог, издатель, музыкальный критик, на много лет опередивший своими идеями и замыслами эпоху. Кажется, его перу было подвластно все: от романа-утопии «4338 год» и сложных философских романов («Русские ночи») до детских рассказов и сказок, которые В. Г. Белинский ценил чрезвычайно высоко. «В настоящее время русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций. Узнав его, с ним не расстанутся и взрослые...» [Белинский 1976: 3].

Сборник «Сказок и повестей для детей дедушки Иринея» на первый взгляд кажется простым собранием произведений для занимательного чтения, но за их подбором стоит продуманная, тщательно выверенная авторская позиция и авторский взгляд на мир. Предметом нашего рассмотрения будут две повести и сказка из этого сборника, посвященные миру животных. В этих произведениях ярко воплотились художественные и философские принципы Одоевского-эксперимен-

Зелеиин Александр Васильевич, доктор филол. наук, преподаватель Тамперского унта (Финляндия). E-mail:aleksandr.zelenin@utn.ii

Руднев Дмитрий Владимирович, кандидат филол. наук, доцент СПбГУ. E-mail: rudnevdd mail.ru

татора («Анекдоты о муравьях»), Одоевского-эколога («Бедный Гнедко»), Одоевского-натурфилософа («Червячок»). Такая последовательность неслучайна, как неслучайны и выбранные писателем образы животных. Намеченная здесь триада (природа и общество - защита животного (природного) мира - натурфилософия и религия) отражает совсем не сказочную, а скорее романтико-просветитель-скую, философскую мысль автора, являющегося горячим сторонником и пропагандистом натурфилософских идей Ф.-В.-Й. Шеллинга (1775-1854). Чрезвычайно высокая оценка Одоевским новаторской деятельности Шеллинга и его вклада в европейскую философию содержится, например, в «Русских ночах»: «В начале XIX века Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб в XV, он открыл человеку неизвестную часть его мира. его душу». Шеллинг пытался преодолеть ограниченность рационалистического познания мира, ставшего популярным в Европе со времен Декарта, и противопоставить атомистическому, аналитическому взгляду на мир целостное, синтетическое объяснение мира.

Выбор «действующих лиц» у Одоевского глубоко мотивирован: муравьи еще со времен Аристотеля считались «политическими животными» (к ним также от-

носили в древности пчел и журавлей, поскольку их поведение чем-то сходно с взаимоотношениями людей); лошадь в русской литературе «выступает как символ человеческого страдания. Этим как бы признается, что лошадь "человечнее" человека, и в образе ее страдания больше благородства и художественной силы» [Марков 1955: 75]; червячок -одна из форм бабочки, издревле считавшейся символом души умершего человека. Сказки и повести в сборнике перемешаны, но это - сознательная установка автора: кем-то текст будет прочитан только как занимательная история, для кого-то станет предметом глубокого размышления, причем скорее даже не столько для детей, сколько для взрослых, ибо четкого разделения на взрослую и детскую литературу в первой трети XIX в. еще не существовало, мир ребенка мыслился скорее как факультативный, дополнительный к миру взрослых, находящийся под их «присмотром» [Гладилова 1995: 24-25].

Название «Анекдоты о муравьях» отражает жанровую специфику текста: Одоевский использует старое, идущее с середины XVIII в. понимание анекдота как короткого нравоучительного рассказа (обычно о каком-либо событии, факте -действительном или вымышленном, о значительном историческом персонаже), однако новаторски наполняет его новым, естественнонаучным и философским, содержанием. Муравьи - одни из самых популярных «героев» в литературе: они упоминались в Средние века в Бестиари-ях (иллюстрированных сборниках с подробным описанием в стихах или прозе мифических и реальных животных, представленных в аллегорических или нравоучительных целях), где служили примером прилежания и трудолюбия; они встречаются в христианской богословской литературе, где являют собой пример послушания и смирения; в нравоучительных баснях это символ трудолюбия и предусмотрительной запасливости. Одоевский же в своих «анекдотах» выступает как экспериментатор (в этом несомненно проявляется его увлеченность новейшими научными открытиями и следо-

вание натурфилософии Шеллинга). Композиция текста напоминает постановку научного эксперимента. Сначала следует объяснение мотива и намерения экспериментатора:

Я нашел в (цветочном) ящике три муравьиные гнезда; я приискал другое место для моей луковицы, а ящик с муравьями избрал предметом моих наблюдений;

затем - описание «оборудования» с целью проведения эксперимента и обеспечения его «чистоты»:

Я постарался моим гостям доставить все возможные удобства; я снял с ящика все то, что могло мешать или вредить им

Это составляет экспозицию произведения. Далее следует детальное описание эксперимента и методика его проведения:

По нескольку раз в день приходил я смотреть на их работу, а часто и ночью, при лунном свете.

По ходу повествования включаются научные зарисовки: описываются естественные трудности протекания эксперимента («голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зерна»), их устранение («я навязал несколько лоскутков бумаги на небольшие палочки и рассадил их вокруг ящика; движение этих бумажек пугало голубей»), трудности, созданные намеренно («желая испытать, до какой степени простирается смышленость и терпение моих постояльцев, я велел не только затворить амбар, но даже заклеить бумагой все могущие быть в нем отверстия»). Автор хронологически точно фиксирует протекание эксперимента:

Пшеничное зерно совсем не легко для муравья; доставить такое зерно в муравейник часто стоит четырехчасовой работы.

Не ограничиваясь сухим описанием самого эксперимента, писатель сопровождает его щедрыми комментариями, содержащими и исследовательскую рефлексию по ходу эксперимента:

Я ошибся; к величайшему моему удивлению; чрезвычайно был удивлен; не подозревал; мне любопытно было знать; в удобном

68

месте (муравьи) останавливаются для отдыха, и число этих отдыхов может дать меру, до какой степени они приходят в усталость.

В конце рассказа - развязка, подведение результатов эксперимента:

...мне очень было весело доставлять моим муравьям разные маленькие удобства; я наблюдаю их с давнего времени и всегда нахожу что-нибудь новое, любопытное.

Однако автор не довольствуется лишь одним естественнонаучным выводом, а стремится прийти к более высоким уровням: натурфилософскому («с тех пор я никогда не прохожу мимо муравейника, не вспоминая, что то, что нам кажется просто кучей сора, содержит в себе целое общество тварей деятельных, промышленных, которых сметливость и постоянство в исполнении своих обязанностей могут служить образцом для всего мира») и дидактическому, воспитывающему («посмотри, ленивый мальчик, посмотри на муравья и старайся последовать его примеру»). Эта моральная и философская сентенция и составляет постпозицию произведения. Образ автора в данном тексте выступает в двух ипостасях: взрослого экспериментатора, активно участвующего в повествовании, и присутствующего в подтексте любознательного мальчика, с интересом изучающего жизнь, повадки, поведение представителей животного и растительного мира.

Социальная природа муравьев, аналогия с человеческим обществом подчеркивается автором на лексическом уровне: смышленые насекомые, гости, постояльцы, общество (тварей), сильнейшие из собратий, слабые товарищи, спокойствие его жителей. Их деятельность сопоставляется с трудом человека и вследствие этого характеризуется Одоевским лексикой, типичной для описания:

- трудовых навыков («они устилают пол сухой землей, потом кладут на нее ряд зерен, которые покрывают тонким слоем земли и всякий день два раза вытаскивают свои зерна для просушки»);

- инстинкта, поднимаемого до уровня навыка или даже интеллекта («семена в сих житницах могли бы легко прорасти,

что было бы очень невыгодно для муравьев; дабы предупредить эту неприятность, они всегда откусывают несколько зерна, делая его через то неспособным к произрастанию»);

- сметливости и научения опытом («мои муравьи поступали очень благоразумно, скрывая свое сокровище»; «они как будто предчувствуют перемену (погоды), ибо никогда не выставляют на воздух зерен своих перед дождем»);

- социальной коммуникации и взаимопомощи («сильнейшие из их собратий, окончив собственное дело, снова спускаются вниз, чтобы подать помощь своим слабым товарищам»);

- волевых качеств («не потерял мужества»);

- «совестливости» («они совестились возвращаться с пустыми руками», «они, по-видимому, находились в крайнем смущении»).

Трактовка образа муравья в баснях и в «Анекдотах» Одоевского различается. В басне трудолюбие муравьев используется для выражения той или иной моральной позиции (как правило, осуждения бездеятельности и похвалы труду), у Одоевского же муравьи становятся объектом вполне реального эксперимента и, доказав на деле свою социальную и трудовую «состоятельность», только тогда становятся образцом для человеческого общества. Воспитательно-дидактическое начало выражено Одоевским не так прямолинейно-схематично, как в басне, а основано на опыте, рациональности, науке.

В повести «Бедный Гнедко» автор выступает скорее как защитник животных, то непосредственно участвующий в судьбе бедной лошади и ее спасении, то издали наблюдающий за происходящим и выносящий моральный приговор. В процесс диалога с автором вовлечен и читатель, для чего писатель использует то прямое об

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком