научная статья по теме МУСУЛЬМАНЕ-НЕОФИТЫ В ЕВРОПЕ: МУРАД ВИЛФРИД ХОФМАНН История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МУСУЛЬМАНЕ-НЕОФИТЫ В ЕВРОПЕ: МУРАД ВИЛФРИД ХОФМАНН»

УДК: 94(481).085

ARZU AKHMEDOVNA SADYKHOVA

Doctor of Philology, Professor, Head of Arabic and Islamic Studies of Asian Studies department,

Adam Mickiewicz University. 61-714, Poland, Poznan, al. Niepodlegtosci, 24.

E-mail: arzsad@amu.edu.pl

Muslims neophytes in Europe: Murad Wilfried Hofmann

This article is dedicated to the analysis of a number of scientific and journalistic works by Murad Wilfried Hofmann (born. 1931). He is one of the famous Europeans who converted to Islam in 1980. However, this shocking act and public condemnation did not prevent him to make a brilliant career as a diplomat and scholar. Murad Hofmann served as Ambassador of Germany in the Middle East for a long time; eventually defended his dissertation and received the Degree of Doctor of Law.

Though M. Hofmann published numerous works about Islam and Muslims, the majority of his works have little scientific value, because they have well-known facts and they are very far from real scientific research.

Thus, it can be concluded that social and political activities as well as creative works by Murad Hofmann confirm the thesis of medieval and modern scholars that overwhelming majority of Muslim neophytes become militant Muslims. Thus, Hofmann's ideas cannot have a positive impact on the ethno-religious relations in Europe because they are utopian and seem to be hardly realized.

Keywords: Murad Wilfried Hofmann, Muslim neophyte, Islam, conversion to Islam, Islam in Western Europe, Islamic studies, harmonization of ethno-religious relations

АРЗУ АХМЕДОВНА САДЫХОВА

Доктор филологических наук, профессор, руководитель секции Арабистики и Исламоведения, кафедра Азиатских исследований, университет им. А. Мицкевича. 61-714, Польша, Познань, ул. Ниеподлеглоски, 24. Тел.: +4861 8293926, e-mail:arzsad@amu.edu.pl

Статья посвящена анализу научно-публицистических трудов Мурада Вилфрида Хофманна (род. 1931) - одного из известных европейцев, принявших ислам в 1980 г Однако этот эпатажный поступок и общественное осуждение не помешали ему сделать блестящую карьеру дипломата и ученого. М. В. Хофманн довольно долго служил послом ФРГ на Ближнем Востоке; со временем защитил диссертацию и получил степень доктора юридических наук.

Хотя М. Хофманн написал множество разных работ об исламе и мусульманах, все они имеют незначительную научную ценность, так как содержат лишь хорошо известные факты и не являются серьезными научными трудами.

В целом можно сделать вывод о том, что общественно-политическая деятельность и творчество М.В. Хофманна подтверждает тезис средневековых и современных ученых о том, что подавляющее большинство мусульман-неофитов становятся воинствующими мусульманами. Идеи Хофманна не могут оказать положительное влияние на этноконфес-сиональные отношения в Европе, потому что они утопичны и практически неосуществимы.

Ключевые слова: Мурад Вилфрид Хофманн, мусульманин-неофит, Ислам, переход в Ислам, Ислам в Западной Европе, исламские исследования, гармонизация этноконфессиональных отношений.

Мусульмане-неофиты в Европе: Мурад Вилфрид Хофманн

За последние несколько десятилетий «исламская» тема вышла за узкие рамки востоковедных исследований, перестав быть привилегией ученых-исламоведов. В свете политических событий конца ХХ-начала XXI в. к исламской тематике обратились представители иных научных отраслей, традиционно не относившихся к востоковедным, а также журналисты и рядовые граждане. Последние события на Ближнем Востоке спровоцировали резкий рост мусульманского населения в Европе и породили проблему беженцев, что вызвало очередной всплеск научных и околонаучных работ об исламе. Тем не менее, во всем имеющемся на сегодняшний день обилии разнообразных исследований о мусульманах чрезвычайно мало трудов, посвященных неофитам европейского происхождения. В западной научной литературе в монографиях встречаются отдельные разделы, затрагивающие данную тематику в социологическом аспекте [1; 2, р. 122-133]. Из отечественных исследователей этой проблематики касались М.Т. Степанянц [3] и Р.Г. Ланда [4].

Специальные исследования, посвященные публицистике новообращенных мусульман Европы, пока отсутствуют Однако представляется, что именно на этот важный феномен следует обратить пристальное внимание и попытаться дать ему оценку, а, по возможности, и прогноз, так как роль этих людей в европейском сообществе, несомненно, значительна.

Особый интерес представляют те мусульмане-неофиты, которые имеют высокий социальный статус, так как именно они в большинстве случаев ведут активную писательскую и просветительскую деятельность. Одним из таких хорошо известных новообращенных европейцев является Мурад Вилфрид Хофманн (Murad Wilfried Hofmann, род. 1931) -гражданин ФРГ, принявший ислам в 1980 г Этот эпатажный поступок и последовавшее за ним общественное осуждение, тем не менее, не помешали ему сделать блестящую карьеру дипломата и ученого в Германии. М.В. Хофманн написал также множество статей и несколько книг об исламе; со временем защитил диссертацию по праву и получил

степень доктора юридических наук (1957). Думается, что такая богатая творческая и общественная деятельность должна быть должным образом осмыслена и оценена. Ниже предпринята попытка проанализировать идеи и концепции М.В. Хофманна, содержащиеся в некоторых его научно-публицистических трудах - книгах, статьях и выступлениях в сети, поскольку охватить всю многогранную деятельность этого ученого и дипломата в рамках одной статьи невозможно.

Биография Хофманна представляет определенный интерес. Он воспитывался в традиционной католической семье, успешно закончил юридический факультет Мюнхенского университета, стажировался в США, где также изучал право. В 1961 г. поступил на дипломатическую службу, и ничто не предвещало резких перемен в жизни молодого и перспективного сотрудника посольства, однако, в 1980 г он неожиданно для всех принял ислам. Это вызвало бурю негодования со стороны общественности, поскольку к тому времени Хофманн все еще находился на дипломатический службе и был государственным служащим довольно высокого ранга. Как объяснял позже сам дипломат, на этот шаг он решился после своей первой дипломатической миссии в Алжире: то, что он видел там во время войны за независимость (1954-1962) глубоко потрясло его1. Позже М.В. Хофманн служил директором департамента информации НАТО (Брюссель, 1983-1987), послом ФРГ в Алжире (1987-1990), а затем в Марокко (1990-1994). В настоящее время М.В. Хофманн является почетным членом и консультантом Центрального совета мусульман Германии. Примечательно, что обращение в ислам ничуть не повредило его карьере дипломата: Хофманн не «подвергся остракизму», а отработал положенный ему срок и вышел на пенсию; факт, подтверждающий знаменитую немецкую толерантность, закрепленную в действующем Основном законе ФРГ от 1949 г. (Статья 3, п. 3; Статья 4, п. 1, 2).

Среди его статей и книг об исламе наиболее известны две: «Дневник немецкого мусульманина» (1987) [5] и «Ислам: альтернатива» (1992)2 [6]. Близкое знакомство с работами этого автора позволяет сделать вывод о том, что все труды М.В. Хофманна являются не столько научными, сколько публицистическими работами, поскольку в них отсутствует научный аппарат, все они имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и выдержаны в публицистическом стиле. Труды немецкого дипломата содержат хорошо известные научные факты и в определенной степени выполняют просветительскую функцию. Сегодня М.В. Хофманн является едва ли не единственным активно действующим публицистом-неофитом, широко известным не только в Европе, но и во всем мире, включая Россию. Многие его статьи, интервью, а также выступления на конференциях переведены на русский язык и размещены в сети Интернет, так что читатель легко может с ними познакомиться3.

В своих публикациях автор рассуждает и пытается найти ответы на целый ряд сложнейших вопросов, например: совместимы ли понятия «европеец» и «мусульманин»? Что собой представляет мусульманская идентичность в Европе? Он также пытается отыскать виновных в многочисленных конфликтах между коренным европейским населением и приезжими мусульманами, пробуя даже сформулировать ряд принципов, которые способны «оздоровить» европейское общество и, в конечном счете, привести к гармонизации этноконфессиональных отношений.

Мурад Хофманн преисполнен желания защищать интересы европейских мусульман: одна из его работ насыщена красочными обвинениями в адрес европейского общества, которое постоянно притесняет мусульман, видя в них потенциальных врагов [7]. Например, такими: «Ясно одно:

мусульманином в Европе лучше не быть. Ясно также, что современный европейский плюрализм с его пресловутой безграничной толерантностью внезапно исчезает перед лицом Ислама. Обычаи и культовая практика, которые спокойно воспринимаются европейцами со стороны представителей других религий, в случае мусульман считаются фанатичными, примитивными, неконституционными и отсталыми. У Че Гевары борода считалась признаком революционного прогресса, а у мусульманина та же борода - признак реакции. На всех картинах Дева Мария изображена с покрытой головой, но если с покрытой головой ходит мусульманка - ее не пустят в школу во Франции» [7, р. 86].

Или: «В свое время никто не думал о том, что Адольф Гитлер был католическим христианином, а Сталин православным. Никто не называл Франко "католическим фашистом", а д-ра Кораджича "православным милитаристом". Однако если кто-нибудь из мусульман (кем бы он ни был) берется за оружие, ему тут же приклеивают ярлык "фанатика-мусульманина", даже если он атеист, коммунист, баасист или палестинский христианин.

Вы когда-нибудь слышали о том, что Хиросиму и Нагасаки разрушили "христианские" бомбы? Конечно, нет. Зато когда мусульманская страна, такая как Ирак или Пакистан, подозревается в проведении исследований с целью создания ядерного оружия, это рассматривается не иначе как "исламская бомба". Слово "фанатик" употребляется только применительно к мусульманам: Каддафи, Хомейни, Садам Хусейн - фанатики, а Милошевич - нет. Террористичес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком