научная статья по теме МУСУЛЬМАНЕ В УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ (1767-1768): ВОПРОСЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «МУСУЛЬМАНЕ В УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ (1767-1768): ВОПРОСЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

СООБЩЕНИЯ

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

МУСУЛЬМАНЕ В УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ (1767-1768): ВОПРОСЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© 2008 Ф. Г. ИСЛАЕВ

На долгом и сложном пути становления отношений между государством и исламом в России важную роль сыграла работа Уложенной комиссии в 1767-1768 гг. На заседаниях этой комиссии впервые в истории России публично обсуждалось положение различных религий и вырабатывались рекомендации для удовлетворения религиозных потребностей российских народов в тесной связи с их социально-экономическими нуждами. Один из значимых итогов видится в том, что по сути дела была заложена законодательная база для признания ислама как терпимой веры в Российском государстве.

Хотя литература по истории Уложенной комиссии достаточно обширна, однако проблемы межрелигиозных отношений, положение конфессий в наказах и деятельность мусульманских депутатов до настоящего времени оставались без должного внимания.

В России XVIII в. продолжало сохраняться неравноправие конфессий. Предпочтение отдавалось православию как государственной религии, проводился курс на христианизацию иноверческих народов. К началу 60-х гг. XVIII в. была крещена основная масса языческих народов Поволжья. Хотя в 1764 г. указом Екатерины II миссионерская организация была прекращена, однако эта деятельность среди мусульман продолжалась силами местных епархий и оставались стеснительные для мусульман ограничения.

Перед началом работы Комиссии Екатерина II совершила поездку по Поволжью. Очевидным ее намерением являлось и более близкое знакомство с мусульманами России. Во время пребывания в Казани императрица приняла учеников новокрещенской школы, представителей мусульманского духовенства, разрешила строительство двух мечетей в Старотатарской слободе. Свое отношение к исламу и мусульманам Екатерина II выразила в письме Вольтеру после посещения развалин древнего Булгара. "Нашла я там семь или восемь каменных домов, - писала Екатерина II, - и столько же минарет, весьма прочно построенных. Я приближалась к одной развалине, подле которой стояло человек сорок татар. Тамошний губернатор объявил мне, что это место сии люди приходят молиться, и что находившиеся у меня в виду пришли из дальних мест. Мне захотелось узнать, в чем состоит их богомолие, и для того спросила о том у одного из татар, коего мне вид показался умнее прочих; но он, дав мне знаками разуметь, что российского языка не знает, побежал позвать одного человека, который в нескольких шагах от нас находился. Как он подошел, то спросила я его: кто он таков, и узнала, что он Иман, который по-русски говорил довольно хорошо. Он мне объявил, что в той развалине обитал некоторый святой жизни человек, и что они из весьма дальних мест пришли для принесения над гробом его молитв. То, что я от него услышала, заставило ме-

ня заключить, что их почтение к святым очень близко подходит к нашему" [Перепис-ка...с. 101-103].

Исследователи в своих работах называют разное количество избранных депутатов - от 460 до 564 [Латкин, 1887, с. 250; Платонов, 1998, с. 699; Щапов, б / г, с. 23]. От Казанской губернии в Уложенную комиссию был направлен 61 новокрещеный. Среди всех депутатов иноверцев было 32 человека, а новокрещеных - 24 [РГАДА, ф. 342, оп. 1, д. 110, л. 175].

Наши собственные подсчеты показали, что депутатами было избрано 28 мусульман, в том числе 24 татарина-мусульманина, два башкира, два бухарца. Среди татарских депутатов был один старокрещеный и один новокрещеный. Крещеных среди иноверческих депутатов было 15 человек, наибольшее их число представляли чуваши (пять человек). В состав депутатов мусульманское население делегировало наиболее авторитетных членов своей общины. Среди них было три муллы, пять мурз, два старшины, один старшинский сын и два писаря. Служилых мурз и татар Свияжской провинции представлял мулла Мустафа Юсупов, служилых мещеряков Исетской провинции -мулла Абдулла Тавышев и татар Ичкинских и Багаряцких юртов - мулла Алмугамет Ибрагимов. Православная церковь была представлена членом Синода, известным миссионером Димитрием Сеченовым.

По мнению некоторых историков, депутаты из иноверцев были своего рода "этнографической выставкой". Иными словами, утверждалась мысль о показном, внешнем характере их участия в законотворческом процессе. Участие в работе Уложенной комиссии иноверцев современники воспринимали положительно, видя в этом знак объединения народов России. Н.М. Карамзин отмечал: "Воображение мое не может представить ничего величественнее сего дня, когда в древней столице нашей соединились обе гемисферы земли, явились все народы, рассеянные в пространствах России, языков, обычаев и вер различных. Москва казалась тогда столицею вселенной, и собрание российских депутатов - сеймом мира" [Карамзин, 1802, с. 64].

В Наказе Екатерины II впервые было сформулировано положение о веротерпимости: "В толь великом государстве, распространяющем свое владение над толь многими разными народами, весьма бы вредный для спокойства и безопасности своих граждан был порок, запрещение или недозволение их различных вер. И нет подлинно иного средства, кроме разумного иных законов дозволения, православного нашею верою и политикою неотвергаемого, которым бы можно всех сих заблудших овец паки привести к истинному верных стаду. Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестоковыйные сердца, и отводить их от заматерелого упорства, уступая споры их противные тишине государства и соединению граждан" [Наказ., с. 160-161]. Признание одного из фундаментальных прав вселяло надежду на то, что государство впредь будет учитывать религиозные нужды мусульман.

Заседание Комиссии было торжественно открыто 30 июля 1767 г. в Грановитой палате Кремля. Императрица вручила собранию Наказ и Обряд для комиссии. В ходе работы Уложенной комиссии было решено торжественно преподнести Екатерине титул "великой, премудрой матери отечества". В торжествах по этому случаю от иноверцев участвовали мурза Аюп Еникеев из татар Пензенской провинции, мариец Тиляк Денисов из Кунгурского уезда Пермской провинции и новокрещеный мордвин Кирилл Бурмистров из Тамбовской провинции. Но императрица от такого звания отказалась.

Работа депутатов проходила на общем собрании и в 19 частных комиссиях. Мусульманских депутатов в составе этих комиссий не оказалось.

Линия поведения депутатов в Уложенной комиссии определялась наказами с мест. Эти наказы, в том числе для мусульманских депутатов, были подготовлены специально избранными представителями уездов и провинций и отражали насущные потребности

того времени. Духовные нужды мусульман наряду с социально-экономическими занимают в них ведущее место, хотя С.Ф. Ташкин утверждал, что для мусульман проблема их религиозного положения уже потеряла свою прежнюю остроту [Ташкин, 1922, с. 55]. Значительный удельный вес конфессиональных вопросов в наказах показывает, что эти вопросы продолжали оставаться актуальными. Свою роль здесь сыграло и то обстоятельство, что в разработке наказов самое активное участие приняли мусульманские религиозные деятели как самая авторитетная и грамотная часть татарского общества. Так, наказ Сеитовой слободы города Оренбурга подписали ахун Абдул Селим Ураев, муллы Кулей Чюпашев, Абдул Карим Иманкулов, Исхак Абдулкаримов.

Одной из самых насущных проблем для мусульман Поволжского региона оказалась проблема строительства новых мечетей по желанию самих верующих без различных бюрократических ограничений. После разрушения мечетей в 1742-1743 гг. хотя и были приняты законодательные акты, разрешающие возведение мечетей, однако имевшиеся в этих указах ограничения практически не позволяли мусульманам на законных основаниях строить свои культовые сооружения.

Наказы не могли не отразить эту ситуацию. Обратимся в качестве примера к наказу служилых мурз и татар Казанского уезда, подписанному Рахманкулом Алкиным. В нем подчеркивалось, что ранее служилые мурзы и татары имели по мусульманскому закону во всякой деревне мечети, в которых отправляли свои обряды. С 1743 г. все имевшиеся мечети были сломаны. Затем по просьбе татар Сенат разрешил строить мечети, если в селении насчитывалось не менее 200 душ. Новокрещеные живут вместе с татарами-мусульманами. В селениях, где живут новокрещеные, возводить мечети не разрешают. Служилые мурзы и татары просили разрешить им строить мечети в каждой деревне, как было до 1743 г. [Сборник..., т. 115, с. 318-319].

Примерно таким же было содержание других наказов по данному вопросу. Ясачные татары Свияжского и Кунгурского, башкиры Уфимского уездов, мещеряки Оренбургской губернии сообщали, что из-за отсутствия молитвенных домов они вынуждены ходить в соседнюю деревню, просили разрешения строить мечети "своим коштом" во всех селениях, чтобы была "отдельная изба для собрания общества на молитву" [Сборник..., т. 115, с. 235].

Во многих наказах обращалось внимание на положение мусульманских священнослужителей. Мусульманское духовенство, в отличие от православного, не получало жалованья от государства и не имело никаких льгот. Более того, оно несло все государственные повинности наравне с другими членами общины. Эту несправедливость не могли обойти стороной составители наказов. Так, ясачные татары Кунгурского уезда просили освободить мулл, азанчея от уплаты подушного оклада, а башкиры Уфимского уезда - от всяких государственных служб и поборов [Сборник., т. 115, с. 358; Кул-бахтин, 1996, с. 39].

Мусульманское население хлопотало о праве использования привычных норм шариата при разрешении различных правовых коллизий. Например, ясачные татары Казанского, Уфимского уездов, Сеитовой слободы просили, чтобы "усобия" разбирать по мусульманскому закону. Мусульмане отдавали предпочтение нормам шариата и в тех случаях, когда "жены татар крестятся в российскую веру и калым не возвращают". В таких ситуациях они хотели, чтобы вопрос о калыме решал мулла, а не российский суд. Вмешательство гражданской администрации в духовные дела не устраивало просителей в силу незнания судьями мусульманских законов. Башкиры Уфимского уезда просили перед

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком