научная статья по теме МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА ВО ФРАНЦИИ: ИСЛАМСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО. ОКОНЧАНИЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА ВО ФРАНЦИИ: ИСЛАМСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО. ОКОНЧАНИЕ»

МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА ВО ФРАНЦИИ:

ИСЛАМСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО

Б.В. ДОЛГОВ

Кандидат исторических наук Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: усиление ислама, общественная мысль, французский ислам, исламофобия

Зта тенденция проявилась в выдвижении мусульманской общиной кандидатов на муниципальных и парламентских выборах, вхождении в общественно-политические и правозащитные организации, активном влиянии мусульманских организаций на общественную мысль Франции. Так, например, в 2012 г. впервые в истории Франции около 400 французских граждан, выходцев из арабо-мусуль-манской диаспоры, баллотировались на парламентских выборах (общее число кандидатов составляло 6 тыс. 611 человек) и около 10 из них вошли в число 571 избранного члена парламента1. Представители французских мусульман активно работают в Национальном консультативном комитете по правам человека, защищая право мусульман на выражение принадлежности к исламу.

УСИЛЕНИЕ ИСЛАМА ВО ФРАНЦИИ

Одна из наиболее известных мусульманских организаций -Союз мусульманских ассоциаций (СМА), базирующаяся в районе Сен-Дени, пригороде Парижа, где проживают около 450 тыс. мусульман, в основном выходцев из Северной Африки, регулярно публикует на своем интернет-сайте материалы, освещающие жизнь мусульманской общины, подробности муниципальных выборных кампаний, а также критикующие власти, которые поощряют, по мнению СМА, исламофо-бию и расизм. Отстаивая право исповедовать ислам и выражать свою принадлежность к нему, эта часть французских мусульман использует демократические законы и традиции Франции.

Активизация мусульманской диаспоры и усиление присутст-

Окончание. Начало см.: Азия и Африка сегодня, 2014, № 12.

Представители арабо-мусульманской диаспоры во Франции, выходцы из стран Магриба, в 2010-х гг. активизировали свое участие в социально-политической жизни французского общества. Во Франции так же, как во многих странах ЕС, наблюдается усиление ислама, как в религиозном, так и в общественно-политическом плане. Эту активность лишь в определенной степени можно определить как интеграцию и принятие частью мусульман французской культуры и цивилизационных ценностей. В большей степени она отражает стремление значительной части мусульманской общины сохранить свои исламские ценности, традиции и религию.

вия ислама во Франции вызывают неоднозначную реакцию во французском обществе. Часть политического истеблишмента, научного востоковедного сообщества принимает и разделяет позицию этой ассоциации мусульман. Следствием этого стало изменение определения ислама, сделанного во времена президента Н.Саркози, - с термина «ислам во Франции» (islam en France - фр. яз.) на «ислам Франции» или «французский ислам» (islam de France - фр. яз.). Этот термин, с которым согласны далеко не все французы, можно трактовать так, что ислам становится составной частью французской общественной мысли и культуры.

В свою очередь, часть французского научного востоковедного сообщества проявляет интерес к восточной метафизике и исламскому эзотеризму. В частности, с докладом на эту тему на научной конференции в мае 2014 г. в Па-

риже, в Высшей школе по изучению социальных наук выступил Абденнур Бидар - известный французский философ, один из идеологов концепции индивидуального ислама.

Выдвигается тезис «окультуривания» (acculturation. - фр. яз.) ислама, т.е. возможности выражения мусульманином своей исламской идентификации в большей степени в отношении мусульманской культуры, чем в отношении религии. Во французском мусульманском сообществе, так же, как и в мусульманской умме (мусульманский мир. - ар. яз.), идут дебаты по этому вопросу. Однако на данный момент большинство мусульман, в т.ч. известный суннитский идеолог Юсеф аль-Карада-уи, не принимают этот тезис.

В то же время во Франции продолжаются дебаты относительно французской национальной идентичности и роли ислама в ней. Часть политического истеблишмента и востоковедов, в т.ч. Жиль Кепель - известный французский ученый-исламовед, высказывают обеспокоенность по поводу усиления влияния ислама и индифферентного, по их мнению, отношения к этому светской республиканской Франции. Отражением такой обеспокоенности можно считать принятие законов о запрещении выражения принадлежности к религии (в т.ч. ношения чадры мусульманками) в общественных местах. В отчетах правозащитных организаций отмечается в 2013-2014 гг. рост антимусульманских настроений и актов агрессии по отношению к мусульманам, в т.ч. нападений на мусульманок, носивших чадру.

Относительный рост исламо-фобии объясняется продолжением нелегальной иммиграции из арабо-мусульманских стран во Францию, в определенной степени связанной с негативными последствиями «арабской весны», а также делом «тулузского стрел-

ка» - французского гражданина алжирского происхождения, связанного с «Аль-Каидой», расстрелявшего в Тулузе в 2013 г. шесть человек, и, разумеется, периодическими сообщениями об арестах во Франции радикальных исламистов.

Обеспокоенность в обществе вызывают также факты выезда французских граждан-мусульман в Сирию для участия в джихаде («священная война». - ар. яз.) против правящего сирийского режима. По официальным данным на начало 2014 г., 700 французских граждан находятся в Сирии в рядах вооруженных антиправительственных группировок2. В случае их возвращения во Францию, как заявляют представители правоохранительных структур, они могут создать определенную угрозу общественной безопасности.

Эта ситуация, наряду с продолжающимся мировым финансово-экономическим кризисом, затронувшим Францию, и недовольством части населения правительственной политикой и политикой руководства ЕС, которое, по заявлениям его противников, «навязывает Франции решения, не соответствующие ее интересам, и еврокомиссаров, которых никто не выбирал», ведет к усилению влияния правых партий.

В частности, Национального фронта (НФ) во главе с Марин Ле Пен. Ярким свидетельством этого стала беспрецедентная победа НФ на выборах в Европейский парламент 22-25 мая 2014 г. За кандидатов НФ проголосовали 25% французских избирателей, что позволило фронту получить 22 депутатских места из 74 отведенных для Франции (всего депутатских мест в Европарла-менте - 751). В результате, НФ в коалиции со своими союзниками из Австрии, Бельгии, Голландии, Италии будет в состоянии сформировать парламентскую группу, которая сможет существенно влиять на политику ЕС.

В свою очередь, исламский фактор оказывает влияние на европейскую внешнюю политику, т.к. часть мусульман, граждан стран ЕС, включая Францию, поддерживает «исламское возрождение» в арабских странах.

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ

ИСЛАМИСТСКИХ

ДВИЖЕНИЙ

На ситуацию во французской мусульманской диаспоре активно

воздействуют также внешние исламистские движения. Так, инициаторами создания во Франции в 1980-е гг. одной из наиболее влиятельных мусульманских общественно-политических структур - «Союза исламских организаций Франции» (СИОФ) были последователи тунисской исламистской партии Нахда (Возрождение) и египетской исламистской ассоциации «Братья-му-сульмане»3. В 2012 г. председателем СИОФ был избран шейх Ахмед Джабалла, известный мусульманский идеолог и проповедник. Он - тунисец по происхождению и также приверженец докт-ринальных концепций Нахды и «Братьев-мусульман».

Ахмед Джабалла является одновременно директором Европейского института гуманитарных исследований (IESH), открытого в 2001 г. в Сен-Дени, пригороде Парижа. IESH имеет теологическое отделение, где готовят будущих имамов. В его научный совет входят такие известные суннитские идеологи, как вышеупомянутый Юсеф Аль-Ка-радауи, постоянно проживающий в Саудовской Аравии. Кара-дауи - непримиримый противник президента Башара Асада и сирийского руководства, поскольку они возглавляют светскую партию «Арабского социалистического возрождения» и по причине того, что большая часть руководства Сирии представлена алави-тами*.

«Братья-мусульмане» во Франции успешно сотрудничают с турецкой исламистской организацией «Национальное видение» (Милли гюрюш. - турецк. яз.), при участии которой в 1985 г. была создана «Национальная федерация мусульман Франции» (НФМФ). Она контролирует сотни мест мусульманского культа, особенно в районе Лиона и Страсбурга, где в ее распоряжении находится одна из крупнейших мечетей, вмещающая до 3 тыс. прихожан.

На французскую политику в отношении мусульманской диа-

* Алавиты - направление в шиитском толке ислама, возникшее в X в. н.э. Оно представляет собой эклектическое смешение элементов шиитского вероучения, гностического христианства и домусульманских культов и верований. Алавиты отвергают многие предписания ислама, почитают Иисуса Христа и ряд христианских святых, отмечают некоторые христианские праздники. См.: Ислам. Энциклопедический словарь. М., Наука. 1991. (Islam. Entsiklopeditheskiy slovar. 1991. M., Nauka)

споры оказывают влияние также отношения Франции со странами исламского мира, в частности с Катаром. В 2000-е гг., в период правления эмира Хамада бен Халифа Ат-Тани, Катар стал одним из наиболее привилегированных партнеров Франции и в экономике, и в политике. Катарские инвестиции на десятки миллиардов евро вкладывались в наиболее инновационные направления французской индустрии - авиационную промышленность, современные вооружения, а также в недвижимость (дворцы XVII в., наиболее престижные магазины в центре Парижа на Елисейских полях и на ул. Риволи), гостиничную отрасль (престижные отели в Париже и на Лазурном берегу), игорный бизнес (27% казино в г. Канны на Лазурном берегу), массмедиа (Радио Европа-1, журнал Paris Match, канал Аль-Джа-зира на французском языке) и даже в спорт (покупка в 2011 г. футбольного клуба Paris Saint Germain - PSG).

Французские министры, известные государственные и политические деятели, журналисты, бизнесмены регулярно приглашались в Катар на различные симпозиумы, где заключались сделки, налаживались деловые и личные связи. Новым направлением инвестиций Катара стала французская социальная сфера, а именно, развитие пригородов больших городов, в которых проживает основная часть

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком