научная статья по теме Мусульманство среди городского населения Якутска Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

Текст научной статьи на тему «Мусульманство среди городского населения Якутска»

Лена Алексеевна Сидорова

Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Финансово-экономический институт Якутск lenasida@mail.ru

МУСУЛЬМАНСТВО СРЕДИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЯКУТСКА

усульманское сообщество является малоизученным явлением современной конфессиональной структуры городского населения г. Якутска. В статье представлены результаты социологического исследования 2010 г. мусульманской религиозной организации «Духовный центр» г. Якутска: особенности и факторы ее развития.

Мусульманство в Якутске, миграция, функции, социологическое исследование.

Социологическое исследование конфессиональной структуры населения г. Якутска, ее элементов выявило следующие значительные изменения в постперестроечный период: определенная часть якутской интеллигенции (врачи, учителя, преподаватели школ и вузов) становились последователями различных течений неорелигий, деноминаций протестантизма; в среде молодежи, получавшей образование в Москве, Санкт-Петербурге, становились популярными учения различных школ буддизма, Учение Рерихов; организационно укрепились в своей вере последователи якутского традиционного Учения Айыы; среди католиков появились якутские христиане. Усиление с начала 90-х годов роли ислама в постсоветском пространстве, которое проявилось в отдельных российских регионах в процессе реисламизации [Мухамет-шин Р.М., Мусина Р.Н.] , в Республике Саха (Якутия) имело свои особенности.

Среди всех исторических религий (по классификации Р.Белла) мусульманство, также активно развиваясь, остается субкультурой, которая менее других видов религий была подвержена влиянию якутского общества, в котором она развивалась.

Следует отметить, что мусульманское сообщество в Республике Саха (Якутия), по мнению Р.Силантьева, автора фундаментального труда «Новейшая история исламского сообщества России», является наиболее хорошо организованным по сравнению с другими региональными умами (общинами) Дальневосточного федерального округа. ( Силантьев Р.А. Новейшая история исламского сообщества России, 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Информаци-

онно-издательская продюсерская компания «ИХТИОС». 2006 - 416 с.)

В данном исследовании, проведенном автором в г.Якутске в 2009-2010 гг., мы попытались дать ответ на вопрос: каковы источники пополнения религиозных организаций мусульманства в Якутске, особенности их деятельности и тенденции развития?

Основным методологическим подходом в исследовании особенностей деятельности мусульманских организаций был функционально-системный анализ с целью выявления функциональных категорий самосохранения, интеграции, достижения цели и адаптации последователей ислама в Якутске.

Для достижения этих задач было проведено исследование с использованием следующих качественных методов: экспертного интервьюирования руководителей мусульманской общины и Департамента по делам народов и федеративным отношениям РС(Я) и простого нестандарти-зированного наблюдения в январе - апреле 2010 г.

Объектом исследования явилась религиозная организация мусульман «Духовный центр» г. Якутска, зарегистрированная в 1999 г. Мусульманство по пятистадийной классификации Р.Белла (примитивные, архаические, исторические, раннесовременные и современные религии) относится к историческим религиям и характеризуется корреляцией с определенной этнической идентичностью.

Этнически мусульманское население в республике, по данным переписи 2002 г., составляет 24 тыс. человек, и в г. Якутске, по данным переписи 2002 г., - около 3 тыс. человек. (Национальный состав, владение языками, гражданство населения Республики Саха (Якутия). Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: Стат. сб. Саха (Якутия). - Якутск. 2005. С.76). В целом численность мусульман может быть определена по числу этнических татар, башкир, ингушей, т.е. представителей этнических групп, которые традиционно могут быть отнесены к мусульманским. Очевидно, что численность приверженцев мусульманства была определена методом определения верхних границ численности при определенном допущении, что все представители этих этносов исповедуют ислам. Эта методика является одной из методик определения численности членов религиозных организаций, наряду с оценкой численности их руководителями. Интервью с руководителем религиозной организации мусульман «Духовный центр» г. Якутска муфтием М.Б. Саговым было проведено в январе 2010 года в мечети г. Якутска. По данным, полученным из интервью, численность членов общины составляет около 1500 человек, на пятничные молитвы помещение мечети полностью заполняются верующими. В Якутске существует небольшая группа новообращенных мусульман, преимущественно якутов и русских. По словам Сагова М.Б., их численность составляет около 100 человек, из них саха -

Мусульманство среди городского населения Якутска Л. А. Сидорова

30, остальные - этнические русские и представители других народов.

По социально-профессиональным характеристикам выявлено, что члены мусульманской общины заняты преимущественно предпринимательством или трудятся в сфере строительства. Большинство из членов общины являются мигрантами и проживают в г. Якутске временно, но наметилась тенденция целевой установки на постоянное жительство. Очевидно, что основным фактором, влияющим на пополнение членов этой общины, является трудовая миграция из бывших союзных республик с населением, традиционно исповедующим ислам. Мотивы предпочтения ислама новообращенными среди местного населения, саха и русских, является новым малоизученным явлением, задача определения масштабов которого в данном исследовании не ставилась.

Мусульманская община представляет собой организацию, в пределах которой происходит взаимодействие людей, прибывающих временно в Якутск. Община также представляет их интересы в общении с местным сообществом и официальными властями. О значении общины говорит тот факт, что для большинства мусульман членство в общине создает постоянный круг общения. В мусульманских семьях дети воспитываются в традициях ислама, потому высокая доля родственников среди членов общины может рассматриваться как признание семейно-родственных отношений в качестве одного из источников ее пополнения. Именно община является способом интеграции членов диаспоры в условиях инокультурного окружения. Финансовая поддержка и участие в создании семей среди членов общины является отличительной чертой мусульманства среди всех рассмотренных конфессий. Предварительные выводы свидетельствуют о высокой сплоченности общины, по крайней мере ядра этой группы, основанной на родственных или дружеских связях. Контроль внутри организаций типичен для организации приходского типа, когда членство не является прямым. При переезде в другой регион член общины может стать членом («прихожанином») религиозной организации ислама другого региона. По мнению руководителя общины Сагова М.Б., наблюдается небольшой приток членов общины, таковое же мнение разделяют и члены общины.

Функционально-системный анализ позволяет выделить подсистему адаптации общины к внешней среде. Деятельность руководителя организации направлена на сотрудничество с государственными органами, другими религиозными организациями. Организация достаточно открыта для общения с представителями средств массовой информации. Функция передачи культурного образца осуществляется в общине непосредственно при осуществлении религиозной практики. Поскольку для членов религиозной организации характерно членство всей семьей, конечно, процесс социализации, переда-

чи мусульманских ценностей происходит, прежде всего, в мусульманской семье, поэтому провести грань между процессом социализации в первичной группе, мусульманская семья, и вторичной, группе верующих мусульманской общины, затруднительно. Функция целепола-гания и достижения цели достаточно ярко проявляется в факте строительства в 2003 мечети в г.Якутске, которая является единственной в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, что широко обсуждалось в СМИ. Этот объект является свидетельством укрепления влияния мусульманства среди представителей народов, не только традиционно исповедующих ислам и проживающих в Якутии, но и среди немусульманского населения.

«Мусульманство выполняет функцию этнокультурного идентификатора, создавая у верующих ощущение принадлежности к древним этно-конфессиональным общностям, способствуя сохранению национальной самобытности, интеграции членов диаспоры в условиях этнокультурного окружения. (Этносоциальное развитие республики Саха (Якутия): Потенциал, тенденции, перспективы/ В.Б. Игнатьева, С.В.Абрамова, А.А.Павлов [и др.] Новосибирск: Наука. 2000. С. 251.)

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

1. Мусульманская община г. Якутска представляет собой достаточно интегрированную организацию, основным источником пополнения которой являются мигранты и члены их семей;

2. Особенностями ее являются выраженные функции целеполагания и передачи культурного образца;

3. Основным фактором дальнейшего развития общины г. Якутска остается миграция из республик с населением, традиционно исповедующим ислам.

68

Л

Литература

1. Мусина Р. Н. Ислам и мусульмане в современном Татарстане/ Ислам в татарском мире: история и современность (материалы международного симпозиума, Казань, 29 апреля-1мая 1996 г.), N12, 1997.

2. Мухаметшин Р. М. Официальные институты мусульман и общественно-политические организации и движения в Татарстане в 1990-е годы/Ислам в татарском мире: история и современность, Казань, 29 апреля-1 мая 1996 г.), N12, 1997.

3. Силантьев Р.А. Новейшая история исламского сообщества России. 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Информационно-издательская продюсерская компания «ИХТИОС», 2006. -С. 632. (Национальная безопасность: Приложение к журналу «Новая книга России»).

4. Национальный состав, владение языками, гражданство населения Республики Саха (Якутия). Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года: Стат. сб. Саха (Якутия). - Якутск, 2005: - С.76.

5. Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия): Потенциал, тенденции, перспективы/ В.Б. Игнатьева, С.В. Абрамова, А.А.Павлов и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком