научная статья по теме МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 3, с. 111-122

МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

© 2014 г. Е.А. Миклашевич

Кемеровский государственный университет (elena-miklashevich@yandex.ru)

Ключевые слова: наскальное искусство, музеефикация памятников, Хакасия.

The article considers the experience of the museumification of the rock art sites in the Republic of Khakas-sia. Recently in the region, full of archaeological sites, the widest museum net in Russia in the open air has appeared. The most of them use the sites of the rock art as the main objects of the exhibition. Each museum is described briefly. The specification of the museumification of different rock art objects is analyzed. The general problems of new open-air museums, achievements and bad points are set out. Recommendations for improving the preservation works and using rock art sites are given.

Хакасия чрезвычайно богата памятниками археологии, среди которых особое место занимают памятники наскального искусства (изображения на скалах и рисунки на курганных и могильных плитах). В этом регионе насчитывается около 50-60 местонахождений наскального искусства; изображения на плитах курганов учету не поддаются, но исчисляются сотнями. Наскальные памятники различны по топографическим особенностям: от крупных комплексов, включающих несколько местонахождений, до состоящих из одной или нескольких плоскостей. Преобладают выбитые и гравированные изображения, но есть также выполненные краской и прошлифованные. Хронологический диапазон значителен: от самых ранних изображений, относящихся к У-Ш тыс. до н.э., до этнографической современности. При сравнительно неплохой изученности наскального искусства Хакасии существующие публикации не отражают его реального богатства. В списки объектов культурного наследия федерального значения включены восемь писаниц Хакасии (Постановление... 1960, 1974). Некоторые памятники (Боярские и Сулекские писаницы, Кызыл Хая, Ошкольская, Оглахты и др.) известны даже на мировом уровне.

Хакасию часто образно называют "музей под открытым небом" из-за обилия визуально определяемых археологических памятников, но настоящих музеев-заповедников еще совсем недавно в регионе не было. В XX в. ни один из памятников не был му-зеефицирован, они не охранялись и практически не использовались в сфере туризма, предпринимались лишь неудавшиеся попытки в отношении Салбыка,

Сулекской и Боярской писаниц. С середины 1990-х годов началось развитие внутреннего туризма, усилился интерес к памятникам прошлого, начало расти и неконтролируемое их посещение. Более всего пострадали от этого памятники наскального искусства - всегда находятся желающие оставить на скале свой "автограф". На этом фоне активизировались обсуждения со стороны общественности, исследователей, органов охраны памятников, средств массовой информации о необходимости охраны и спасения археологического наследия Хакасии. Период, когда посетительская нагрузка на памятники возрастала, туристические фирмы активнее использовали наиболее известные из них для экскурсий, и при этом никакие охранные меры не принимались, длился довольно долго. Исключением можно считать создание в 1996 г. Республиканского национального музея-заповедника "Казановка" (Еремин, 2007; 2011а. С. 34-36). Сейчас ситуация в Хакасии изменилась кардинально: по словам Л.В. Еремина, "в последние годы здесь удалось создать крупнейшую в России сеть археологических музеев" (2011б. С. 154).

Музеефикация археологических памятников, начавшаяся по инициативе отдельных энтузиастов и Совета по историко-культурному наследию (Еремин, 2011б. С. 160), с 2009 г. осуществляется при поддержке республиканских властей. Министерством культуры Республики Хакасия была принята и довольно успешно осуществлена целевая программа "Популяризация культурного наследия и развитие культурного туризма в Республике Хакасия на 2009-2013 гг.". Одна из идей программы - созда-

ние в каждом муниципальном районе своего музея под открытым небом. На музеефикацию наиболее посещаемых и значимых объектов были выделены субсидии администрациям районов, на которые возлагались задачи сохранения памятников и контроля их посещения. Учитывая специфику региона, музеи под открытым небом в Хакасии специализируются на археологии; причем в большинстве главные объекты показа - памятники наскального искусства. Рассмотрим эти музеи.

Муниципальный музей под открытым небом "Малоарбатский писанец" в Таштыпском р-не действует с 2009 г. как филиал Таштыпского краеведческого музея. Скала с выполненными краской рисунками (личины эпохи бронзы и хакасские тамги нового времени) расположена удобно: недалеко от дороги, на берегу живописного ручейка в окружении деревьев, без подъема в гору и с большой естественной площадкой перед рисунками (рис. 1). Территория музея обнесена оградой, неконтролируемый доступ к памятнику невозможен; у дороги построен домик, в котором днем находится сотрудник музея, выполняющий функции охранника, кассира и экскурсовода. На отдалении на большой поляне расположены реконструированные ритуальные объекты, юрта с предметами традиционного убранства хакасского жилища, сувенирная лавка, гостевая юрта и палаточный лагерь. Музей проводит для посетителей экскурсии к скале с рисунка-

ми, а также знакомит с традиционной хакасской культурой.

Муниципальный музей под открытым небом "Усть-Сос" в Бейском р-не открыт в 2010 г. Это самостоятельное учреждение со штатом из пяти сотрудников, динамично развивающееся, принимающее около 5 тыс. посетителей в год (Концепции..., 2012. С. 122). Особенность территориальной организации его в том, что база музея и центральная экспозиционная площадка находятся в с. Усть-Сос, а другие объекты показа - на значительном удалении. Среди них - многочисленные курганы тагарской культуры, на плитах которых имеются изображения; каменно-земляные валы (све) на горах Хызыл-Хая и Кирба; петроглифы на горе Хызыл-Хая; природные достопримечательности. На центральной площадке в с. Усть-Сос расположены помещения в виде юрт: офис музея, столовая, сторожка, баня и гостиница; строятся также выставочные помещения, планируется создать этнографический комплекс с юртами воина, шамана, бая. Экспонируются перемещенное изваяние окуневской культуры эпохи бронзы и копии двух знаменитых стел с раннесредневековыми руническими надписями, найденных у оз. Алтын-Кель. Петроглифы на горе Хызыл-Хая - не основной, но весьма привлекательный для туристов объект показа. Экскурсии осуществляются музеем организованно, на автобусе или на транспорте самих туристов в сопровождении экскурсовода. Самостоятельное посещение памятника возможно, но

Рис. 2. Музей под открытым небом "Усть-Сос", писаница Хызыл-Хая. Разрушение склона у плоскости с петроглифами в результате интенсивного посещения памятника.

осложняется трудностью его нахождения. Охраны нет. Петроглифы (предположительно I—II тыс. н.э.) сосредоточены на нескольких участках. Наиболее известна плоскость с выразительной многофигурной композицией (Кызласов, Леонтьев, 1980. Рис. 13), включенная в список объектов федерального значения под названием «Петроглиф "Красный камень"» (Постановление..., 1974). Памятник в целом не исследован. Кроме его документирования одной из первоочередных мер должно стать обустройство и укрепление троп, по которым продвигаются вдоль скал посетители. Увеличение посетительской нагрузки уже привело к вытаптыванию дернового слоя и разрушению склона у плоскостей с петроглифами (рис. 2). Этот памятник сохранять в естественном виде невозможно, если использовать для посещения. Нужно расширять смотровую площадку перед главной плоскостью и укреплять ее плитами песчаника, иначе процесс эрозии склона будет только усиливаться.

Музей предлагает экскурсии на многие другие объекты, например писаницу Папальчиха. Можно рекомендовать включить в маршруты и плиту на горе Хан Обаазы с изображениями эпохи бронзы: быками, ямочными углублениями, желобками "для стока крови" (Appelgren-Kivalo, 1931. S. 21. Abb. 250; Савинов, Миклашевич, 2000).

В Орджоникидзевском р-не в 2010 г. создан филиал Муниципального музея в с. Копьево под названием «Музей под открытым небом "Сулек и Сундуки"» (Концепции., 2012. С. 122, 123; Еремин, 2011а. С. 84-88). Эти два памятника находятся на значительном расстоянии друг от друга, имеют различную структуру, разный опыт туристического использования, поэтому с самого начала идея объединить их в рамках одного филиала оказалась нежизнеспособной. Первым в 2011 г. начал действовать "Музей-заповедник под открытым небом Сундуки", а в 2012 г. заработал и "Филиал-музей заповедник Сулек" (именно так обозначены названия на вывесках музеев). В настоящее время происходит переоформление обеих частей филиала в самостоятельные учреждения, подведомственные районному управлению культуры, молодежи и спорта.

Музей под открытым небом Сундуки включает в состав объектов показа природные и археологические памятники: горную гряду Сундуки с живописными геологическими образованиями, многие из которых трактуются как древние обсерватории (Ларичев, 2003), а также петроглифы и курганы. Основная площадка - гора Первый Сундук, где посетителям демонстрируют геологические объекты, представляя их как созданные руками человека.

У подножия горы расположилась богатая "инфраструктура": администрация, экскурсоводы, продажа сувениров, напитков и продуктов питания, прокат верховых лошадей, кемпинг. Территория обнесена оградой и охраняется. Популярность комплекса велика, туристов давно привлекают хорошо "раскрученные" объекты. С созданием музея появилась возможность вести учет посетителей: так, за второе полугодие 2011 г. Сундуки посетило более 10 тыс. человек (Концепции..., 2012. С. 123).

Интереснейший памятник наскального искусства конца I тыс. до н.э. - начала н.э. находится на горе, называемой Четвертый Сундук (Ларичев, 1985, 2000, 2003). Он расположен за пределами охраняемой территории. В музее можно заказать экскурсию на памятник или посетить его самостоятельно. Рядом расположился самодеятельный частный "экскурсионный центр", не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком