научная статья по теме МУЗЕИ ПЕТЕРБУРГА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «РУССКАЯ СТАРИНА» Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «МУЗЕИ ПЕТЕРБУРГА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «РУССКАЯ СТАРИНА»»

МАРИНА ДЕВЕЙКИС

Музеи Петербурга на страницах жур

«Русская старина»

Журнал «Русская старина» принадлежит к числу долговременных русских изданий. Он издавался в Петербурге с 1870 по 1918 г. и представлял собой ежемесячное историческое и литературное издание, иллюстрированное рисунками, портретами и прочими художественными приложениями.

Марина Девейкис, студентка СПбГУ Института философии кафедры музейного дела и охраны памятников, Санкт-Петербург

СОЗДАТЕЛЕМ, первым редактором и одним из авторов «Русской старины» был историк, публицист М. И. Семев-ский. На страницах журнала нашли отражение такие темы, как история Российской империи, крестьянский вопрос, восстание декабристов, быт русского духовенства, проблемы просвещения и другие. В «Русской старине» печатались записки (А. М. Тургенева, М. А. Грановского), воспоминания (Т. П. Пасек, П. М. Дарагана), дневники (В. К. Кюхельбекера, А. В. Никитенко), а также автобиографии и переписку русских писателей.

Затрагивалась и музейная тематика. Следует заметить, что М. И. Семевский был членом Археографической комиссии, почётным членом Общества истории и этнографии при Казанском университете и ростовского Музея древностей. Кроме того, он был дарителем, в частности передал подлинное письмо М. Ю. Лермонтова и фотолитографический с него снимок в Лермонтовский музей в Петербурге. Параллельно с изданием журнала и участием в работе различных обществ, М. И. Семевский вынашивал идею создания музея, посвящён-ного истории Петербурга, которая была им провозглашена, обоснована и неоднократно поднималась в Городской думе (1887-1889), членом которой он являлся.

В журнале публиковались статьи о музеях не только членов редакции, но и разных авторов. Так, в начале 1881 г. директор Николаевского кавалерийского училища, генерал-майор А. А. Бильдер-линг обратился с предложением о создании Лермонтовского музея к широкой общественности через петербургский

журнал «Русская старина»1. Музей образовывался с целью собрать всё, что только было, есть и будет найдено, напечатано и приведено в известность, о личности и деятельности М. Ю. Лермонтова. А. А. Бильдерлинг получил разрешение на открытие музея от военного министра Д. А. Милютина и сразу вошёл в контакт с бывшими воспитанниками школы, родственниками и знакомыми поэта с просьбой поделиться имеющимися у них материалами. Музей был призван не только увековечить память Лермонтова в самом училище, но и рассказать русскому обществу о жизни и творчестве поэта. Было собрано много ценных экспонатов и А. А. Бильдерлинг со своими помощниками преподавателем русской словесности А. Махначе-вым и библиотекарем Н. Буковским приступили к устройству первой экспозиции. В январе 1884 г. была опубликована статья от редакции «Открытие Лермонтовского музея»2. На открытии музея присутствовали воспитанники училища, преподаватели, товарищ Лермонтова по службе А. И. Арнольди, а также группа литераторов. В музее были собраны все сочинения Лермонтова, музыкальные произведения с текстом из его стихотворений, рукописи, тетради, картины, письма, иллюстрации к некоторым произведениям Лермонтова, проекты памятников ему, портреты и вещи, принадлежащие поэту и другие экспонаты. «21 февраля 1884 года Государь Император и Государыня Императрица осчастливили музей своим посещением»3.

В 1883 г. в журнале появилась статья В. В. Стасова «Румянцевский музей. История его перевода из Петербурга в

-

Д Л О #09 [243] 2015

Москву в 1860-1861 годах», которая связана с 50-летним юбилеем его существования. Статья написана на основе архивных данных Министерства народного просвещения, Румянцевского музея и личных наблюдений автора. В 1831 г. согласно завещанию Н. П. Румянцева его брат открыл первый в России частный публичный музей. Музей включал коллекцию редкостей, минералогический кабинет, мюнц-кабинет, библиотеку печатных книг и рукописей. В 1861 г. музей был переведён в Москву. В статье представлены любопытные факты и интересные подробности этого перевода. «Тут рисуются образ мыслей, характеры, взгляды, понятия людей тогдашнего времени, одних в хорошую, других в дурную сторону»4. Автор как участник

начально он существовал при педагогической библиотеке военно-учебных заведений, а с 1871 г. переведён в центр Петербурга, в так называемый Соляной городок. Первым директором музея был В. П. Коховский, который приложил немало сил для его становления и

этого события хотел сохранить неизвестные материалы по истории музея.

В 1889 г. в журнале «Русская старина», в связи с 25-летней годовщиной учреждения музея вышла статья от редакции «С.-Петербургский Педагогический музей военно-учебных заведений в 1864-1889 гг.»5, где описано торжественное заседание по этому поводу. В 1864 г. в Петербурге появился первый в России Педагогический музей военно-учебных заведений, который был основан по инициативе главного начальника военно-учебных заведений Н. В. Исакова. Эта инициатива была поддержана военным министром Д. А. Милютиным, а в дальнейшем музей получил высочайшее соизволение и был введён в систему правительственных учреждений. Перво-

пришлось преодолевать музею собственными силами. Другая статья «Всеволод Порфирович Коховский»6 П. И. Рогова об этом музее и его первом директоре появилась в январе 1892 года.

Журнал «Русская старина» является ценным первоисточником, сохраняющим историко-культурное наследие. В нём печатались статьи современников о малоизвестных и забытых петербургских музеях, которые в настоящее время даже не упоминаются в справочниках и Российской музейной энциклопедии. Представляет особый интерес статья «Исторический музей гвардейской артиллерии», о музе, созданном обществом офицеров л.-гв. 1-й артиллерийской бригады на Литейной улице, д. 26. Музей был открыт для всех желающих и представлял предметы, имеющие отношение к истории гвардейской артиллерии со времени её основания (1683 г.). Коллекция музея включала «батальные и бытовые картины, портреты гв. артиллеристов, их сочинения, рескрипты, грамоты и награды, получен-

развития. Целью создания музея было внедрение принципов наглядного обучения (собирание, систематизация, разработка учебных пособий), а также ознакомление педагога с новейшими разработками в образовательной сфере. Это определило особенности коллекции музея, основу которой составляли наглядные пособия (приборы, карты, модели, картины и пр.) и литература по народному образованию. С музеем активно сотрудничали учёные Н. А. Корф, И. М. Сеченов, П. Е. Лесгафт и другие деятели науки и просвещения. В музее разрабатывались и осуществлялись общеобразовательные и просветительские программы для всех слоёв населения Петербурга. Музей издавал каталоги наглядных пособий, а также принимал участие в организации педагогических съездов и выставках. Так, в 1875 г. он участвовал во Всемирной выставке в Париже, где получил 8 наград за разработанные им учебные пособия. В статье дана высокая оценка основателю музея — Н. В. Исакову, приведены статистические данные о положительной работе музея и благодарственные письма различных обществ и учреждений, с которыми сотрудничал музей, отмечены «препятствия и затруднения», которые

Педагогический музей военно-учебных заведений

ные гв. артиллеристами, формы одежд и вооружения, модели материальной части, старинные сочинения по артиллерии и уставы и т. п.»1. В конце статьи заведующий музеем П. П. Потоцкий обращался к родственникам и читателям журнала с просьбой направлять допол-

нительные материалы, касающиеся гвардейской артиллерии для пополнения собрания по указанному адресу. ^

#09 [243] 2015 Д ЛО ^

В 1907 г. вышла в свет статья А. А. Антонова «К 175-летней годовщине Первого кадетского корпуса»8, в которой описывается жизнь и быт кадетов и упоминается о малоизвестном музее

с императорским периодом отечественной истории и историей русской литературы, но и широко освещал другие темы, в частности музеи Петербурга. Инициатива М. И. Семевского по созданию музея, посвящённого истории Петербурга, выступления в Городской думе по этому вопросу, участие в музейной жиз-

ратЪомд

Румянцевский музей, Санкт-Петербург.

Открытка XIX века

Корпуса. История этого музея отражена ранее в публикации автора данной статьи9.

Журнал «Русская старина» является одним из важных исторических источников, который не только отражает становление музейного дела в Петербурге, но и материалы которого использовались при создании музеев других городов России. Кроме того, записки М. И. Глинки (1870), Н. И. Пирогова (1884-1885, 1887) и воспоминания А. Г. Рубинштейна (1889) стали важными источниками (экспонатами) созданных в императорский период в Петербурге первых музеев этих великих деятелей, которые, к сожалению, были закрыты после Октябрьской революции.

Таким образом, содержание «Русской старины» при М. И. Семевском отличалось большим разнообразием. Журнал не только знакомил читателей

ни страны, стремление отразить её на страницах журнала, обусловлено его широкой общественной, просветительной, исследовательской деятельностью и свидетельствует о том, что М. И. Се-мевский был выдающейся личностью своего времени. Его жизненный путь и авторское наследие, несомненно, требуют дальнейшего изучения.

С автором можно связаться: deveykis@bk.ru

Примечания:

1 Бильдерлинг А. А. Лермонтовский музей в Николаевском Кавалерийском училище в С.-Петербурге, основанный в 1881 г. // Русская старина. — СПб., 1881. — Т. 30. В. 1-4. — С. 709-714.

2 Открытие Лермонтовского музея // Русская старина. — СПб., 1884. — Т. XLI. янв. — С. 240.

3 Бильдерлинг А. А. Лермонтовский музей в С.Петербурге // Русская старина. — СПб., 1884. Т. XLII. — С. 426.

4 Стасов В.В. Румянцевский музей. История его перевода из Петербурга в Москву в 1860-1861 годах // Русская старина. — СПб., 1883. — Т. 37. — №2. — С. 87.

5 С.-Петербургский Педагогический музей военно-учебных заведений в 1864-1889 гг. // Русская старина. — СПб., 1889. — Т. 61. март. — С. 647-658.

' Рогов П.И. Всеволод Порфирович Коховский // Русская старина. — СПб., 1892. Т. LXXIII. янв. — С. 251-264.

7 Потоцкий П.П. Исторический музей гвардейской артил

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком