научная статья по теме «Музей древностей и изящных искусств»: традиция, требующая возрождения Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

Текст научной статьи на тему ««Музей древностей и изящных искусств»: традиция, требующая возрождения»

Лидия Алексеевна Сыченкова

доктор исторических наук Казанский (Приволжский) федеральный университет

Казань slid60@mai.ru

«МУЗЕЙ ДРЕВНОСТЕЙ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ»: ТРАДИЦИЯ, ТРЕБУЮЩАЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ведущие университеты Европы и Америки, такие как Лейпцигский, Манчестерский, Гётеборгский и Йельский, сегодня по праву гордятся своими музеями искусств, античными и египетскими коллекциями. Старинная традиция обучения в этих центрах искусства насчитывает не одну сотню лет, а главное, она никогда не прерывалась. Такие музеи искусств давно стали подлинными лабораториями гуманитарного образования, в которых снималось противопоставление чувственного и эмоционального способа познания реальности, а получаемое знание было системным и объемным. Кроме того, в пространстве такого музея студенты не пассивно, а творчески усваивали информацию, поскольку процесс обучения сопровождался не только «слушанием» и «созерцанием», но и самостоятельной атрибуцией памятников. Для проверки и закрепления навыков идентификации студент должен самостоятельно определить стиль, эпоху, мастера, составить научное описание, систематизировать, выставленные на стеллажах без этикеток художественные памятники и археологические находки.

Такая передовая по сегодняшним понятиям система организации классического гуманитарного образования существовала и в Казанском университете, но, к сожалению, она была прервана в результате социальных преобразований в начале 20-х гг. XX века. Традиция гуманитарного образования в Казанском университете была изначально связана с библиотекой и учебными музеями. Если библиотека была кладезем мудрости и до сих пор в ее недрах хранятся сокровища, которые могут стать источником новых открытий, то музеи подкрепляли знания живым восприятием памятников человеческой культуры, расширяли возможности эмоционального способа получения новых знаний. Одним из таких уникальных образовательных центров был Музей древностей и изящных искусств в Казанском университете (1886-1923). В его стенах студенты черпали не только знания, но и получали нравственное воспитание. Этого музея сегодня не существует, о судьбе его известно только узкому кругу

специалистов, но даже краткое перечисление богатства его собрания и фактов его истории удивит многих университетских старожил.

Достойным обрамлением истории музея являются имена корифеев российской науки, получивших мировое признание, такие как Д.В. Айналов, В.Б. Варнеке, В.К. Мальмберг, Б.П. Денике. В наше время мало кто из отечественных историков науки связывает их имена с Казанью и тем более с судьбой Музея древностей и изящных искусств Казанского университета.

Что это был за музей и каковы были условия его открытия? Для современных историков образования судьба этого музея весьма поучительна. История его открытия была тесно связана с созданием кафедры истории и теории искусств в Казанском университете, хотя Музей был открыт раньше, чем кафедра - в 1886 году. [1]

Для Казани создание такого музея первоначально в учебных целях было просто необходимо, поскольку к тому времени в городе не было художественных музеев и живописных галерей. Именно эта сторона жизни провинциального города делала его непривлекательным для столичных ученых. «Здесь нет ни собрания картин, ни коллекций, не бывает выставок. Здесь нет ни научного, ни художественного движения ...Нет ни среды, ни европейских мыслей, » [2] -писал Дмитрий Власьевич Айналов, первый заведующий кафедрой истории и теории изящных искусств в Казанском университете.

Вначале 20-х гг. XX века музей постигла печальная судьба: он был закрыт. Представителям новой «пролетарской культуры» такой музей оказался не нужен. В результате университетских «преобразований» коллекция музея была распределена по различным музеям города, особо ценная часть ее была отправлена в Москву, гипсовые слепки с античных статуй разбили при перевозке на телегах. В университете осталась только небольшая часть коллекции: гравюры, библиотека музея и портреты императоров, украшающие сегодня актовый зал университета. Такова краткая история этого музея, но почти четыре десятилетия его существования оставили заметный след в истории нашей alma mater и заложили новую интеллектуальную традицию университетского сообщества, возрождение которой имеет смысл и в наши дни.

В более подробном повествовании об истории музея мы бы хотели остановиться на следующих моментах, которые до сих пор малоизвестны научной общественности и представляют интерес с точки зрения возрождения традиции образования средствами искусства. Во-первых, мы хотели бы обратить внимание на сам круг ученых, которые создавали музей. Во-вторых, для современной университетской корпорации поучительна история формирования коллекции и зарождения в связи с ней новой интеллектуальной традиции - дарения. В-третьих, мы бы хотели показать, как изменение познавательного модуля в учебном процессе

14

А

сопровождалось становлением новых научных направлений.

Итак, как осуществлялся подбор кадров.

Надо сказать, что Музей в университете возник не на пустом месте, поскольку еще в первой половине XIX века всей системой классического гуманитарного образования для его зарождения была подготовлена благоприятная «почва». Профессора многих университетских кафедр: классической филологии, богословия, философии, знаменитого Восточного разряда давно проявляли интерес к проблемам художественной культуры. Среди философов, богословов, историков, исследования которых предопределили интерес к проблемам культуры и искусства можно назвать имена Н.М. Благовещенского, Д.Ф. Беляева, В.А. Снегирева, Э.Д. Гримма, Н.А. Васильева, К.- М. Казем-Бека и др.

Для работы в Музее первоначально были привлечены университетские кадры. Первым директором музея был назначен филолог-классик Дарий Ильич Нагуевский, но обязанности эти ему были в тягость, а для дальнейшего развития дела ему не хватало профессиональной подготовки. Возникла потребность в специалисте, и с этой целью был приглашен из Санкт-Петербурга византинист, ставший впоследствии ученым с мировой известностью Дмитрий Власьевич Айналов (1862-1939). Он возглавил новую кафедру истории и теории искусства и действующий при ней «Музей древностей и изящных искусств». Состояние музея, в котором его застал Д.В. Айналов, видимо, производило удручающее впечатление. Впоследствии Д.В. Айналов сохранил неблагоприятное мнение о своем предшественнике - Д.И. Нагуевском.[3] Не устраивало столичного ученого, прежде всего, отсутствие систематизации и научного описания музейной коллекции. В 1901 году Д.В. Айналов провел полную реорганизацию музея, образовав три отдела: 1). Слепков античных скульптур, которые он сам же раздобыл 2) отдел коллекций (египетских и микенских древностей, русского прикладного искусства) и 3) библиотеку, которую он увеличил до десяти тысяч томов. Библиотека Музея была создана уникальная. Книги выписывались из Лейпцига, Базеля. Дрездена, Парижа и т.д.

В 1903 году Д.В.Айналов по его настоятельной просьбе был переведен в Петербургский университет. [4]

После ухода Д.В. Айналова место заведующего музеем несколько лет (1903-1906) оставалось вакантным. Уже из Петербурга Д.В. Айналов вел переписку с деканом историко-филологического факультета Дмитрием Александровичем Корсаковым [5] о подборе кандидата на место директора музея. Судя по этой переписке, Д.В. Айналов душой болел за судьбу музея и не хотел, чтобы его детище попало в случайные руки. [6] Он вел переговоры с И.В. Цветаевым , создателем Музея изящных искусств в Москве. Д.В. Айналов обращался за консультацией по этому вопросу к ведущим

искусствоведам, которых в ту пору в России было немного. Письма Д.В. Айналова приоткрывают неизвестную страницу в истории кафедры — сюжет о том, как происходила смена руководства. В письмах столичный ученый дает нелицеприятную характеристику своему земляку, искусствоведу Алексею Максимовичу Миронову. Из текста писем видно, что Айналову были известны какие-то скандальные подробности о защите Мироновым магистерской диссертации в Москве. Шлейф слухов, по-видимому, тянулся за ним всю жизнь. [7]

Но оказалось, что А.М. Миронов был не единственным кандидатом. Были и самовыдвиженцы - некий Коль и О.Ф. Вальдгауэр. Некоторых ученых рекомендовал сам Д.В. Айналов на вакантное место. Среди них были искусствоведы К. Д. Чигаров [8] и В. Е. Гиацинтов [9], Н. И. Романов [10] и даже Ф. И. Шмит [11], но никто из них не захотел ехать в Казань. В результате чего хлопоты Д.В. Айналова оказались напрасными, и следующим директором Музея древностей и изящных искусств и заведующим кафедрой истории и теории искусства, вопреки воле столичного метра был назначен А.М. Миронов (1886-1929).

С приходом А.М. Миронова начинается второй период истории кафедры и Музея изящных искусств, который получил постоянное и более просторное помещение «на среднем этаже западной половины главного здания университета», где и сегодня располагаются этнографический музей и Музей истории университета. А. Миронов продолжил научное описание экспонатов музея, осуществлял закупку слепков античных статуй из Германии, подготовил и издал первый печатный каталог библиотеки музея. А.М. Миронов вел дело в силу своей эрудиции и таланта, тем не менее внес свой вклад в развитие музея и искусствоведческой науки в Казани. Единомышленником А.М. Миронова во всех его начинаниях был Б.В. Варнеке, который поддерживал коллегу и оказывал ему всяческое содействие. [12] А.М. Миронов покинул Казань в середине 1920-х гг., после того, как кафедру реорганизовали в кафедру истории религии, а затем и вовсе закрыли в связи с известными «преобразованиями» гуманитарных факультетов в ФОПы - факультеты общественных профессий.

Традиция дарений и пополнения собрания музея. Собрание музея пополнялось посредством закупок и дарений. Традиция дарений от профессоров была сильна в Казанском университете. Основой нового музея стала коллекция рисовальных классов Л. Крюкова, в которой было собрание из 78 картин масляными красками, древнерусские иконы, гипсовые слепки античной скульптуры. В дальнейшем коллекция пополнилась античной

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком