научная статья по теме МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕАЛЬНЫЙ И ВИРТУАЛЬНЫЙ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕАЛЬНЫЙ И ВИРТУАЛЬНЫЙ»

Музей музыкальной

культуры:

реальный и виртуальный

С чего начиналась коллекция, коллекционирование. Почему возникло именно это увлечение?

— Музыка для подростков — ключевой способ интеллектуальной самоидентификации. Так было со мной, так есть сегодня, и, я уверен — так будет всегда. Меняется только выбор исполнителей и способ воспроизведения. Например, сегодня подростки практически не снимают наушники — они постоянно что-то слушают. Обычно к годам к 18-20 любое подростковое увлечение проходит и начинается другая, взрослая жизнь — семья, дети, карьера. Кто-то так и остаётся подростком. В социальном плане любые коллекционеры всегда немного странно выглядят. Я принадлежу к поколению, которое выросло на ограниченном доступе к любой информации. Музыкальная не была исключением. Ограничения и запреты, как правило, только усиливают интерес. Первые виниловые диски я начал покупать ещё школьником в самом начале 1980-х. Источников для пополнения коллекции (про коллекцию я не думал, скорее это было подростковое увлечение) тогда было несколько. Во-первых, очереди за дефицитом в ГУМе и магазине «Мелодия» на Калининском проспекте (Новый Арбат). Здесь, если повезёт, можно было купить лицензионные издания производства лидера советской звукозаписи «Мелодия» — "Beatles" "ABBA".... Второй источник — то, что сегодня называют «социальными связями». Ограниченный контингент выезжающих за рубеж советских граждан: врачи, спортсмены, музыканты, дипломаты, — вместе с дефицитным ширпотребом ввозили в СССР и импортный «винил». Здесь нужны были

выходы и контакты. И, конечно, Горбушка (ДК Горбунова).

Сколько стоили тогда виниловые пластинки и откуда у школьника были деньги?

- Можно рассказать про сэкономленные деньги, выданные мамой на обед в школьной столовой. Можно про стройотряд в Карелии. Можно про то, что постоянно рисовал и обменивал рисунки на винил. Обмен в среде коллекционеров — вообще один из важных инструментов пополнения любой коллекции. Коммуникация здесь на первом месте. Неслучайно для многих моих ровесников умение договариваться вылилось в проекты музыкальных магазинов. Что касается цен... Виниловая пластинка в восьмидесятые стоила 40-60 рублей. Это были приличные деньги. Примерно половина средней советской зарплаты.

С чего начиналась коллекция? Вы помните свои первые пластинки? Что привлекало в этой музыке? Или в изданиях.

— Это был вызов самому себе — я слушал музыку "Genesis" "Van der Graaf Generator" Питер Хэммилл, то, что сегодня называют «интеллектуальной» музыкой. Можно сказать, что тогда понимания этой музыки у меня было немного, но огромное желание понять и разобраться дало старт моей коллекции.

Чем отличается меломанство от аудиофильства, коллекционирования?

—На мой взгляд, меломан — человек, который получает удовольствие от самой музыки. Аудиофил — человек, который увлечён музыкой, но ориентирован в большей степени на качество звука. Коллекционер — это в большей степени «охотник за вещью». Конечно, в первую очередь он любитель музыки, но возможность обладания «вещью» — очень сильный движущий мотив в собирательской деятельности. Плюшкин, возможно, не самый привлекательный литературный персонаж, но он очень точно отражает склонности и опасные крайности в характере любого коллекционера.

А Вы кто?

— Прежде всего, я меломан, который время от времени становится аудиофи-лом при покупке очень старой ламповой аппаратуры 1950-60-х гг. для прослушивания винила этого времени. Через годы собирательства, автоматически становишься коллекционером. Но я всё равно считаю себя меломаном, так как страсть к обнаружению и к пониманию музыки, которую я ещё не слышал, является для меня главной.

Как выглядит коллекция сегодня? В чём особенность коллекции, какие музыкальные направления? Раритеты?

Вадим Жадъко — художник и фотограф. В1983 г. закончил художественное училище в Москве, в 1991 г. — библиотечныйС факультет Московского Государственного институтт культуры. Владелец частной коллекции музыкальных из- А даний.

Сегодня он отвечает на вопросы нашего журнала. Ш

Д Л О #07 [241] 2015

Сколько экземпляров, как и чем определяется ценность экземпляров?

— Коллекция сегодня представлена большим разнообразием стилей и носителей. Всего в ней порядка 8000 экземпляров, и она постоянно пополняется. За последние тридцать лет были разные периоды, в которые я несколько лет увлекался определённым стилем, например, фанк, оркестры 1930-х, бразильская или электронная музыка. Углубляясь в каждый стиль, творчество исполнителя, приходилось приобретать всё новые и новые экземпляры, а коллекция разрасталась. Мало того, даже если в определённый момент времени я с трудом понимал какого-либо исполнителя, я всё равно старался приобрести его издания, прислушиваясь к собственным ощущениям. Часто оказывалось, что ощущения не подводили, и эта музыка становилась предметом моего интереса и собирательских усилий. Я хочу сказать, что увлекаясь этим процессом, приходится постоянно обрабатывать много новой музыкальной и околомузыкальной информации, сравнивая её с предыдущим опытом. Когда музыка из непонятной превращается в любимую, для меня это огромное удовольствие, позволяющее долгие годы любить этот процесс.

Что Вы собираете?

— Если коротко, я собираю музыку ХХ в. и ХХ! в. на виниле и СД. На её развитие огромное влияние оказала британская и американская традиции. Да, конечно, есть узнаваемая французская или итальянская эстрада, но, несмотря на узнаваемость, такого влияния на мировой музыкальный процесс она не оказала. Точно так же на стиль киноязыка и на прокат постоянно оказывает влияние Голливуд. Многое из того, что я собираю, постепенно становится классикой современной музыки. За этим процессом очень интересно наблюдать.

Классика и современность. Как провести грань? Что понимать под классикой?

— Когда говорят «классическая музыка», перед глазами возникает иконостас портретов великих музыкантов на стенах музыкальных школ и консерваторий. Это такой общепринятый канон. Одни из них сделали религиозную музыку светской, другие стали использовать новые музыкальные инструменты, третьи открыли музыку своего времени

и страны для других стран и поколений. Однако все они для своего времени и окружения были довольно революционными авторами и исполнителями. Почему сегодня музыка, признанная классической (по принципам построения партитуры, применения инструментов, обучения музыкантов и слушателей), упирается в рамки начала ХХ в., мне не очень понятно. Наверное, про это лучше скажут специально подготовленные люди, музыковеды. Парадоксально, но с тех пор прошло больше ста лет. Джаз стал непризнанной классикой ХХ века, прошло чуть более тридцати лет, и современные музыканты черпают вдохновение в стиле «фанк» или «диско». Классика ли это? На мой взгляд, да. Практически все современные исполнители опираются в своём творчестве на музыку ХХ века, на то, что было сделано до них. Сегодня мы имеем дело с огромным количеством интерпретаций и цитат. Но наряду с этим всегда есть пионеры музыкального процесса, авторы новых стилей и направлений. Возможно, поначалу это вызывает шок, но со временем становится классикой. Иными словами, если вы сегодня слушаете современную музыку, уверен: через несколько лет она станет классикой и основой для следующего многоразового цитирования. Просто она пока не укладывается в периодизацию, разработанную Кабалевским для советской музыкальной школы. Также не стоит забывать, что классическое музыкальное искусство сегодня представлено исключительно исполнительским мастерством. В современной музыке аналогичная тенденция, это называется «каверы» (еоуег-англ.). Никого не удивляет, что арию Аиды поют разные певицы — Мария Каллас, Елена Образцова, Анна Нетребко.

«Каверы»?..

— «Каверы»1, или исполнение репертуара другого исполнителя, всегда были очень популярны, начиная с 20-х годов двадцатого века. Я имею в виду популярную музыку, джаз, блюз, а затем и рок. Но если углубиться в исполнительское искусство классической музыки, то «каверы» — бесконечный тренд. Почему-то в отечественной культуре считается неприличным исполнять «чужой» репертуар. Помните, скандал с Филипом Киркоровым по поводу исполнения «ка-веров»? В том конфликте помимо нару-

шения этических норм были ещё два важных момента — правовой (авторские права) и эмоциональный (нужен свой репертуар, а не Таркана исполнять). Но с точки зрения мирового процесса, «каверы» — проверенная коммерческая часть музыкальной индустрии. Например, один мой знакомый коллекционер, собирающий старые оркестры, сказал мне, что если не увидит на обложке пластинки неизвестного ему оркестра популярных «каверов», он никогда не приобретёт её (то есть 100%, что на ней нет ничего интересного — вот так). В условиях возможности массового тиражирования, а следовательно, массовой доступности музыки вопрос о цитировании, трансформации существующих композиций будет основным двигателем процесса. А значит — «каве-ры» останутся ключевыми формами его развития.

В чём библиотечная ценность Вашей коллекции? В чём значение для современного культурного процесса?

— Любое систематизированное хранение артефактов перестаёт быть барахолкой и приобретает библиотечную или музейную ценность — даёт возможность повторно обратиться к тому, что больше не издают, не продают, к тому, что превращается в винтаж, редкость, антиквариат. Если говорить о библиотеке как о навигаторе в мире музыкальной информации, то, конечно, лучшая библиотека — это интернет. Только интернет и формат МР3 отвечают критериям максимальной полноты представленной информации и удобства поиска. Здесь можно найти всё, скачать всё, слушать музыку онлайн или после скачивания. Другой вопрос — те, кто скачивает музыку в интернете впрок, редко слушают её повторно, и коллекция скачанных файлов редко бывает прослушана до конца.

Если говорить о библиотеке как о коллекции музыкальных артефактов, то для меня это гораздо шире, нежели просто музыкальна и околомузыкальная информация (год выпуска, исполнитель, студия звукозаписи, продюсер). Это ещё и культурологические артефакты: обложка о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком