научная статья по теме «МУЗЕЙ ТРАДИЦИИ» В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА КНР Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему ««МУЗЕЙ ТРАДИЦИИ» В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА КНР»

Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Ван Вэй, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

«МУЗЕЙ ТРАДИЦИИ» В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА КНР

К началу XXI века мировое музейное пространство приобрело новые границы, отмеченные не только (и не столько) количественным увеличением числа музеев, что является общей тенденций, но и существенными изменениями структуры этого пространства. Речь идет о появлении новых форм и типов музеев, не являющихся до второй половины XX столетия типичными и не составляющих существенную часть музейного мира.

Для музеологии этот вопрос имеет особое значение, так как требует самого серьезного исследования новых форм, их описания и систематизации. Анализируя границы музейного мира, О.С. Сапанжа отмечает, что «традиционными ориентирами для классификации многообразного музейного мира являются принципы административной принадлежности и принцип профильной классификации. ...При кажущейся полноте, эти схемы недостаточны, т.к. выделяют лишь один из аспектов музея как социо-культурного института, не всегда значимый для определения сути конкретного музея, специфики и ориентиров его деятельности» 1.

Анализируя сложившуюся ситуацию, О.С. Сапанжа делает вывод, что «основным недостатком существующих классификаций является невозможность учесть все формы появляющихся музеев, часто не вписывающихся в рамки профиля и т.д. Кроме того, классификация музеев не вполне позволяет достичь понимания сути музея как феномена, как культурной формы (а именно такое понимание музея является сегодня ведущим в музееведении). Еще меньше ясности классификация дает для характеристики специфики и разновидностей проявления «музейности» в культуре» 2.

Это мнение специалиста в области теоретической музеологии позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра существующих классификаций. Практическим же основанием для этого и является усложнение музейного пространства, произошедшее к началу XXI века.

В контексте выделенной задачи: описание новых типов музеев, ставших существенной частью нового музейного мира3. Одним их типов музея является «музей традиции»4, ориентированный на сохранение и презентацию пласта бытовой культуры. Появление этого типа музеев

1 Сапанжа О.С. Классификация музейных форм: современное состояние и перспективы разработки новых классификационных схем // Актуальные проблемы современной науки. Информационно-аналитический журнал. №6 (56). М.: Издательство «Спутник +», 2010. - С. 159.

2 Сапанжа О.С. Классификация музейных форм: современное состояние и перспективы разработки новых классификационных схем // Актуальные проблемы современной науки. Информационно-аналитический журнал. №6 (56). М.: Издательство «Спутник +», 2010. - С. 161.

3 Термин «музейный мир» научного обосновывает О.Н. Шелегина (Шелегина О.Н. Музеи Сибири. Очерки создания, развития, адаптации. - Новосибирск, 2010).

4 Название, предложенное автором статьи, основано на понимании традиции (обычай) как множества представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений (http://ru.wikipedia.org/wiki/).

связано с тем, что «одной из существенных черт современного проявления музейности является ... стремление зафиксировать как можно больше сфер жизнедеятельности человека»1.

Основываясь на предложенную О.С.Сапанжа концепцию морфологии музейности, тип «музей традиции» можно отнести к области социальной организации и регуляции. Разработчик концепции отмечает: «проявления музейности в этой области можно признать одними из самых древнейших и современных одновременно. Интерес к миру бытовых вещей, определяющих уклад хозяйственной культуры, существовал, по-видимому, с древнейших времен. Институциональное оформление наступило значительно позднее.. Обыденный уровень хозяйственной культуры, связанный с культурой домашнего хозяйства, является сферой жизнедеятельности, который в последние десятилетия становится одной из основных в направлении реализации музейного интереса. Многочисленные музеи быта отражают интерес и стремление сохранить бытовые «коды» культуры, что особенно актуально для XX века в связи с невиданным усилением темпов технического прогресса» .

Яркой иллюстрацией рассмотренного типа музея является Музей чая в Китае. Стоит отметить, что музей чая существуют и в России, н носят, по преимуществу, характер учреждения музейного типа (музей-салон, музей-магазин, музей-центр чайной культуры, в которых основным является коммерческий продукт и коммерческая деятельность). Таким музеями являются Музей Чая в Москве, Музей чая в Сочи, выставка «Музей чая и чайных традиций» в чайном клубе «Целый мир» в Санкт-Петербурге и т.д.

В Китае чайная традиция является одной из древнейших. Первое письменное упоминание о чае относится к 1115 году до нашей эры, в котором описывается «улучшение мысли», обретение состояния бодрости, легкости и «прояснения зрения» после употребления чая. В связи с этим, появление музея чая в XX веке можно рассматривать как музейное закрепление древнейшей китайской традиции и как выражение общих тенденций развития музейного пространства, связанного со стремительной музеефикацией объектов хозяйственной культуры и самой традиции в виде ритуала, действия и т.д.3 Этот интерес, отчетливо проявившийся в конце XX века, нашел отражение в деятельности музея, который можно определить как «музей традиции» - Национальный музей чая в городе Ханчжоу, открытый в 1991 году.

На сегодняшний день этот музей является единственным представителем чайной культуры в Китае. Музей расположен в долине Лунцзин (Dragon Well), к западу от знаменитого озера Сиху и занимает площадь в 22000 квадратных метров. Окружённые со всех сторон чайными плантациями, музейные экспозиции занимают площадь 3,7 га. Музей практически не имеет внешних стен - их заменяет растительность и чайные кусты, наполняющие ароматом всю территорию. В музее представлены образцы чайных кустов, посуды для чаепития, материалы, рассказывающие о процессе изготовления чая и истории напитка, играющего важнейшую роль в китайской культурной традиции.

В музее представлены предметы чайной церемонии: чайники, чашки, ложки и прочие принадлежности, возраст которых насчитывает более двух тысяч лет. Музей включает шесть выставочных павильонов: павильон истории чая, павильон Калейдоскоп, павильон для дегустации чая, павильон разных сортов чая и зал принадлежностей для чайной церемонии. Достаточно развита система дополнительных товаров и услуг: в музее чая можно не только познакомиться с процессом создания чая и историей этого напитка, но и принять участие в сборе чая, продегустировать элитные сорта, а также приобрести различные сорта чая и

1 Сапанжа О.С. Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика// Вопросы музеологии. The problems of museology. Научное издание. №1(5). 2012. С 8.

2 Сапанжа О.С. Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика// Вопросы музеологии. The problems of museology. Научное издание. №1(5). 2012. С 10.

3 Об интересе к музеефикации нематериального наследия говорит Л.А.Климов (Климов Л.А. Музей в сохранении и презентации нематериального культурного наследи. Автореферат ...кандиата культурологии.- СПб., 2012.).

все необходимое для чайной церемонии. Китайский национальный музей чая имеет Зал для приема почетных гостей, где происходит деловое общение, проводятся чайные церемонии с богатыми видами чая и различные представления. Имеется также Конференц-Зал, оборудованный на 240 мест, с функцией одновременного синхронного перевода на пять языков.

Музей является и центром исследований чайной культуры, который издает множество научных трудов и популярных изданий о чае. Это научно-исследовательское учреждение, сотрудники которого принимают участие в чайных конференциях.

Таким образом, в основе деятельности музея лежит сочетание хранительской деятельности, связанной с музеефикацией объектов культурного наследия, отражающих чайную традицию, и деятельности, связанной с реализацией маркетинговых стратегий.

Немаловажной деталью, отличающей «музей традиции» как тип музея, необходимо назвать сочетание демонстрации объектов материального наследия и воспроизведения традиции, являющейся частью нематериального культурного наследия. Эта традиция является, с одной стороны, объектом культуры, существующим в форме временной репрезентации (песня, танец, церемония и т.д.), и нематериальным компонентом культуры («код» сегмента культуры) 1.

Таким образом, музей чая можно рассматривать как современный музей для проведения культурно-зрелищных мероприятий, продвижения популярной науки проведения чайной церемонии, центр научных исследований, обмена знаниями, место отдыха. Все направления деятельности направлены на отражение специфическими музейными средствами традиции как сочетания компонентов материальной культуры (атрибуты чайной церемонии) и нематериального наследия (церемония как процесс).

Дальнейшее исследование различных такого типа музеев, как «музей традиции», будет способствовать формированию новой концепции музейного пространства, отражающей реалии музейной практики XXI века.

1 Климов Л.А. Музей в сохранении и презентации нематериального культурного наследия. Диссертация ... кандиата культурологии. - СПб., 2012. - С. 53.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком