научная статья по теме МУЗЕЮ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В САН-ФРАНЦИСКО - 60 ЛЕТ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МУЗЕЮ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В САН-ФРАНЦИСКО - 60 ЛЕТ»

М.К. Меняйленко

Музею русской культуры в Сан-Франциско - 60 лет

Наступивший год - юбилейный для Музея русской культуры в Сан-Франциско, в настоящее время одного из крупнейших собраний документов представителей русской эмиграции за рубежом. Его финансовая поддержка осуществляется за счет пожертвований Русского центра, Образовательного фонда им. И.В. Кулаева, других эмигрантских организаций и частных лиц, но в значительной степени его деятельность строится на энтузиазме людей, которые осознают необходимость сохранения и пополнения фондов и коллекций, насчитывающих более 3 тыс. архивных коробок. При архиве имеется музейная экспозиция. В эмиграции архив и музей нередко размещаются под одной крышей.

Члены правления Музея русской культуры в Сан-Франциско (слева направо): П.П. Антипин, Н.П. Машевский (куратор экспозиции), А.Т. Бельченко (зам. председателя), Б.Н. Волков, А.П. Лебедев, А.Л. Исаенко (зам. председателя), А.И. Вольский, П.Ф. Константинов (первый председатель). Сан-

Франциско. 24 июня 1950 г.

История создания музея-архива такова. Еще в 1936 г. представитель пражского Русского заграничного исторического архива (РЗИА) в США Лисицын поднимал вопрос о необходимости создания более надежного места хранения русского архива в Америке1. РЗИА в то время являлся центральным собранием документов и изданий русской пореволюционной эмиграции в Европе и Азии. В его задачи входило систематическое собирание и формирование коллекций зарубежных газет, журналов и книг, неизданных материалов, воспоминаний, документов личного происхождения и архивов организаций. Финансирование РЗИА осуществлялось благодаря поддержке первого президента Чехословакии Т.Масарика2, однако мировой кризис конца 1920-х - начала 1930-х гг. привел к его сокращению. Более того, в 1934 г., когда Чехословакия одной из последних в Европе установила дипломатические отношения с СССР, усилились требования чехословацких коммунистов прекратить поддерживать русскую эмиграцию. В других европейских странах ее положение также не сулило перспектив; победа на выборах 1936 г. во Франции Народного фронта и, как следствие, возможное улучшение отношений с СССР вынудило одних представителей эмиграции перевезти свои архивы из Франции в Бельгию, а других - отправиться в Америку.

Русские колонии в США имели тесные контакты с центрами эмиграции в Европе и Китае. Актом поддержки и преемственности Русского исторического общества в Праге стала регистрация в 1937 г. в Сан-Франциско Русского исторического общества (РИО) в Америке, образованного на основе Комитета форта Росс, который занимался поисками свидетельств об этом русском южном форпосте в Калифорнии периода освоения Нового Света и решением проблемы сохранения разрушающейся крепости. Председатель РИО в Америке - член Русского географического общества и бывший сотрудник Санкт-Петербургской академии наук, ряда дальневосточных музеев А.П. Фарафонтов уже в январе 1938 г. выступил со статьей «Русский музей - насущная необходимость»3. Развивая контакты с деятелями эмиграции, РИО в Америке приступило к организации библиотеки, архива и музея. Его членами еще до начала Второй мировой войны стали писатель Г.Л. Гребенщиков (штат Коннектикут), директор исторического музея и библиотеки А.П. Кашеваров (Джуно, штат Аляска), доктор философии С.Г. Сватиков (Париж), доктор философии Е.А. Москов (Нью-Йорк) и др.

Между тем в Европе положение эмигрантских организаций становилось все труднее. В 1938 г. 179-й выпуск «Записок Русского исторического общества в Праге»4 смог выйти лишь в Нарве (Эстония), 180-й - был конфискован нацистами, а председатель пражского РИО А.В. Флоровский арестован. В том же году в Сан-Франциско начинают издаваться «Записки Русского исторического общества в Америке», первый выпуск которых появился под № 181, подчеркивая таким образом преемственность с пражским изданием. Почетный председатель РИО в Америке митрополит Американский и Канадский Феофил (до 1934 г. архиепископ Сан-Францисский) выделил в Свято-Троицком соборе небольшую комнату для общества. В 1941 г. РИО в Америке переехало в здание Русского центра5. В послевоенное время оно возродиться не смогло.

С окончанием Второй мировой войны вопрос о необходимости создания общественного архива документов русской эмиграции на Американском континенте был поднят вновь. С одной стороны, война привела к крупным потерям библиотек, архивов и частных коллекций русских эмигрантов в Европе и Китае, с другой - начавшееся после войны массовое переселение представителей европейской и азиатской ветвей русской эмиграции в Австралию, Америку и Канаду грозило новыми утратами. Эмигрантские архивы в тот период оказались в катастрофическом состоянии. Не случайно ставший впоследствии первым председателем Музея русской культуры в Сан-Франциско П.Ф. Константинов в 1947 г. взялся за сбор сведений об архивах русской эмиграции, развернув практически в одиночку 2 Отечественные архивы. 2008. № 1

переписку с широким кругом представителей науки, искусства и православной церкви. За период с 1947 г. до своей смерти в 1954 г. он отправил около шестисот писем, копии которых бережно сохранял. Ему ответили многие видные деятели русской эмиграции, ученые, архивисты, библиографы, музееведы, среди которых были академик В.Н. Ипатьев, профессора И.А. Ильин, П.А. Сорокин, А.Д. Билимович, П.Е. Ковалевский, ректор Московского университета в 1919-1920 гг. М.М. Новиков, член антибольшевистского правительства Хорвата генерал В.Е. Флуг, заведующий библиотекой, архивом и музеем Общества офицеров российского императорского флота в Америке ст. лейтенант флота С.В. Гладкий, писатель Г. Д. Гребенщиков, председатель Общества им. Пушкина Б. Л. Бразоль, редактор газеты «Русский в Англии», член инициативной группы по созданию общеэмигрантского центра А.В. Байкалов, личный секретарь Сербского патриарха Варнавы, автор капитального труда «Русские в Югославии» В.А. Маевский. Присланные ими статьи, дающие представление о состоянии эмигрантских архивов в послевоенные годы, опубликованы в сборнике «Museum of Russian culture. Хранилища памятников культуры и истории Зарубежной Руси»6.

В заключительной статье сборника П.Ф. Константинов, подводя итоги своей поисковой деятельности, сообщал о существовании до войны 166 русских архиво- и книгохранилищ, 44 из которых являлись русскими отделами при иностранных частных или государственных собраниях (четыре из них погибли во время немецкой оккупации). Значительно большие потери понесли русские эмигрантские частные или общественные архивы (из 122 сохранились лишь 87, остальные либо не имели постоянного места хранения, либо сгорели, были ликвидированы, расхищены, прекратили свое существование, как переданный правительством Чехословацкой Республики в дар Академии наук СССР и вывезенный советскими войсками РЗИА; судьба некоторых неизвестна). В целом, по сведениям П.Ф. Константинова, утраты составили 33 %.

Во Франции, занимавшей до войны лидирующее положение по количеству русских эмигрантских архивохранилищ, до начала 1950-х гг. не удавалось найти помещения ни для общественной библиотеки, которая могла бы заменить располагавшуюся в Париже и расхищенную в годы Второй мировой войны Тургеневскую библиотеку, ни для Русского общественного музея, где хранились бы культурные ценности эмиграции. Основанное в 1945 г. в Париже профессором Д.П. Рябушинским Общество охранения российских культурных ценностей за рубежом вело розыск русских архивов. Однако, как отмечает профессор П.Е. Ковалевский, из-за отсутствия общественного архива русской эмиграции обнаруженные Обществом ценные архивы были помещены в Национальный архив Франции. Сам ученый также намеревался после завершения своей работы над историей Русского зарубежья передать имеющиеся у него архивы в Национальный архив Франции .

Для китайской волны эмиграции наиболее тревожной была неопределенность с богатым книгохранилищем Русской духовной миссии в Пекине, насчитывавшем свыше 4 тыс. ценных книг. В декабре 1945 г. миссия перешла под юрисдикцию Московского патриархата. «В Китае - большевики. Удастся ли архиепископу Виктору сохранить все эти редкие сокровища? На этот вопрос никто не может ответить», - пишет в 1953 г. полковник В.О. Вырыпаев, эмигрировавший с армией Каппеля в Маньчжурию, где проживал до 1924 г. О дальнейшей судьбе этого книгохранилища пишет сотрудник отдела внешних связей Русской православной церкви, специалист по истории православия в Китае священник о. Дионисий Поздняев: «По свидетельству очевидца событий 1957 г., так же как и полвека назад горела никому не нужная библиотека миссии, частично переданная архиепископом Виктором [советскому] посольству»9.

Отъезд русских из Китая и Европы сопровождался неизменным вопросом: что делать с архивами? Безуспешно искали место для своих архивов бывший представитель правительства Колчака и Приамурского временного правительства по делам с США, Великобританией и Францией И.К. Окулич (Ванкувер, Канада), журналист и литератор Ю.П. Миролюбов (Брюссель, Бельгия), священник Иннокентий Серышев (Брисбен, Австралия), представитель Православного комитета австрийского отдела Всемирной церковной службы (Church World Service) для помощи перемещенным лицам князь А.А. Ливен (Зальцбург, Австрия). Всех этих людей не устраивала передача материалов в иностранные хранилища, «где они могут быть навсегда потеряны для России будущего»10.

Наиболее приемлемой страной для создания нового архивохранилища русской эмиграции являлись США, что было обусловлено высоким уровнем жизни, стабильным политическим устройством, отсутствием опасности большевистского вторжения, а также нарастающей численностью русской эмиграции и формированием здесь в конце 1940-х гг. ее крупнейшего центра. В США действовало немало российских эмигрантских общественных объединений, при которых имелись архивы и библиотеки. Однако требовался общий архив, систематически осуществляющий сбор материалов о жизни русских за границей -воспоминаний, документов, фотографий, личных архивов и архивов организаций, а также эмигрантских изданий, которые, как правило, выход

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком