научная статья по теме МУЗЫ НЕ ЗАМОЛЧАЛИ, КОГДА ЗАГОВОРИЛИ ПУШКИ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «МУЗЫ НЕ ЗАМОЛЧАЛИ, КОГДА ЗАГОВОРИЛИ ПУШКИ»

И. Н. ПОЗЕРТ

Москва

Музы не замолчали, когда заговорили пушки

(Лингвостилистический анализ стихотворения-песни А. И. Фатьянова «Соловьи»)

Стихотворение А. Фатьянова, положенное на музыку В. Соловьевым-Седым, стало всенародно любимой песней. Автор статьи останавливается на образных средствах текста, на точном и строгом отборе слов.

Ключевые слова: слово-образ; экспрессивная нагруженность; оппозиция; мелодичное слово; актуализация значения.

1П) самый разгар Великой Отечествен-JD ной войны, в 1942 г., появилось стихотворение А. Фатьянова «Соловьи» с рефреном:

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят.

Это две строки, за которыми, по словам Егора Исаева, - «огромная война, страшная солдатская усталость» и - чудо природы - соловьи!

Более двух лет стихотворение оставалось в рукописи, а двадцатитрехлетний автор не решался показать его композитору Василию Соловьеву-Седому, не отправлял текст ни в газеты, ни в журналы, так как не верил в то, что его напечатают. Стихотворение так и не было опубликовано до рождения песни, а песня, появившаяся впервые в 1944 г., сразу стала очень популярной как на фронте, так и в тылу. Песню «Соловьи» народ признал своей и порой даже не догадывался об авторстве не только этой, но и других, таких сердечных и родных, песен на стихи Фатьянова, как «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «На солнечной поляночке», «Ничего не говорила», «Давно мы дома не были», «Мы, друзья, - перелетные птицы», «В городском саду», «Золотые огоньки», «На крылечке твоем», «Хвастать, милая, не стану», «Ты сама догадайся», «Когда весна придет, не знаю», «За Рогожской заставой» и многих других (около 200 песен, в том числе к 20 известным кинофильмам).

Позерт Ирина Николаевна, кандидат фи-лол. наук, доцент МПГУ. E-mail: ipozert@gmail.com

Стихотворение «Соловьи» начинается спокойно, лирично и повествовательно:

Пришла и к нам на фронт весна, Солдатам стало не до сна -Не потому, что пушки бьют, А потому, что вновь поют, Забыв, что здесь идут бои, Поют шальные соловьи.1.

Слово-образ соловьи и его производные в лирике Фатьянова являются символом весны, возрождающейся жизни, красоты и любви. Поэт опирается на народную традицию: в народном календаре есть Борисов день (2 мая), так называемый соловьиный день, когда начинают петь соловьи. Во многих поговорках, пословицах и приметах часто упоминается соловей:

Соловей начинает петь, когда напьется росы с березового листа; Соловей - птичка-невеличка, а заголосит - лес дрожит! И др.

Кроме того, слово соловей (соловьи) -одно из образных средств языка русской поэзии, имеющее особый эстетический смысл, специфическую семантическую и экспрессивную нагруженность - любовь, любовная страсть, слово (по данным «Словаря языка поэзии»). Ср. в других стихах Фатьянова:

Зацветут наши улицы скоро,

Станет всем соловьям не до сна.

В наш родной, дорогой с детства город

Вновь пришла молодая весна.

(«Песня девушек», 1958);

Там навек полюбил я гармони,

Соловьев и берез красоту.

(«На веселом, на шумном празднике...», __1948);

1 Здесь и далее цит. по изд.: Фатьянов А И. Сердце друга. Стихи. - М., 1973.

Мне тебя сравнить бы надо

С песней соловьиною...

(«Три года ты мне снилась.», 1946).

Слово-образ соловьи ассоциируется в стихах поэта с малой родиной - деревней Малое Петрино Вязниковского уезда Владимирской губернии (его детство прошло в селе Мстёры). А в тексте стихотворения «Соловьи» возникает оппозиция: окоп, землянка или палатка - отчий дом, родной край. Ср. в других стихотворениях:

Он не нашей деревни, не наших краев, В Оренбургских степях не слыхал соловьев.

(«Не ходи ты ко мне», 1941); Вот она высоко, Далеко-далёко, Над родною улицей моей, Где цветет рябина, Где моя дивчина, Где поет до зорьки соловей.

(«Звездочка», 1943); Чтоб над Клязьмою любимою Соловьям всегда звенеть, Чтобы городу Владимиру не стареть, а молодеть.

(«Расцветай, наш край», 1957)2.

Но вернемся к нашей песне. Красота соловьиных трелей, для разнообразных переливов и «колен» которык русский народ не пожалел слов и словосочетаний (и свист, и щелканье, и дробь, а также бульканье, пленканье, клыканье; раскат, почин и оттолчка; лешева дудка, кукушкин перелет и юлиная стукотня), «чаемая всегда и вечная», мешает краткому отдыху солдат. И в этом месте напевное и мелодичное слово поэта, благодаря музыке В. Соловьева-Седого, к концу первой строфы-куплета «Поют шальные соловьи» приобретает тревожную интонацию - речь идет не столько о нарушенном покое, сколько о самой жизни солдата на войне.

Остановимся на образном словосочетании шальные соловьи, точнее - эпитете шальные, явно подсказанном художнику живой речью его земляков, родной природой и русской поэзией. (Напомню его

2 Хочется отметить попутно, что с 1974 г. в Вязниках (Владимирской обл.) ежегодно проводится Всероссийский Фатьяновский праздник песни, а в 1996 г. Союзом писателей России учреждена Фатьяновская литературная премия.

шутливую просьбу, обращенную к речке: «Клязьма-речка, подскажи словечко!») Большинство слов и словосочетаний с корнем -шал-ить в русском языке имеет отрицательно-оценочную и разговорно-просторечную окраску:

шальная жизнь (С. Есенин) - полная безрассудства и сумасбродства; шальная мать (И. Бунин) - безумная, потерявшая ясность сознания; шальная пуля и шальные бомбы (Л. Н. Толстой) - выпущенные наугад или случайно попавшие в кого-либо, во что-либо; шалая/шальная стрельба - стрельба, которая обычно ведется в окопах по ночам; шальная голова - сумасбродный, взбалмошный человек; шальные деньги - деньги, доставшиеся легко, без каких-либо усилий, без особого труда.

Ср. также:

шалун (= проказник), шалость и шаловливый, шаляй-валяй и шаля-валя (= кое-как, небрежно); шалтай-болтай (= пустяки, вздор; попусту, напрасно); шалопай (= бездельник, повеса) и шалопайничать; шалопут и шалопутный (= легкомысленный, беспутный).

Учитывая контекст всего творчества Фатьянова, приходим к выводу, что в словосочетании шальные соловьи слово шальные употребляется в значении 'игривые, резвые, ведущие себя более вольно и шумно, чем следует', так как тревожат сон солдат на войне.

Во второй строфе песни «Соловьи» повествовательная позиция лирического героя сменяется рефлексирующей - отрешенно-рассудительной позицией мудреца:

Но что война для соловья -У соловья ведь жизнь своя.

В прямом смысле этого выражения, «рожденного на линии огня» (Е. Исаев), находим противопоставление естественного (жизни и природы, мира, красоты) противоестественному (смерти, войне, ужасному и безобразному). В метафорическом смысле слово соловей, употребленное здесь дважды в обобщающей форме единственного числа, становится символом поэта, творчество которого не могут остановить даже пушки. В его военных стихах много музыки: кроме соловьев, там «взлетает», «тоскует» или «зве-

62

нит» гармонь и «гармошки ведут разговор», «играет гитара», «поет скрипка», «гремит баян», «играет вальс граммофон», «льет тальянка». А наступление весны символизирует Победу:

Рыданья людей у сожженных жилищ,

Ручонки детей над золой пепелищ.

Казалось, что им не дожить до весны...

Так вот почему не хочу я войны.

Но с бою - и этим отчизна горда -

Мы взяли весну, как берут города.

(«После грозы», 1954).

И поэт - сам страстный служитель этой весны и красоты - просит соловьев замолчать. Как мольба звучит вновь эта просьба в припеве-рефрене:

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят.

Ключевое слово не тревожьте найдено метко и употреблено уместно (ср. с не будите). Почему? Во-первых, на войне всегда тревожно, т.е. люди находятся в состоянии опасности. Кроме того, слово тревога в одном из своих значений очень часто употреблялось в военное время (воздушная тревога, боевая тревога, сигнал тревоги и т. д., т.е. в значении 'опасное положение, опасность', а также 'сигнал, извещающий о ней'). Поэтому солдаты спали тревожно, прислушиваясь к каждому звуку.

Во-вторых, слово тревожить в сочетании тревожить сон имеет значение 'нарушать, прерывать что-либо'.

А в-третьих, выбор данного многозначного глагола связан, конечно же, с таким оттенком значения, как 'приводить в состояние сильного душевного волнения', потому что соловьиные ночи мысленно переносят солдата в прошлую мирную жизнь, в «сад зеленый над прудом» и в дом, в котором «его ждут». Ср. употребление этого глагола, его форм и производных в других стихах-песнях Фатьянова:

Если б я родился не в России,

Что бы в жизни делал? Как бы жил?

Как бы путь нелегкий я осилил?

И, наверно б, песен не сложил.

В эти дали смог ли наглядеться, В дали дальние непройденных дорог? И тебя, тревожащую с детства, Я бы встретить, милая, не смог.

В юность как сыскать дорогу? В сны заветные мои? К первым встречам и тревогам, К первой сказочной любви.

(«Снежный город», 1958).

В контексте анализируемой песни важен и такой оттенок значения, как 'приводить в состояние беспокойства, вызываемого чем-либо' - тревожиться за будущее (страны, семьи, любви).

Таким образом, выбор меткого и нужного слова, как бы просящегося в музыку, становящегося песенным, но не теряющего своей смысловой силы, «освещает» изнутри тему войны лейтмотивом любви и народной мудростью.

Просьба не тревожить солдат сменяется заклинанием: «в родном краю, в родном дому солдата ждут». Однако судьбу не переиграешь: раз надо, значит, надо -

Ведь завтра снова будет бой, Уж так назначено судьбой, Чтоб нам уйти, не долюбив, От наших жен, от наших нив, Но с каждым шагом в том бою Нам ближе дом в родном краю.

И написано это с чувством великого достоинства.

А в последнем, дополненном повтором припеве, автор как бы «молит» об отсрочке неизбежных утрат:

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят, Немного пусть поспят...

Итак, если бы не произошло в результате такого гармонического слияния поэзии и музыки, не испытали бы мы, читатели и слушатели, такой пронзительной боли за всех солдат, и погибших, и выживших, и нынешних, и будущих, такой любви-жалости ко всем ратоборцам, ко всему отечественному воинству в годы лихолетья, военного и мирно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком