научная статья по теме МУЗЫКА ЖАНА-БАТИСТА ЛЮЛЛИ И МОНАРХИЯ ЛЮДОВИКА XIV История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МУЗЫКА ЖАНА-БАТИСТА ЛЮЛЛИ И МОНАРХИЯ ЛЮДОВИКА XIV»

© 2015 г.

М.А. СИДОРЕНКО

МУЗЫКА ЖАНА-БАТИСТА ЛЮЛЛИ И МОНАРХИЯ ЛЮДОВИКА XIV

Когда мы говорим о репрезентативном образе Людовика XIV, то прежде всего вспоминаем прозвище, данное ему потомками, - Король-Солнце (современники его так не называли). Именно Солнце и Аполлон стали ключевыми образами в обширной и до мелочей продуманной репрезентативной программе короля. Они помогли ему создать новый общественный имидж королевской власти во Франции, потребность в котором во многом объяснялась окончательным переходом от сословно-представи-тельной монархии к абсолютной. Новые символы способствовали также проведению политики "одомашнивания" дворянства.

Для создания общественного образа королевской власти Людовик XIV, в отличие от своих предшественников и наследников, задействовал все доступные ему средства - архитектуру, скульптуру, живопись, литературу, поэзию, печатную периодику, придворные и городские празднества, театр и т.д. Однако основу образа Короля-Солнце (воспользуемся этим термином-анахронизмом) монарху помог заложить придворный балет - вид зрелища, представлявший собой идеальный спектакль века барокко, гармонично объединивший в себе театр, танец и музыку, три наиболее любимых развлечения французов Старого порядка - и дворян, и простолюдинов.

Придворный балет появился во Франции в 1581 г. при дворе короля-эстета Генриха III. Благодаря Людовику XIII, который не только танцевал в балетных постановках, но и сочинял к ним музыку, придумывал костюмы и декорации, балеты с участием монарха, членов королевской семьи и придворных стали доступны как придворной публике, так и городской: с 20-х годов XVII в. их начали ставить в парижской ратуше. Тем самым король сделал придворный балет средством примирения королевской власти с населением Парижа, которое далеко не всегда соглашалось с ее политическим курсом. Однако лишь Людовик XIV сумел наиболее полно использовать колоссальный репрезентативный потенциал, заложенный в данном виде зрелища, в интересах государства.

Он танцевал в придворных балетах без малого 20 лет, с 1651 по 1670 г. В первое десятилетие своей сценической карьеры Людовик часто появлялся перед тысячами подданных в образах персонажей бурлескного мира: Музы, Пьяного жулика, Вакханки, Фурии, Игры, Страсти, Ярости, Дриады, Огня, Развратника, Гения танца, Безумного духа и т.д., - что отвечало вкусам двора первых Бурбонов. Когда же в 1661 г. Людовик пришел к власти, он стал исполнять в основном благородные и героические роли. С каждой последующей постановкой для французов, а также иностранцев, видевших раза два в год балетные спектакли с участием короля, молодой, крепкий телом и красивый государь все больше ассоциировался с античными богами и героями - Александром Великим, Геркулесом, Юпитером, но главное с Аполлоном и Солнцем, что в принципе одно и то же. В этих ролях Людовик XIV выходил на сцену чаще всего.

Сидоренко Максим Анатольевич - кандидат исторических наук, докторант кафедры всеобщей истории, историографии и источниковедения Новосибирского государственного педагогического университета.

"Солнце... считается наиболее благородным и по совокупности присущих ему признаков уникальным светилом, которое сияет ярким светом, передает его другим небесным светилам, образующим как бы его двор, распределяет свой свет ровно и справедливо по разным частям земли"1, - писал король.

Собственно, с роли Солнца и началась артистическая карьера Людовика XIV: в 1653 г. в IV акте "Королевского балета ночи" он танцевал Восходящее солнце. Хотя он уже и раньше выходил на сцену, эта масштабная постановка стала знаковой как для короля-танцора, так и для Франции, поскольку знаменовала собой победу королевской власти над Фрондой (1648 - 1653 гг.). В образе Солнца юного монарха смогла увидеть десятая часть населения Парижа, так как балет был показан 10 раз в зале Пти-Бурбона, вмещавшем 3 тыс. зрителей. Накануне Карусели 1662 г. - грандиозного городского празднества, посвященного началу правления Людовика XIV, - король тоже вышел на сцену в костюме Солнца. В последний раз Людовик танцевал на сцене в 1670 г., в финале комедии-балета "Блистательные любовники"2. Его Аполлон был не привычным богом-музыкантом и покровителем искусств, а скорее Аполлоном воинственным. Такая вольная интерпретация потребовалась королю в период активной подготовки Франции к войне с Голландией.

С начала самостоятельного правления Людовика XIV существенно изменились и сюжеты балетных постановок, что опять-таки отвечало критериям репрезентативной программы короля. Как уже говорилось выше, они стали благородными и героическими - именно в таком контексте монарху приличествовало представать перед подданными. На балетной сцене больше не было места буффонаде и бурлеску, свойственных придворному балету до 1661 г. Нечеткие границы жанра давали авторам балетных постановок и королю, принимавшему непосредственное участие в их создании, возможность гармонично отображать на сцене как реалии жизни двора, так и нюансы политической ситуации в королевстве и в Европе. Можно сказать, что каждая балетная поставка первого десятилетия правления Людовика XIV представляла собой дерзкий и новаторский театральный эксперимент: один балет был не похож на другой. Всевозможные метаморфозы позволили королю превратить придворный балет не только в эффективный инструмент своей репрезентативной программы, но и в средство управления придворным обществом.

Согласно традиции того времени, каждая балетная постановка заканчивалась Большим балетом, где были заняты исключительно король и придворные. Хореографическое, иерархическое, социальное и символическое пространство позволяло монарху выстраивать на сцене модель угодного ему придворного общества, которая потом транслировалась на отношения внутри королевского окружения. Тиражируя посредством балетных постановок идею гелиоцентрической системы мира с единственным светилом - Солнцем - в ее центре, Людовик XIV сумел создать новую систему королевского двора, подчиненную исключительно королевской воле (государственному интересу). Отныне в центре был только монарх, а членам королевской семьи, принцам, грандам и придворным отводились роли спутников главного светила. И на сцене, и в жизни отныне был только один источник милостей и благ - король. Роли, исполняемые придворными в балетных постановках, указывали не столько на конкретных персонажей мифов и легенд, сколько на функцию, которую они должны были выполнять при короле.

Такая модель отношений внутри придворного мира, предложенная монархом и принятая его окружением, исключала повторения беспорядков Фронды. Поэтому мы можем говорить о дворе Людовика XIV как об успешном политическом проекте, который позволил королевской власти сделать дворянство Франции как никогда зависимым от воли монарха и лишить его возможности влиять на государственные

1 LouisXIV. Mémoires. Manière de montrer les jardins de Versailles. Paris, 2007, р. 172.

2 См. Сидоренко М.А. Уход со сцены Людовика XIV. - Вопросы истории, 2014, № 8.

дела. Отстранив принцев и грандов от управления государством, король сделал их профессиональными придворными.

Представители благородного сословия не могли не понять устремлений короля, выраженных посредством балетных постановок. Таким образом, придворный балет при Людовике XIV стал еще и эффективным средством коммуникации монарха с подданными, в частности, со своим окружением, а порой и с иностранными державами. При необходимости через балетные постановки король обращался к своим внешнеполитическим противникам или союзникам, как это было сделано, например, в "Блистательных любовниках".

Ключевыми составляющими придворного балета являлись театр, танец и музыка. В последней трети XVII в. все эти три вида искусства претерпели существенные преобразования, причем зачастую под влиянием политики, проводимой монархом.

10 марта 1661 г., на следующий день после смерти кардинала Мазарини, король объявил своим министрам, государственным секретарям и канцлеру, что намерен править самостоятельно, не назначая первого министра (тем самым монарх взял его функции на себя). А через несколько недель он учредил Королевскую академию танца. Было бы ошибочным рассматривать данное событие только с точки зрения истории искусства. Это был государственный акт, весьма символичный и характерный для начала личного правления Людовика XIV. Король доверил совершенствование балета авторитетной команде профессионалов, которую позже возглавил партнер короля по сцене и хореограф Пьер Бошан. Под влиянием Бошана танцевальная техника и хореография придворных балетов существенно усложнились: теперь придворные и профессиональные танцоры выходили на сцену не только ради забавы, но и для того, чтобы прославлять своего короля. Лишь благородный и технически сложный танец, способный вызывать восхищение у зрителей, приводить их в восторг, мог решить эту задачу. Так произошел переход от буффонадного балета к героическому, или королевскому. Термин "королевский балет", предложенный французским историком, музыковедом, членом Французской академии и основателем Центра барочной музыки в Версале Ф. Боссаном3, лучше всего отражает изменения, которые претерпел жанр придворного балета при Людовике XIV. Дело в том, что с каждым годом число придворных, занятых в балетных постановках, сокращалось: из участников сценического действа они превращались в зрителей. На сцене король все больше окружал себя профессиональными танцорами - только они (а к их числу можно отнести самого Людовика XIV и немногих придворных) могли справиться со столь сложными танцами.

Кардинальные изменения претерпел также театр. Окончательно сформировались жанры классической трагедии и комедии. Кроме того, благодаря изобретательности драматурга Жана-Батиста Поклена, называемого Мольером, и композитора Жана-Батиста Люлли появился жанр комедии-балета. Первая комедия-балет "Докучные", музыку к которой написал Бошан, была поставлена 17 августа 1661 г. в Во-ле-Виконт, и это событие стоит в череде других, связанных с приходом Людовика XIV к власти. Сюринтендант финансов Николя Фуке, принимая у с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком