научная статья по теме МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И “МУЗЫКА МОЗГА”: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ Биология

Текст научной статьи на тему «МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И “МУЗЫКА МОЗГА”: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 612.821:612.822.3

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И "МУЗЫКА МОЗГА": СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

© 2013 г. А. И. Федотчев1, Г. С. Радченко2

1 Институт биофизики клетки РАН, Пущино; 2 Нижегородский государственный университет, Нижний Новгород

Проведен аналитический обзор литературных данных последних лет по проблеме взаимодействия музыки с мозгом человека. Рассмотрены данные относительно механизмов и эффектов воздействия музыки при ее прослушивании и обработке, проанализированы механизмы и эффекты, связанные с исполнением музыки. Отдельно рассмотрено сравнительно новое направление музыкальной терапии - "музыка мозга", основанное на преобразовании биоэлектрических процессов организма человека в музыку и ее практическом использовании. Выделены нерешенные вопросы и проблемы музыкальной терапии, намечены перспективные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: музыка, мозг, музыкальная терапия, прослушивание, исполнение музыки, коррекция функционального состояния.

1. ВВЕДЕНИЕ

Музыкальная терапия представляет собой систему психосоматической регуляции функций организма человека с помощью музыкально-акустических воздействий [24]. Данный комплекс методов характеризуется простотой использования, неинвазивностью, сравнительной дешевизной и широко применяется для регуляции частоты пульса и артериального давления, нормализации функций внутренних органов и систем, коррекции неблагоприятных функциональных состояний организма [132]. Согласно другому определению, музыкальная терапия - это терапевтическое использование музыки и различных видов музыкальной деятельности для лечения соматических и психических заболеваний [92].

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Хотя музыкальная терапия имеет многовековую историю, первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на человека относятся к концу XIX - началу ХХ века. Тогда в работах наших выдающихся соотечественников Бехтерева, Догеля, Тарханова и др. появляются данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение, газообмен и т.д. [25]. Однако впоследствии в России эти исследования практически прекратились, тогда как в развитых западных странах они успешно развивались. Это нашло отражение в базах данных Internet: мировая библиография по музыкальной

терапии, насчитывающая более 3200 публикаций, включает только 44 ссылки на работы отечественных авторов.

К концу прошлого - началу нынешнего столетия интерес к музыкальной терапии и механизму её воздействия существенно возрос в связи с рядом обстоятельств. С одной стороны, многими экспериментальными исследованиями были продемонстрированы явные позитивные эффекты воздействия музыки на различные функции организма. В качестве примера можно привести обнаружение "эффекта Моцарта", который заключается в повышении уровня выполнения пространственно-временных задач [101], подавлении эпилептиформной активности [55] и позитивных сдвигах других функций [60, 61] при прослушивании музыки этого композитора. С другой стороны, благодаря совершенствованию методов анализа и визуализации работы мозга открылись новые возможности изучения реакций организма на музыку и различные виды музыкальной деятельности. Так, использование позитронно-эмиссионной томографии (positron emission tomography, PET) и функционального магнитно-резонансного отображения (functional magnetic resonance imaging, fMRI) дало возможность подойти к исследованию функциональной нейроанатомии мозга при прослушивании и исполнении музыки [97, 98, 112, 124]. Применение электроэнцефалографических (ЭЭГ) и магнитоэнцефалографических (МЭГ) методов позволило наметить перспективные подходы к исследованию временной организации

процессов восприятия и обработки музыкальных сигналов [7, 66, 69, 72].

Прослушивание, обработка и исполнение музыки включают практически все когнитивные функции [140], и в последнее десятилетие наблюдался экспоненциальный рост исследований, посвященных когнитивным аспектам воздействия музыки на организм [77]. Это явилось отражением общей тенденции резкого возрастания интереса к изучению взаимодействия информационных и когнитивных процессов [42] и их роли в совершенствовании познавательной деятельности человека [6, 105]. В результате из 1760 публикаций по взаимодействию музыки с мозгом, которые можно найти в базе данных РиЪшеё, более 1320 (75%) датированы 2000-2011 годами. Наряду с ростом общего числа исследований существенно расширилась и сфера применяемых музыкальных воздействий. Появились такие новые разновидности, как развлекательное музицирование [126], мелодично-интонационная терапия [93], неврологическая [121], домашняя [114] и другие виды музыкальной терапии. Обилие недавних публикаций и большое разнообразие используемых подходов к исследованию эффектов воздействия музыки на организм человека делают необходимым анализ современного состояния данной области знаний и выделение наиболее перспективных направлений дальнейших исследований.

В связи с этим в представленной работе обобщены литературные данные последних лет по проблеме взаимодействия музыки с мозгом человека. Все многообразие существующих к настоящему времени сведений по данной проблеме представлено в трех разделах. В первой части обзора рассмотрены данные относительно механизмов и эффектов воздействия музыки при ее прослушивании и обработке. Во второй части анализируются механизмы и эффекты, связанные с исполнением музыки. В третьей части обзора рассмотрено сравнительно новое направление музыкальной терапии - "музыка мозга", основанное на преобразовании биоэлектрических процессов организма человека в музыку и ее практическом использовании. Выделены нерешенные вопросы и проблемы музыкальной терапии, намечены перспективные направления дальнейших исследований.

2. ЭФФЕКТЫ ПРОСЛУШИВАНИЯ МУЗЫКИ

Музыка как "искусство комбинирования звуков на радость уху" может обладать магической силой [45]. В основе этого лежит комплекс модуляцион-

ных эффектов, индуцируемых прослушиванием музыки в таких функциях и видах деятельности человека, как восприятие, внимание, эмоциональная и познавательная активность, поведение, речь, коммуникация и т.д. [53]. Такие модуляционные процессы находят отражение в особенностях восприятия и обработки музыки, в эмоциональных реакциях и сдвигах физиологических показателей при прослушивании музыки, а также в большом разнообразии наблюдаемых клинических эффектов. По каждому из перечисленных вопросов в последние годы получены новые данные, которые рассматриваются ниже.

2.1. Особенности восприятия и обработки музыки

Процесс восприятия музыки включает три стадии - стадию элементарного восприятия слухового музыкального стимула, стадию структурного анализа музыки на элементном (высота, интенсивность, ритм, длительность и тембр) и специализированном (выделение фраз, характера и темы) уровнях, и стадию идентификации музыкального произведения. За каждую из этих стадий отвечают разные кортикальные центры [87].

В восприятие и обработку музыки вовлекаются многие структуры мозга, а ее специфические компоненты - высота тона, ритм, характер и тембр -обрабатываются отдельными нейрональными системами [77]. Успешное узнавание музыки осуществляется системой музыкальной памяти, основными структурными компонентами которой являются правая верхне-височная борозда, правый гиппокамп и левая нижне-лобная извилина [100, 131].

Специальному анализу был подвергнут вопрос о том, какие конкретно атрибуты музыки вызывают наблюдаемые при ее прослушивании физиологические реакции. Установлено, что темп, акцентуация и ритмическая артикуляция музыки являются признаками, в наибольшей степени коррелирующими с физиологическими показателями. Музыка, вызывавшая при прослушивании более частое и глубокое дыхание, высокий уровень кожной проводимости и учащение сердцебиений, характеризовалась быстрым темпом, выраженным ритмом и отрывистым стилем исполнения. Авторы приходят к выводу, что ритмические аспекты музыки являются основными детерминантами физиологических реакций на ее прослушивание [52].

Особенности восприятия ритма при прослушивании музыки исследовались и другими авто-

рами. Показано, что способность детектировать ритмические компоненты музыки отмечается уже у младенцев, т.е. восприятие ритма является врожденным свойством человека [134]. При прослушивании музыкальных ритмов происходит активация не только слуховых, но и моторных зон коры головного мозга, что указывает на существование врожденных связей между этими областями [44].

Для объяснения особенностей восприятия музыкальных ритмов предложена концепция "нейронального резонанса" [74]. Согласно этой концепции, восприятие ритмических аспектов музыки опосредуется ритмическими вспышками высокочастотной нейрональной активности в ответ на музыкальные ритмы. Такие вспышки делают возможной коммуникацию между нервными центрами. Предполагается, что эволюционно музыкальные ритмы формировались на основе моторных ритмов, контролирующих движения, дыхание и сердцебиения [123].

Хотя эффекты воздействия музыки на клеточном уровне практически не исследованы, некоторые авторы на основании имеющихся экспериментальных данных предполагают, что прослушивание музыки усиливает нейрогенез, регенерацию и восстановление мозговых структур благодаря сбалансированной секреции стероидных гормонов, таких, как кортизол, тестостерон и эстроген [49].

В ряде работ исследуется роль музыкального сопровождения различных видов деятельности. Установлено, что при адекватном подборе сопровождающей музыки могут улучшаться или оптимизироваться показатели операторской деятельности [23], на фоне музыки может происходить изменение латентных периодов двигательных реакций на зрительные стимулы [13] и увеличиваться результативность распознавания зашумленных зрительных образов [14]. В то же время по поводу влияния музыкального сопровождения на когнитивные функции в литературе существуют противоречивые мнения. Так, показано, что разные виды музыкального фона, различающегося по мелодичности и темпу, не оказыв

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком