научная статья по теме МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕТЕРБУРГА В НАЧАЛЕ XX В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕТЕРБУРГА В НАЧАЛЕ XX В»

HISTORY OF CULTURE / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 78.036 (470.23-25)

SVETLANA VLADIMIROVNA GOROBETS

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department of the history and theory of music of the Saint-Petersburg State University of Culture Russian Federation, Saint-Petersburg, Dvorcovaya embankment, 2 E-mail: sv1357@mail.ru

the Musical-enlightenment organizations of Petersburg at the beginning

ХХ of the century

Article is dedicated to musical-enlightenment activity in Petersburg at the beginning XX of century. The information about such organizations is given as: Emperor Russian musical society, the concerts of graph A.D. Sheremeteva, M.P. Belyayev, "the evenings of contemporary music", "Concerts s. Kusevitskogo". The analysis of the usable programs is conducted. In more detail the author is stopped on the activity of Alexander by Ilyich Ziloti and his enterprise "concerts a. To Siloti". In spite of the big merit in the musical culture Alexander's name Ilyich for a long time was not mentioned in the literature, it was forgotten, in connection with his emigration. On the basis of the analysis of the concert programs, conducted in Petersburg in the flow of 15 years and archive sources is made the conclusion about significant role, which played a. To Siloti in formation and development of domestic musical culture.

The historical survey of the musical- enlightenment organizations of Petersburg at the beginning XX of century attests to the fact that this form of activity is tightly connected with questions of training, formation, aesthetics. The familiarizing of people with the best models of culture and the propagation of knowledge about the music was the basic task of enlightenment. Musical propaganda envelopped practically all sections of the population, the rich musical atmosphere was created. The sum of the activity of the musical - enlightenment organizations of Petersburg, which composed one of the steps of the stairs of the glory of domestic skill, is summed up.

Key words: musical and educational organizations, programs, artists, concerts, A. Siloti, culture of Petersburg.

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ГОРОБЕЦ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории музыки Санкт-Петербургского государственного института культуры (Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2) Тел. +7 (812) 312 90 72 Эл. адрес: sv1357@mail.ru

Статья посвящена музыкально-просветительской деятельности в Петербурге в начале ХХ в. Приводятся сведения о таких организациях, как Императорское русское музыкальное общество, концерты графа А.Д. Шереметева, М.П. Беляева, «Вечера современной музыки», «Концерты С. Кусевицкого». Проводится анализ исполняемых программ. Подробнее автор останавливается на деятельности Александра Ильича Зилоти и его антрепризе «Концерты А. Зилоти». Несмотря на большие заслуги в музыкальной культуре, имя Александра Ильича долгое время не упоминалось в литературе, было забыто в связи с его эмиграцией. На основе анализа концертных программ, проводимых в Петербурге в течение 15 лет, и архивных источников сделан вывод о значительной роли, которую сыграл А. Зилоти в становлении и развитии отечественной музыкальной культуры.

Исторический обзор музыкально-просветительских организаций Петербурга в начале ХХ в. свидетельствует о том, что этот вид деятельности тесно связан с вопросами воспитания, образования, эстетики. Основной задачей просветительства было приобщение людей к лучшим образцам культуры и распространение знаний о музыке. Музыкальной пропагандой были охвачены практически все слои населения, была создана богатая музыкальная атмосфера. Подводится итог деятельности музыкально-просветительских организаций Петербурга, которые составляли одну из ступеней лестницы славы отечественного искусства.

Ключевые слова: музыкально-просветительские организации, артисты, концерты, программы, А.И. Зилоти, культура Петербурга.

Музыкально-просветительские организации Петербурга в начале ХХ в.

Рост общественных организаций в конце Х1Х -начале Хх в. - следствие общего социального развития, активизации российской общественной жизни в целом и развития музыкального искусства в частности. Большинство кружков, союзов, организаций были созданы для содействия развитию музыкальной культуры и пропаганды того или иного рода музыки. Нам известна деятельность Императорского русского музыкального общества, Бесплатной музыкальной школы (1862), Общества хорового пения (1872), Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов (1904), Общества писателей о музыке (1907-1917), Общества ревнителей классической музыки (1910-1917), Общества русских композиторов (1910-1917) и многих других.

Основная цель объединений - потребность в общении, основанная на родстве интересов собравшихся. Роль подобных институтов в культурной жизни России, в частности Петербурга, весьма значительна. Организации не

только сохраняли традиции музицирования, но и формировали новые культурные модели. О большинстве обществ в историко-культурологической литературе упоминается недостаточно. Наиболее обширные сведения о музыкальных общественных организациях Петербурга собраны и представлены в энциклопедии доктором искусствоведения, кандидатом исторических наук Ирой Федоровной Петровской [1] и А.С. Габриловичем, который с конца XIX в. собирал сведения о музыкальных организациях и издавал ежегодный «Музыкальный календарь» [2]. Также деятельность почти всех обществ регулярно освещала пресса того времени: газеты «Русская музыкальная газета» (РМГ), «Слово», «Русь», «Аполлон»; журналы «Музыкальный современник», «Аполлон», «Музыкальный труженик» и др.

Просмотрев энциклопедическую, музыковедческую, педагогическую литературу, можно констатировать, что ни в какой области социального бытия не было такого большого количества добровольных объединений, как

в музыкальной. Большой размах музыкального образования и музыкальной общественной жизни произошел в начале Хх в. Именно этот период наименее освещен в литературе, так как в заданной идейно-политической ориентации многие архивные материалы того времени были на секретном хранении. Полностью соглашаясь с И.Ф. Петровской, которая отмечает, что «деятельность музыкальных общественных организаций существенная, но еще недостаточно оцененная часть музыкальной культуры Санкт-Петербурга» [1, с. 19], рассмотрим существовавшие музыкальные организации в начале Хх в. и дадим краткую характеристику их деятельности.

Самое значительное из обществ - «Русское музыкальное общество» (РМО), которое было создано в Петербурге, как известно, Антоном Рубинштейном под патронатом вел. кн. Елены Павловны. Это общество начало свою деятельность в 1859 г., а в 1869 г. оно стало Императорским. Поэтому в дальнейшем было принята аббревиатура ИРМО. Цель общества - содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства. ИРМО давало в сезон 8-10 концертов, в основном пропагандирующих русскую музыку. Несколько десятилетий ИРМО оставалось единственным концертным учреждением, и его деятельность развивалась довольно успешно, особенно в начальный период своего существования [3, с. 5]. До 1867 г. симфоническими концертами руководил А.Г. Рубинштейн, после его ухода из РМО пост главного дирижера занимали М.А. Балакирев с 1867 по 1869 г., Э.Ф. Направник с 1870 по 1882 г. На протяжении второй половины XIX в. РМО играло ведущую роль в музыкальной жизни как Петербурга и Москвы, так и всей страны.

Но ни в Москве, ни в Петербурге не было постоянного симфонического оркестра. Существовавшие в Петербурге придворный оркестр и частный графа Шереметева имели свои собственные задачи и фактически были недоступны для других концертных организаций. Поэтому для проведения симфонических концертов приходилось приглашать музыкантов из оперных оркестров Большого и Мариин-ского театров. «Фактически, - отмечет исследователь С.П. Понятовский, - это были сборные оркестры. Несмотря на достаточное количество опытных музыкантов, хорошей сыгранностью они не отличались» [3, с. 4]. Отсутствие специального симфонического оркестра было ощутимым пробелом в концертной жизни обеих столиц - им был необходим свой симфонический оркестр, о чем часто говорилось и писалось в прессе в конце XIX - начале ХХ в.

Безусловно заслуживает уважительной оценки деятельность графа Александра Дмитриевича Шереметева (1859-1931), который, как известно, выделял средства «Музыкально-историческому обществу» (1910-1917) Петербурга, был его председателем, руководил симфоническим оркестром. Цель данного общества - способствовать развитию интереса к истории музыкального искусства «всех времен и народов», чтение общедоступных лекций по истории и теории музыки, устройство исторических концертов, издание книг, посвященных вопросам развития музыкального искусства и музыкального образования, и др. «Главная заслуга А.Д. Шереметева заключается в воскрешении перед слушателями образов музыкальных патриархов, в демонстрировании памятников бессмертной эпохи классицизма, невзирая подчас на неровное исполнение, на слабых солистов, мы должны быть благодарны за исполнение, например, "Оратории" и "Мессы" Генделя, "Большой Мессы" Моцарта, "Торжественной мессы" Бетховена» - так писал «Музыкальный труженик» о значимости музыкальной деятельности графа [4, с. 24]. Концерты проходили в зале Дворянского собрания и посвящены были Листу, Бетховену, Моцарту, Берлиозу и другим композиторам. Крупным событием Общества стала постановка «Парсифаля» Р. Вагнера на большой сцене Народного дома [1, с. 180].

Русская музыка в Петербурге на рубеже Х1Х-ХХ вв. во многом обязана меценату, музыканту-любителю Ми-трофану Петровичу Беляеву (1863-1903). Как известно,

М.П. Беляев был совладельцем лесоторговой фирмы, унаследованной от отца, которой принадлежали лесобир-жи, склады, деревообрабатывающие заводы. Влечение к музыке он испытывал с детства - с девяти лет играл на скрипке, потом на альте и фортепиано. Беляев собирал у себя вокальные и струнные квартеты. Так сложили

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком