научная статья по теме Н.Б КОЧАКОВА. СВЯЩЕННЫЙ ИЛЕ-ИФЕ: ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. М.: ИНСТИТУТ АФРИКИ РАН, 2007. 288 С Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «Н.Б КОЧАКОВА. СВЯЩЕННЫЙ ИЛЕ-ИФЕ: ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. М.: ИНСТИТУТ АФРИКИ РАН, 2007. 288 С»

168

ВОСТОК (ORIENS) 2008 < 6

РЕЦЕНЗИИ

Н.Б КОЧАКОВА. СВЯЩЕННЫЙ ИЛЕ-ИФЕ: ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ И ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.

М.: Институт Африки РАН, 2007. 288 с.

© 2008 Э. С. ЛЬВОВА

Известный африканист, Н.Б. Кочакова много лет занимается изучением истории йоруба и соседних народов, живущих на юге современных Нигерии и Бенина, ею опубликовано несколько монографий и множество статей, прочитано немало докладов на международных конгрессах. Другое направление ее исследований - проблемы государствообразования и типологии политических организмов; она неоднократно принимала участие в их обсуждении на международном уровне и как докладчик, и как соавтор коллективных монографий. Кроме того, предметом ее интереса является духовная культура африканских народов. Наконец, Кочакова заявила о себе и как успешный историограф - ее работа, анализирующая работы африканских историков, не утратила актуальности и поныне.

Новая монография удачно объединяет эти направления, но отнюдь не повторяет предыдущие труды. Она отличается оригинальностью, скрупулезностью исследования с необычной точки зрения. На примере священного города Иле-Ифе (этот статус древний город сохраняет и в наши дни) автор ставит интересный вопрос о соотношении его реальной истории и образа, сформированного новой мифологией. Это важно не только для Нигерии - такие города есть во многих регионах мира.

Проблема подобной мифологизации существовала давно. Так, даже при исламизации и христианизации традиционная локальная мифология сохранялась на века, что показывает, например, история Сонгаи в Западной Африке или Эфиопии. Однако особенно актуальна эта проблема в наши дни, когда ширящаяся глобализация вызывает обратный процесс - ретради-ционализацию, стремление противопоставить исконные ценности всеобщему уравнению. Консервируются (либо рекультивируются или даже вновь создаются) традиции и обряды, реанимируются мифы, отдельные культурные элементы и т.д. Особенно важно существование и ныне (в различных формах) представления о сакральности правителей, связанной с подобными священными центрами. Сакрализация правителей еще жива, например, в Непале, Мньямне, Таиланде, Лесото и Свазиленде. Память о них можно видеть и там, где они уже лишены власти, как в Конго, Анголе, Мали. Анализ конкретного примера Иле-Ифе дает возможность широкого обобщения, поскольку при всех исторических перипетиях он никогда не утрачивал статуса священного центра йоруба. Автор наглядно показывает, как в наши дни древние представления модернизируются, приспосабливаются к новой реальности, оставаясь при этом востребованными именно как традиционные.

Источниковедческая основа работы обширна. Автором собраны практически все сведения об избранном ею предмете исследования - от материалов археологических раскопок до современных мифологических представлений, изучены труды как западных, так и (что важно) африканских авторов. Особо ценным является использование сведений, представленных ритуальными лидерами (как через печать, так и в непосредственных беседах с автором книги). Большая удача Н.Б. Кочаковой - посещение Иле-Ифе и личные наблюдения, что, к сожалению, далеко не всегда доступно отечественным исследователям. Интересен и применяемый ею психолого-исторический подход, помогающий понять, как сочетаются в умах ученых йоруба христианство, европейское образование, научный подход к проблеме и традиционная вера.

Тема, взятая Н.Б. Кочаковой для исследования, чрезвычайно сложна и из-за скудости источников древнего и средневекового периодов. Автор тщательно обработала имеющиеся дан-

ные, критически проанализировала работы ученых, обращавшихся к ним. Ею сделан хороший очерк археологических изысканий. Все ее выводы достаточно осторожны и хорошо обоснованы. В случае невозможности сделать неоспоримые заключения, Кочакова не позволяет, как это нередко делают наши зарубежные коллеги, возобладать эмоциям над научной достоверностью.

Работа достаточно полно и разносторонне рисует картину существования города как единого политического, экономического и духовного центра йоруба на протяжении нескольких веков. Она четко структурирована. Рассматриваются существующие теории о генезисе города-государства и его пространственной организации, систем управления (существовавшая практически до 1990 г.); экономика, дается характеристика социальных групп и, главное, духовной культуры. В книге, на мой взгляд, убедительно доказано, что ранняя государственность Ифе развивалась на базе нераспавшихся общинных объединений разных уровней и такая раз-ноуровневость сохранялась в управлении долгие годы. Это, видимо, типично для многих африканских политических объединений периода до колониализма - вспомним работы Л.Е. Куббе-ля о Мали или Д.М. Бондаренко о Бенине.

Во введении автор справедливо определяет структуру Иле-Ифе как "первичного государства", из которого выросла вся цивилизация народа йоруба - одного из крупнейших и важнейших в Нигерии и образовавшего в наши дни многочисленные диаспоры в странах как Старого, так и Нового Света. Основная часть книги состоит из восьми глав, прослеживающих историю и структуру города от его возникновения до XX в. Вполне логичным представляется выделение в особую главу описания поклонения духам и политеистического пантеона, а также отдельного раздела о судьбе и прорицателях, так как представления о предопределенности занимают важнейшую долю в системе традиционных верований йоруба.

В первой главе - "Генезис" - проанализированы основные версии зарождения и подъема Иле-Ифе. Н.Б. Кочакова критически подошла к различным, часто малообоснованным гипотезам, среди которых немалое место занимают атлантическая (Л. Фробениуса), а также версия основания Иле-Ифе на торговле золотом. Она обоснованно делает вывод о невозможности на данном этапе изучения (при недостаточном археологическом исследовании) высказать неопровержимую теорию его происхождения. Здесь же подробно рассматривается мифология, связанная с легендарным основателем Иле-Ифе - полубогом, воином и правителем Ораниа-ном; интересны сопоставления этой фигуры и идей власти странника в иных культурах.

Вторая глава - "Пространство - обыденное и сакральное". Здесь автор подробно, основываясь на анализе самых последних археологических работ, а также собственных наблюдениях, рассматривает планировку города и архитектуру (дворца правителя, святилищ и иных зданий). Она показывает их сакральную сущность, выраженную в особенностях архитектуры, использовании строительных материалов, организации работ и т.п. Ныне "мирное сосуществование сакрального и профанного, светского - характерная особенность Иле-Ифе наших дней. Святилища соседствуют с современными одноэтажными и двухэтажными зданиями и коммуникациями" (с. 55). Представление о городе как о сакральной прародине и духовном центре народа поддерживается и культивируется и йорубской интеллигенцией.

Третья глава - "Система управления". Здесь дается подробный анализ иерархического управления, каждой ступени которого посвящен отдельный раздел: "Оони - священный правитель Ифе"; "Дворцовая администрация"; "Городское управление"; "Управление периферией"; "Судебная система. Огбони"; "Общая характеристика управления. Иерархия общин". Показана не только сакральная сущность власти оони как "священного царя-жреца", по определению Дж. Фрезэра, но и некоторые действия (как их самих, так и сановников), которые подготовили длительные процессы десакрализации, не завершившиеся и сегодня. Сакрализация касалась и более низких ступеней управления, вплоть до сельских общин, связанных священными узами с землей.

Четвертая глава - "Экономика древнего Ифе". Н.Б. Кочакова подробно анализирует широко известную гипотезу Р. Хортона об Иле-Ифе как исключительно торговом и ремесленном центре и достаточно положительно оценивает ее. Важно, однако, что автор не ограничивается уточнением этой гипотезы, а рассматривает также и занятия простых горожан, реальных людей вчерашнего и сегодняшнего дня. Может быть, на первый взгляд, покажется странным, что в урбанистической цивилизации на первое место ставятся охотники и лишь затем земледельцы, ремесленники, жречество. Однако это вполне обоснованно. Во-первых, надо помнить о географических условиях проживания йоруба - это экваториальные леса. И справедливо мне-

ние автора о том, что "именно этим бесстрашным и пытливым людям, вооруженным луками, стрелами, ножами-мачете и беспредельным терпением, защищенным лишь собственной отвагой да амулетами, принадлежит заслуга обживания девственного леса и его первичного окультуривания" (с. 141). Очень важна их сакральная связь с лесом и землей. Во-вторых, во многих обществах Западной Африки охотничьи союзы продолжали играть важную роль и после утраты ими первичности в хозяйственных занятиях. Как показали исследования Р.В. Арсеньева, даже в современном Мали они остаются весомой политической силой. Столь же подробно, как страту охотников, Н.Б. Кочакова описывает группы земледельцев, ремесленников и жречество. Она убедительно показывает неразрывность мифических представлений и чисто экономической деятельности.

Этим завершается первая часть работы. Главы с пятой по седьмую посвящены подробному описанию и анализу духовной культуры йоруба.

Представления о душах (йоруба верили, что у каждого человека их несколько), культ частей тела (прежде всего головы и руки), поклонение земле, водам, растениям, животным, рассказ о главных божествах сложного и разветвленного пантеона, организация и сущность жертвоприношений - таково содержание пятой главы - "Боги Ифе (традиционные верования и культы)". Автор показывает пестроту и сложность семейства божеств йоруба, вполне сопоставимых с уже хорошо известными мифологиями древней Греции и Рима и иных древних обществ (Индия, доколумбовая Америка и др.).

Название шестой главы - "Судьба, концепция личности, система прорицания Ифа" - говорит само за себя. Предопределение, магия, прорицание были (и есть) неотъемлемой существенной частью жизни йоруба, сохраняющих традиционные верования. Да и те, кто принял ислам или христианство (сейчас их примерно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком