научная статья по теме Н.В. БРЮЛЛОВА-ШАСКОЛЬСКАЯ -ЭТНОЛОГ, ЭСЕР, ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «Н.В. БРЮЛЛОВА-ШАСКОЛЬСКАЯ -ЭТНОЛОГ, ЭСЕР, ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ»

ИСТОРИЯ НАУКИ

ЭО, 2008 г., № 2 © С.А. Кан

Н.В. БРЮЛЛОВА-ШАСКОЛЬСКАЯ -ЭТНОЛОГ, ЭСЕР, ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ

Введение

Цель данной статьи - рассказать о судьбе незаурядного этнолога-этнографа Надежды Владимировны Брюлловой-Шаскольской1. Высокообразованный специалист по древнеримской религии, она уже в ранних своих работах начала применять методы этнологии, а оказавшись в 1920-х гг. в ссылке в Средней Азии, занялась полевыми исследованиями среди туркмен. К сожалению, Надежда Владимировна оставила немного научных публикаций. Виной тому и ее активное участие в работе Партии социалистов-революционеров (ПСР), и преследования властей, которым она подвергалась начиная с 1922 г. В формировании Брюлловой-Шаскольской как этнолога-этнографа большую роль сыграл Л.Я. Штернберг, с которым ее связывали не только общие научные интересы, но и совместная работа в общероссийском и еврейском освободительном движении в 1910-х годах и идеология революционного народничества.

В работе над биографией Штернберга автор этой статьи нашел в Санкт-Петербургском Филиале архива Российской академии наук (ПФА РАН. Ф. 282. Оп. 1. Д. 110; Ф. 282. Оп. 2. Д. 40. 315) интересный материал, проливающий свет на биографию Брюлловой-Шаскольской и в особенности на ее взаимоотношения со Львом Яковлевичем. Дополнительная информация о Брюлловой-Шаскольской была почерпнута и из опубликованных источников, и из воспоминаний ее родных2. Впервые краткие сведения о ней как об ученом появились в статье "Репрессированные этнографы" А.М. Решетова (1994), а об ee политической деятельности писал Я.В. Леонтьев (1993, 1996)3. Данная статья является первым детальным обзором научной и общественно-политической деятельности этой незаурядной женщины.

Начало пути

Надежда Владимировна Брюллова родилась 18 (30) ноября 1886 г. в Петербурге в дворянской семье. Ее дед, Александр Павлович Брюллов (1798--1877), брат знаменитого художника Карла Брюллова, был сам видным художником и архитектором. Об отце ее, Владимире Александровиче Брюллове (1844-1919), известно очень мало. Мать Надежды Владимировны, Алина Ивановна Эрнст, в первом браке носившая фамилию Конради, умерла в Ленинграде в 1935 г.4 Несколько поколений семьи Брюлловых, как и сама Надежда Владимировна, были профессионально связаны с искусством и музеями: ее дядя, Павел Александрович, был художником и хранителем Русского музея, его сын Борис - искусствоведом, а дочь Лидия - поэтессой и секретарем редакции журнала "Аполлон" (Зарудная-Фриман 2002).

После успешного окончания гимназии Надежда Брюллова поступила на историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов. Среди ее учите-

Сергей Александрович Кан - профессор кафедры антропологии Дартмутского колледжа (г. Гановер, США); е-шаП: sergei.a.kan@dartmouth.edu

лей были такие видные специалисты по античной истории и литературе, как Ф.Ф. Зелинский и М.М. Ростовцев. С их помощью талантливая студентка, специализировавшаяся по истории античной религии, была в 1908 г. после окончания курсов оставлена при кафедре истории и классической филологии. Помимо античности Брюллова с интересом изучала средневековую и новую историю, занимаясь в семинарах Н.И. Кареева и И.М. Гревса. Последний оказал на нее особенно сильное влияние не только как блестящий педагог, но и как руководитель знаменитых экскурсий бестужевок в Италию, где они могли наглядно изучать искусство античности, средневековья и Ренессанса. Первой научной работой Надежды Владимировны, напечатанной в "Журнале Министерства народного просвещения", была рецензия на нашумевшее исследование Н.А. Морозова, посвященное датировке Апокалипсиса (Брюллова 1908). Морозов исходил из правильного постулата, что в Библии можно найти указание на те или иные астрономические явления, а затем путем математических вычислений установить их датировку. Однако, как указала Брюллова-Шаскольская, он допустил немало ошибок в вычислениях, которые в итоге привели его к неправильной интерпретации библейской истории. Рецензия показала солидные знания молодого ученого в области античной и библейской истории.

В 1909 г. Надежда Владимировна вышла замуж за Петра Борисовича (Бернгардо-вича) Шаскольского (1882-1918), ученика Гревса и приват-доцента Петербургского университета, специалиста по истории средневековой Италии, одного из лидеров Трудовой народно-социалистической партии (ТНСП)5. В 1910 г. за отличную учебу она была отправлена на три года в научную командировку в Германию и Австрию. В том же году она вступила в ПСР, одновременно поддерживая связь с социал-демократами и трудовиками6.

Будучи за границей, она занималась в Гейдельбергском и Венском университетах с такими видными специалистами по истории, археологии и филологии античности, как Людвиг Радермахер (1867-1952) и Фридрих Карл фон Дун (1851-1930). Кроме того, она провела часть времени в Риме, занимаясь научной работой в Американском и Немецком археологических институтах. Результатом этих исследований стала диссертация о римском анимизме. Написанная по-немецки, она осталась не напечатанной из-за вспыхнувшей Первой мировой войны. Важнейшей публикацией Брюлловой-Шас-кольской в эти годы стала большая статья "Die Argeerfrage in der Römischen Religion", напечатанная в журнале классической филологии Wiener Studien, одним из редакторов которого был Радермахер (Brüllow-Schaskolsky 1911). На основе анализа древнеримских обрядов и религиозных представлений, а также данных сравнительной мифологии и религии, Брюллова-Шаскольская подробно проанализировала функции малоизученного культа аргеев (святынь, связанных с весталками).

За годы пребывания за границей Надежда Владимировна постепенно изменила методику своих научных изысканий в области древнеримской религии: начав как исто-рик-античник, она постепенно превратилась в специалиста по сравнительной этнологии. Вот как она описала эту трансформацию в своих воспоминаниях: «Отчасти под влиянием работ... Альбрехта Дитериха и издаваемого им журнала "Archiv für Religionswissenschaft", отчасти сама, ощупью, я пришла к необходимости изучения проблем религии Греции и Рима методом не классической филологии, а сравнительной этнографии. Мою первую работу... "Der Römische Animismus" я строила по этому принципу, разыскивая в Риме общечеловеческие элементы, первобытное "Многодушие"» (ПФА РАН. Ф. 282. Оп. 1. Д. 110. Л. 34)7.

Находясь за границей с мужем, Надежда Владимировна жила в основном в Риме, где они оба периодически вели экскурсии по истории и искусству "вечного города" для студентов, приезжавших в Италию с Гревсом8. Согласно статье Гардзонио и Леонтьева (2005: 151-202), чета Шаскольских принимала активное участие в жизни русской

эмигрантско-етуденческой общины Рима и познакомилась там с целым рядом видных эсеров, в том числе Г.И. Шрейдером, будущим городским головой Петрограда.

В период между 1910 и концом 1913 г. Шаскольские часто наезжали в Петербург, где оба сотрудничали в научных и литературно-политических журналах. Надежда Владимировна напечатала несколько рецензий в "Гермесе", научно-популярном журнале по истории и культуре античности. Одна из них ("Новые работы о римском анимизме") непосредственно затрагивала интересовавшие ее научные проблемы (Брюл-лова-Шасколъская 1911). Двумя годами позже в Трудах Петербургского университета был напечатан ее перевод Секста Эмпирика с введением и комментариями, а в 1914 г. вышла последняя ее статья по античной религии "Вотивные изображения в религии древнеримского дома" (Брюллова-Шасколъская 1914)9. Работа эта появилась в сборнике, посвященном 40-летию научной деятельности Кареева. Наряду с работой Брюл-ловой-Шаскольской в него вошла статья ее мужа и других видных историков и искусствоведов, выпускников университета и Бестужевских курсов10. В этой статье Надежда Владимировна вновь возвращается к теме римского анимизма. В своем анализе представлений о духах (гениях) и ритуалах, связанных с ними, она выступает не только как античник, но и как этнолог-компаративист и эволюционист, разбирающий древнеримскую религию с помощью сравнительной мифологии и этнографии. Статья ее пестрит цитатами из трудов Э. Тайлора, В. Вундта, К. Прейсса, В. Богораза и др.11

Еще одним важным научным занятием Брюлловой-Шаскольской в последние предвоенные годы была работа в Новом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, где она редактировала отдел античной религии. Перу Надежды Владимировны принадлежит десяток интересных статей, в том числе "Веста", "Жрецы" и др. Главным редактором этой энциклопедии был прогрессивный ученый-юрист К.К. Арсеньев, а среди редакторов исторического отдела было несколько учителей Брюлловой-Шаскольской с Бестужевских курсов. Одновременно со всей этой работой Надежда Владимировна и ее муж сотрудничали с такими прогрессивными и лево-либеральными журналами, как "Вестник Европы", "Северные записки" и др.

Между 1913 и 1916 гг. молодой этнолог успешно сдала три цикла экзаменов на диплом первой степени в Петербургском университете. Однако, как писала сама Брюллова-Шаскольская, она не сдала магистерского экзамена "как за отсутствием тогда в Ленинграде этнографического факультета, так и в силу загруженности общественной работой" (ПФА РАН. Ф. 282. Оп. 1. Д. 110. Л. 33). Помимо занятий общественной и литературной деятельностью, Надежда Владимировна преподавала русский язык и литературу в Василеостровекой женской гимназии, прогрессивном учебном заведении с народнической окраской (Я.В. Леонтьев, устное сообщение, 2006 г.). Кроме того она участвовала в кружке "культурников", проводивших экскурсии для рабочих в Русском музее (Леонтъев 1996: 89). Интерес Брюлловой-Шаскольской к такого рода экскурсионной работе понятен: он отвечал ее политическим убеждениям и непосредственно вытекал из ее учебы и сотрудничества с Гревсом, ведущим пропагандистом примене-

ц ц 12

ния экскурсионного метода в преподавательском деле .

Помимо общественной работы такого рода, Брюллова-Шаскольская все больше втягивалась в деятельность ПСР, специализируясь по национальному вопросу. На этом поприще она близко познакомилась с видными социалистами ст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком