научная статья по теме НА УРОК - С М. Ю. ЛЕРМОНТОВЫМ (НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО АНАЛИЗУ ПОВЕСТИ «ТАМАНЬ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ) Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «НА УРОК - С М. Ю. ЛЕРМОНТОВЫМ (НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО АНАЛИЗУ ПОВЕСТИ «ТАМАНЬ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ)»

Г. П. СОКОЛОВА

Санкт-Петербург

На урок - с М. Ю. Лермонтовым

(Некоторые советы по анализу повести «Тамань» при подготовке к ЕГЭ)

Ключевые слова: анализ сцен повести; изобразительно-выразительные средства; лексическая стилистика.

Автор делится своим опытом изучения повести М. Ю. Лермонтова «Тамань» («Герой нашего времени») в XI классе. Повторное обращение к тексту помогает подготовить одиннадцатиклассников к ЕГЭ и провести основательный разговор о мастерстве писателя.

Главка I. «Читаешь и чувствуешь: здесь все — не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать». (А. Н. Толстой)

«Тамань» — одно из самых совершенных произведений русской классической прозы. К сожалению, времени на изуче-

Соколова Галина Павловна,

учитель РФ.

заслуженный

ние романа «Герой нашего времени» в IX классе так мало, что «остановиться и оглянуться», вчитаться в роман, увидеть все его языковое богатство не получается. Поэтому на одном из уроков повторения в XI классе мы предлагаем довольно основательный разговор о проблемах повести и о мастерстве М. Ю. Лермонтова, т.е. стараемся сделать прочтение текста «двойным — аналитическим и синтетическим» (Н. М. Шанский).

Начинаем анализ с записи трех оценок «Тамани» разными по «речестрою» писателями:

1) Образец повести, по-моему, «Тамань» Лермонтова. Пусть все литераторы соберутся, и ни один не найдет слова, которые можно было бы прибавить или убавить; она вся как цельный музыкальный аккорд. (Григорович).

2) Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, — по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать. (Чехов).

3) В «Литературной газете» на редкость хорошая статья Исаковского «Секрет поэзии». Я бы к ней прибавил, что секрет прозы есть поэзия. И для примера показал бы «Тамань» как поэзию. (Пришвин).

Выясняем общую мысль всех оценок (она очевидна!) и определяем главные направления анализа: а) не найти «слова, которые можно было бы прибавить или убавить» и б) «"Тамань" как поэзия».

Далее следует работа по определению самостоятельных сцен «Тамани»: В. Г. Белинский говорил, что «Герой нашего времени» «представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя». И о повести «Тамань» можно сказать, что она представляет собой несколько картин, кадров, сцен, эпизодов, вставленных в одну раму. Итак, первая картинка, которую мы выделяем и вставляем в рамку: «Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности, и стал требовать казенную квартиру», всего примерно 15—16 картинок (можно укрупнить). Далее советую проследить факты жизни Печорина: 1) по пути из Петербурга на Кавказ «по казенной надобности» Печорин останавливается в Тамани («Тамань»); 2) после участия в военной экспедиции Печорин едет на воды и живет в Пятигорске и Кисловодске, где убивает на дуэли Грушницкого («Княжна Мери»); 3) за это Печорина высылают в крепость под начальство Максима Мак-симыча («Бэла»); 4) из крепости он отлучается на две недели в казачью станицу, где встречается с Вуличем («Фаталист»); 5) через пять лет после этого Печорин, вышедший в отставку, едет в Персию и по дороге во Владикавказ встречается с Максимом Максимычем

(«Максим Максимыч»); 6) на обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).

Приступая к анализу, сразу обратим внимание на оценку романа, данную одним из исследователей творчества М. Ю. Лермонтова:

При необычайной сжатости роман отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики — социальной, психологической, нравственно-философской. Проблема личности — центральная в романе: «История души человеческой едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа». Человек и его судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость — все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение.

Развернутое изображение «истории души человеческой», повышенный интерес к «внутреннему человеку» закономерно привели Лермонтова к подлинному психологизму. (По Б. Удодову).

В «Тамани» действуют две группы. С одной стороны — «ундина», Янко, слепой мальчик как представители загадочного и притягательного для Печорина мира вольной жизни, борьбы и отваги; с другой — урядник, десятник, денщик, воплощающие строго регламентированный, предельно несвободный мир «казенной надобности». Между ними Печорин, чужой и тому и другому миру.

Мастерство писателя проявляется уже в создании экспозиции, которая всего двумя предложениями сразу вводит в содержание этой короткой повести:

Тамань — самый скверный городишка из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить.

Дан тезис, и читатель, конечно, заинтересуется — что же будет происходить с героем, а автор последовательно расскажет об этом. Основная проблема высказана героем в самом конце:

Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!

Рассуждения учеников о теме и проблеме повести — уже нужные моменты в подготовке к выполнению задания части «С».

События в «Тамани» происходят в течение всего одних суток, молниеносно следуя одно за другим. Быстрота действия в значительной мере предопределила выбор лексики и синтаксиса: писатель использует такие слова, так строит предложения, чтобы передать стремительность действия.

«Тамань» — остросюжетная и вместе с тем самая лирическая повесть «Героя...». Острота сюжета приближает повесть к детективному жанру, ибо в детективе (от лат. ¿ё1ёс1ш «раскрытый, обнаруженный») раскрывается — методом логического анализа — сложная, запутанная тайна, чаще всего связанная с преступлением. Повесть «Тамань» показывает ум, проницательность, мужество, логику мышления, интуицию героя. В. Г. Белинский писал:

...повесть эта отличается каким-то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица — какие-то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна девушка: это какая-то дикая, сверкающая красота, обольстительная, как сирена, неуловимая, как ундина, страшная, как русалка, быстрая, как прелестная тень или волна, гибкая, как тростник.

Разговор о детективном жанре проходит при участии учеников: читали ли они детективы, смотрели ли фильмы? Каковы особенности жанра? Выясняем далее, согласны ли школьники с тем, что «все в повести таинственно»? И что это за «фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке»? Поговорим о словах ундина, сирена, русалка: а) ундина — сказочный поэтический образ женщины, обитающей в воде и увлекающей путешественников своим красивым пением в подводную глубь; б) сирена — существо в образе птицы с женской головой (полудевы-полуптицы), пением она завлекала моряков в гибельные места (из греческой мифологии); в) русалка — женщина с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущая в воде.

Главка 2. «И бури шумные природы, И бури тайные страстей». (Лермонтов)

Вот теперь и настала пора говорить о море и луне, которые, можно сказать, тоже действующие лица повести.

Собираем, перечитывая, строчки о

море и луне, потому что, повторюсь, в развитии событий они играют значительную роль. А «собирание» углубляет работу с текстом и его понимание.

Эту часть урока продолжим словами И. Ф. Анненского о мастерстве Лермонтова:

Сколько надо было иметь ума и сколько настоящей силы, чтобы так глубоко, как Лермонтов, чувствуя чары лунно-синих волн и черной паутины снастей на светлой полосе горизонта, оставить их жить, светиться, играть, как они хотят и могут, не заслоняя их собою, не оскорбляя их красоты... [подчеркнуто мною. — Г.С. ].

Главный вопрос: как же писатель, чувствуя «чары лунно-синих волн», и нас заставляет почувствовать их? Поэтому, собирая все сцены, связанные с морем, говорим о изобразительно-выразительных средствах, которые иногда явно, иногда скрытно («потаенный смысл слов» — Б р ю с о в) присутствуют в «чарующих» описаниях моря, лунных ночей, звезд и неба.

О морской стихии, о красоте и таинственности лунных вечеров и ночей рассказывает сам Печорин, и, следовательно, мы можем одновременно говорить о его душевном состоянии, а также о мастерстве писателя в изображении душевного настроя.

Начнем с анализа фрагментов:

1) от слов Полный месяц светил на камышовую крышу до слов ...неподвижно рисовались на бледной черте небосклона;

2) от слов Между тем луна начинала одеваться тучами и на море поднялся туман... до слов ...волна его схватит и унесет.;

3) от слов и вот показалась между горами волн черная точка до слов ... и вскочила в маленькую бухту невредима;

4) от слов Я завернулся в бурку и сел у забора на камень... до слов .я забылся.;

5) от слов Месяц еще не вставал до слов .мы плывем.

Сначала говорим о море, ведь Тамань — «приморский городишка». Повторим понятия «троп» и «фигуры речи» и постараемся увидеть, какие средства помогают писателю в изображении моря, морской стихии.

1) Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны.

2) ... у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. (Замечу, что

В. А. Мануйлов в «Комментарии» к роману отмечает, что Лермонтов ошибочно написал о «пене валунов», а я думаю — именно валунов, а не валов: валы как валуны. Так, по-моему, представлял себе огромные валы поэт.)

3) ...и вот показалась между горами волн черная точка: она то увеличивалась, то уменьшалась. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. (Попутно скажем и о метафоре, и об антонимах.) ...она [лодка], как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены...; ...она ловко повернулась боком и вскочила в маленькую бухту невредима.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком