научная статья по теме НА УРОК - С В. МАЯКОВСКИМ, ИЛИ «НОВАЯ СТИХИЯ ЯЗЫКА» Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «НА УРОК - С В. МАЯКОВСКИМ, ИЛИ «НОВАЯ СТИХИЯ ЯЗЫКА»»

Большое значение для овладения правилами создания вторичных текстов имеют памятки-инструкции, которые помогают школьникам осознать основные этапы подготовки.

Приведем примеры таких памяток.

1. Чтобы представить прочитанный текст в виде тезисов, необходимо:

— выделить или сформулировать в каждом абзаце тематическое или смысловое предложение;

— исключить из содержания абзацев детализирующую информацию;

— сократить или переформулировать, если необходимо, содержание тематических н смысловых предложений

или

— выразить емко, ясно и точно главную мысль каждого абзаца и записать ее в виде тезисов — предложений, отражающих смысл прочитанного.

2. Чтобы законспектировать прочитанное, нужно:

— сформулировать тему, основную мысль текста, главную мысль каждого абзаца или обозначить смысловые вехи текста;

— добавить к главной мысли каждого абзаца (каждой смысловой части) примеры (если это необходимо);

— определить, какие части текста необходимо привести дословно; использовать сокращения слов, рисунки-симво-

Г.

«Уважаемые товарищи потомки! ... наших дней изучая потемки, вы, возможно, спросите и обо мне <...> Профессор, снимите очки-велосипед! Я вам расскажу о времени и о себе». И автобиографию поэт назвал «Я сам» и начал ее словами: <<Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу...» Именно так,

Соколова Гадина Павловна, заслуженный учитель РФ. E-maihriash@post.ru

лы, графические и условные обозначения.

3. Последовательность действий при написании реферата:

— указать библиографические данные: автор, название, издательство, год издания, количество страниц;

— прочитать и осмыслить исходный текст;

— продумать н написать вступление, указав в нем тему и сформулировав основную проблему, рассматриваемую автором;

— продумать, как можно изложить основной текст кратко, но с минимальными информационными потерями: что исключить? что обобщить?;

— продумать и написать заключение, выразив в корректной форме свое отношение к прочитанному, порекомендовать книгу (статью) определенным категориям читателей;

— прочитать текст реферата, отредактировать его, внести необходимые поправки.

Как следует из вышеизложенного, обучение школьников созданию вторичных текстов имеет большое значение для организации учебной деятельности, для формирования важнейших умений, связанных с восприятием и переработкой информации, в том числе и учебно-науч-ного характера.

словами самого поэта, начинаю уроки (2 ч). Поэт сразу помогает создать особый эмоциональный настрой уроков, лейтмотивом которых станут его слова: <<Я — поэт. Этим и интересен», и его же — о «новой стихии языка», о том, «как сделать его поэтическим» («Как делать стихи»). Эти слова записываем как тему уроков, посвященных мастерству В. В. Маяковского. Хорошо «вписывается» сюда и стихотворение А. Ахматовой «Маяковский в 1913 году», а строчки:

П. СОКОЛОВА

¡анкт-Петербург

На урок - с В. Маяковским, или «Новая стихия языка»

Г. П. Соколова дала своим урокам название «Четыре страницы». Это четыре стихотворения поэта и четыре беседы о них со старшеклассниками, во время которых каждый может открыть своего Маяковского.

Ключевые слова: «речестрой» поэта; словотворчество; тема и проблема произведения; интертекстуальные связи.

Все, чего касался ты, казалось Не таким, как было до сих пор, То, что разрушал ты, — разрушалось, В каждом слове бился приговор...—

можно записать как эпиграф. Главное — на протяжении всех уроков сохранить эмоциональный настрой: удивление и «любование» тем, как работает слово у поэта. Важно, чтобы ученики увидели «живого» поэта, а не «мумию», поэта, который все происходящее в мире «пропускал» через свое сердце («это ... в сердце было моем»), поэта, который называл себя «ассенизатором и водовозом, революцией мобилизованным и призванным», поэта, который говорил, что «нельзя на людей жалеть ни одеяло, ни ласку», поэта, который хотел «без Рос-сий, без Латвий, жить единым человечьим общежитьем».

Постоянной заботой Маяковского был поиск нужного слова — ему казалось, что «бедна у мира слова мастерская», и поэтому он тщательно искал нужное слово в «артезианских людских глубинах».

Некоторые из вышепроцитированных, почти афористических строк обязательно запишем. Стараюсь всегда что-то важное записать: записанное лучше запоминается, да и руку лишний раз «набить» не помешает!

Затем даю «Заметку-вставку». «Заметки» — это отвечающие теме слова писателя, или поэта, или филолога, или критика. Они бывают так точны, что лучше и не скажешь. Кроме того, при записи «Заметок» обучаем тому, как ввести цитату в свои рассуждения. В качестве такой вставки на этом этапе урока возьмем слова Марины Цветаевой из ее исследования о В. Маяковском и Б. Пастернаке:

...Говоря о <...> Маяковском, придется помнить не только о веке, нам непрестанно придется помнить на век вперед. Эта вакансия: первого в мире поэта масс — так скоро-то не заполнится. И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед. <...> быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за каким-то поворотом долго еще нас будет ждать. <...> Я сказала: первый в мире поэт масс. И еще прибавлю: первый русский поэт—оратор. От трагедии «Владимир Маяковский» до последнего четверостишия:

Как говорят, «инцидент исперчен», Любовная лодка разбилась о быт.

Мы с жизнью в расчете, и не к чему перечень Взаимных болей и бед, и обид, —

всюду, на протяжении всего его — прямая речь с живым прицелом<... >

Есть формула для Пастернака и Маяковского.

Это — двуединая строка Тютчева: Всё во мне, и я во всем.

Всё во мне — Пастернак. Я во всем — Маяковский...

От этих последних слов и начнем работу с «Заметкой».

Работа с «Заметкой-вставкой» зависит от подготовленности класса, от того, какой у ребят профессиональный «уклон»

— математический, филологический или какой другой. Поэтому возможен краткий пересказ, конспект, просто запись ключевых слов.

Из данной «Заметки» запишем: Маяковский — «первый в мире поэт масс». И еще прибавим: «первый русский поэт

— оратор», а устно перескажем заметку так, чтобы перейти к тезису: если Маяковский — поэт масс, значит, он должен вести с ними разговор, поэтому у него многие стихи называются: «Рассказ...» (6 стихотворений!), «Разговор с ...», «Письмо к...».

Как говорил сам поэт, надо создать стих «с установкой на разговорную речь, чтобы он звучал как беседа». Вот мы и возьмем беседы поэта с солнцем, с Пушкиным, с Сергеем Есениным и с фининспектором.

Уроки я назвала «Четыре страницы», каждый из них — анализ одного стихотворения («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Необычайное приключение...»). Название «Страницы» — переосмысление слов поэта, который всегда хотел, чтобы «шелест страниц ... надо лбами годов шелестел». Анализ стихотворений предполагает, что стихи эти известны, что на уроках литературы все литературоведческие сведения ученикам даны.

Для начала обратимся к некоторым особенностям мастерства поэта, к его «речестрою», что и станет следующим этапом урока — Информация к размышлению, или «Новизна в поэтическом произведении обязательна» (Маяк о в с к и й). Записываем название и в качестве эпиграфа — слова К. Чуковского: «Он [Маяковский. — Г. С.] ввел в русскую литературу и новый, небывалый сюжет, и новую, небывалую ритмику, и новую, небывалую систему риф-

10

мовки, и новый синтаксис, и новый словарь». Анализируя положения из эпиграфа, вспоминаем статью Цветаевой и рассуждаем далее:

1. «Новый небывалый сюжет» (Чу-к о в с к и й).

— Назовите известные вам «небывалые» сюжеты, чем-то поразившие вас. (Примеров достаточно, поэтому задание много времени не занимает.)

2. «Всюду, на протяжении всего его — прямая речь с живым прицелом» (Цветаева).

— Назовите стихи, в названии которых есть слово разговор. («Разговор с товарищем Лениным», «Разговор на одесском рейде...» и др.)

— Что означает у Цветаевой «прямая речь»? А какая речь бывает еще? (Косвенная, несобственно-прямая.) Приведите примеры.

3. Метафоры, олицетворения, гиперболы и т.д. «Маяковский насквозь человечен. У него и горы говорят человеческим языком (как в сказке, как в каждом эпосе)» (Цветаева).

4. Широкий поток слов «улицы», «корявый говор миллионов» и слов демократических, которых до Маяковского в поэзии было мало. «О Маяковском сказано — мною обо мне сказанное:

Я слово беру — на прицел!

А словом — предмет, а предметом читателя» (Цветаева).

Заранее подготовленный ученик расскажет, какие он «собрал» слова «улицы». Вместо выступления ученика можно взять любое стихотворение, например «О "фиасках", "апогеях" и других неведомых вещах...». Главное — «не увязнуть» в материале; на сообщение отводится две минуты.

5. «Я поэзии одну разрешаю форму: краткость, точность математических формул» (Маяковский). Вспомним «Послушайте!» (наизусть), «А вы могли бы?», «Прощанье» (наизусть) и др.

6. Большая чуткость к «затейливой игре языка» (М. Горький). Тонкое чутье поэта к многообразию смыслов слова, к его многозначности, способность чувствовать все краски (даже штампы) слова, как художник чувствует цвет, как композитор чувствует звук. Поэта восхищали строчки Велимира Хлебникова:

Леса лысы...

Леса обезлосили. Леса обезлисили...

О строчках этих он говорил: «... не разорвешь — железная цепь». (По Е. Эткинду).

У Маяковского:

Чтобы стать

поэту крепкой веткой — выкрепите мастерство!

(«Четырехэтажная халтура»),

7. Интерес В. Маяковского к словотворчеству, созданию новых слов-нео-логизмов. Как говорил сам Маяковский, важны слова — «постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами» («Как делать стихи»), «Новых слов» у поэта много: обезьян (м.р. ед.ч.), стрекозел, лампиония (освещенный лампами Бродвей), усастый нянь, людогусь, сонница и т.п. Следует отметить, что поэт часто прибегает к соединению разных корней (стрекозел).

8. Внимание к «мелочишке суффиксов и флексий» в создании нового «звучания» слова. Говоря об этом, отметим

— приставки с усилительным смыслом:

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком