научная статья по теме НА XXIII ВСЕМИРНОМ ФИЛОСОФСКОМ КОНГРЕССЕ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «НА XXIII ВСЕМИРНОМ ФИЛОСОФСКОМ КОНГРЕССЕ»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2014, том 84, № 10, с. 938-944

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Б01: 10.7868/80869587314100065

НА XXIII ВСЕМИРНОМ ФИЛОСОФСКОМ КОНГРЕССЕ

Всемирные философские конгрессы имеют довольно длительную историю: они проводятся один раз в 5 лет начиная с 1900 г. В центре внимания участников оказываются наиболее актуальные для того или иного исторического периода проблемы философии. Так, XX конгресс (Бостон, 1998) был посвящён вопросу "Ра1ёе1а: роль философии в воспитании человечества"; ХХ1-Й (Стамбул, 2003) - теме "Философия лицом к мировым проблемам", а основная задача XXII конгресса (Сеул, 2008) формулировалась как "Переосмысливая философию сегодня". XXIII Всемирный философский конгресс, прошедший 4-10 августа 2013 г. в Афинах под эгидой Международной федерации философских обществ (МФФО), получил название "Философия как познание и образ жизни".

Поскольку всесторонне осветить столь масштабное и разноплановое событие не представляется возможным, мы остановимся на том, что отличало последний конгресс от предыдущих, осветим работу тех заседаний, на которых обсуждались вопросы, имеющие первостепенное значение для осмысления современного этапа развития общества, науки и культуры во всём их многообразии.

На сей раз место проведения играло особую роль, ведь древнегреческая философия внесла огромный вклад в развитие мировой философской мысли, положив начало её формированию в качестве особой области знания и заложив фундамент европейской культуры и цивилизации. Как отметил в своём обращении к участникам конгресса президент Греческого организационного комитета К. Будурис, сегодня настал момент, когда философии для выявления новых перспектив развития необходимо обратиться к своим истокам. Будурис также отметил, что конгресс даёт его участникам возможность лучше узнать друг друга, открыть новые пути и формы общения и "сформулировать плодотворные и позитивные мысли о состоянии дел нашей ойкумены" [1, с. 13]. Что касается темы конгресса, то она позволяет посмотреть на различные способы и образы жизни всех народов Земли, подойти к философии как к искусству жизни, побуждает задуматься над знаменитым сократовским вопросом "Как следует жить?". Схожую оценку значимости мероприятия дал президент Международной федерации философских обществ У. Макбрайд,

подчеркнув: конгресс рождает чувство общности у приехавших из разных уголков земного шара философов, возрождает веру в то, что философия является наставницей жизни.

Церемония открытия конгресса, проходившая в знаменитом древнегреческом амфитеатре Ироду Аттику на южном склоне Афинского Акрополя под звуки живой классической музыки, была впечатляющей и вызвала глубокое волнение у каждого из присутствовавших. Значимость события подчёркивалась греческими властями и СМИ. Открыл конгресс премьер-министр Греции А. Са-марас, с приветственными речами к участникам конгресса обратились также мэр города Афины Г. Каминис и глава региона Аттики Я. Сгурос. Конгресс и итоги его работы широко освещались греческими и европейскими средствами массовой информации, в частности, телеканалом Еи-ronews. (К сожалению, в России это событие осталось практически незамеченным как официальными лицами, так и СМИ, за исключением единственного упоминания РИА Новости.)

Согласно официальной статистике Греческого организационного комитета [2], в работе XXIII Всемирного философского конгресса приняли участие 3114 философов из почти 100 стран мира. Наибольшее число участников представляло Грецию — 678 человек, от России зарегистрировались 334 человека*. Третье место по количеству приехавших заняли США — 224 докладчика, четвёртое и пятое места остались за Китаем и Индией -185 и 144 человека соответственно. Таким образом, Россия впервые за всю историю проведения всемирных философских конгрессов по количеству докладчиков, включённых в научную программу и выступивших на одном из многочисленных заседаний, вышла на первое место среди зарубежных делегаций.

Работа конгресса проходила в различных форматах и включала 4 пленарных заседания, 7 симпозиумов, 75 тематических секций, 115 "круглых столов", а также сессии для приглашённых докладчиков по специально выбранным темам,

* В это число вошли те участники, выступления которых были включены в официальную программу конгресса, а абстракты докладов опубликованы. Вместе с гостями от России на конгрессе присутствовало 467 человек.

оплаченные спонсорами лекции, заседания национальных философских обществ, студенческие сессии, выездные заседания на месте Платоновской академии и Аристотелевского лицея. Основные заседания и мероприятия проходили в помещениях одного из самых больших философских факультетов мира — Школе философии Афинского университета (в университетском кампусе Зографос). Аудитории этого факультета позволяют проводить одновременно до 60 крупных мероприятий, поэтому более 3 тыс. участников, многочисленных волонтёров и гостей конгресса свободно там разместились.

Опубликованные материалы конгресса содержат 3137 абстрактов докладов, представленных участниками из 84 стран [3, р. 818]. Рабочими языками были английский, французский, немецкий, испанский, китайский, греческий, а также русский, который традиционно входит в число официальных языков конгресса.

Уровень конгресса, безусловно, определяется не только количеством участников, но и числом посетивших его философов мирового масштаба. В Афинах с докладами выступили: Ю. Хабермас, Х. Ленк (Германия), У. Эко (к сожалению, из-за болезни он не смог приехать, текст его доклада был зачитан), Л. Скарантино (Италия), Э. Агацци (Италия/США), Дж. Макдауэлл (ЮАР/США), К. Будурис, Д. Матхопулос (Греция), И. Кучуради (Турция), Т Вэймин (Китай), Т. Кальво (Испания), Ж.М. Абдильдин (Казахстан), К. Шрадер-Фречетт, М. Быкова, А. Нехамас, М.Н. Эпштейн (США), Д. Феллесдаль (Норвегия), Г. Анагно-стопулос (Греция/США), Ю. Мурато (Япония), Д. Моран (Ирландия), Т. Робинсон (Канада), Дж. Гонсалес (Мексика) и многие другие.

Россия была представлена сотрудниками Института философии РАН, деканами философских факультетов, профессорами, доцентами, аспирантами и студентами из разных регионов -от Калининграда до Владивостока. В число членов делегации вошли академики А.А. Гусейнов, В.А. Лекторский, В.С. Стёпин, члены-корреспонденты РАН И.Т. Касавин и Б.Г. Юдин, ведущие представители различных областей философского знания - Р.Г. Апресян, В.Г. Горохов, К.М. Долгов, И.К. Лисеев, В.Н. Порус, Б.И. Пружинин, Г.В. Сорина, М.Т. Степанянц, В.Г. Федотова, А.Н. Чумаков, В.Н. Шевченко (Москва), Т.В. Бернюкевич (Чита), М.И. Билалов (Махачкала), И.В. Вишев (Челябинск), Л.Е. Гри-нин (Волгоград), В.М. Дианова (Санкт-Петербург), В.С. Диев (Новосибирск), В.И. Кудашов (Красноярск), В.А. Кутырев (Нижний Новгород), М.М. Кучуков (Нальчик), В.В. Мантатов (Улан-Удэ), А.В. Маслихин (Сыктывкар), Е.М. Махаров (Якутск), М.С. Солодкая (Оренбург), Г.Ф. Трифонов (Чебоксары), М.Д. Щелкунов (Казань), писатель М.И. Веллер, президент ТД "Библио-Глобус"

Б. С. Есенькин. Русская школа выделялась фундаментальностью исследований и глобальным взглядом на актуальные проблемы современности.

Лидерами по количеству зарегистрированных и прочитанных докладов были секции "Древнегреческая философия", "Эстетика и философия искусства", "Этика", "Политическая философия", "Философия экономики", "Философия бизнеса". Как видно из названий секций, прикладные вопросы преобладали над фундаментальными. Российские учёные возглавляли 9 секций конгресса. Впервые на конгрессе работала секция "Русская философия" под руководством

A.П. Козырева. Специальной сессией "Рациональность как культурная ценность" руководил

B.А. Лекторский, а И.Т. Касавин возглавил другую специальную сессию - "Социальная эпистемология после 25 лет: где мы были и куда мы могли бы прийти".

Первое пленарное заседание конгресса, по-свящённое философскому методу, открылось докладом иностранного члена РАН Э. Агацци "Методологический поворот в философии". Продемонстрировав свойственную ему эрудицию и широту кругозора, Э. Агацци показал, что облик современной философии определяется взаимовлиянием философии и социальных и науковед-ческих дисциплин. Это, в частности, превращает философию науки в междисциплинарное культурологическое исследование с открытыми предметными и методологическими границами между философией, социальной историей науки, социальной психологией и когнитивной социологией науки. Завершавший заседание профессор Дж. Макдауэлл акцентировал внимание на критической функции философии и необходимости напоминать обществу о тех вопросах и ответах на них, которые составляют её содержание.

Второе пленарное заседание было посвящено теме "Философия и наука". Большой интерес вызвал доклад философа из США С. Хак. Она обратила внимание на появление новых методов познания — метрических, статистических и др., на увеличение числа таких научных отраслей, предметами которых становятся менеджмент, технологии, инженерная деятельность и т.д. По мнению С. Хак, новая ситуация требует более тщательного подхода к теории доказательства вплоть до учёта моральных пределов исследования. Поскольку в современных условиях наука всё больше приобретает форму монополистических соглашений между лабораториями разных стран, а граница между рынком и научной лабораторией исчезает, исследователи превращаются в предпринимателей, возрастает ответственность учёных за научный продукт.

Профессор из Перу А. Кордеро поднял в своём докладе одну из самых острых проблем эпистемологии и философии науки. Анализируя современ-

23о ПАГКОШЮ ] Н Ф1ЛОХОФ1А Е1

АТШШ, 4 -

ишуегьму о( Л1Ьел«, ЗсНоо! оГ РЫ105

С пленарным докладом выступает академик А.А. Гусейнов

ные методы познания, он отметил, что многие теории, обладая существенными объяснительными и предсказательными возможностями, не дают никаких гарантий установления истины. Эмпирическая адекватность в действительности относительно легко достижима, поэтому возникает вопрос: что это — удача или истина? Внося вклад в развитие науки, удачная теория одновременно создаёт проблему различения истины и правдоподобия, то есть ста

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком