научная статья по теме НАЧАЛО «РЕВОЛЮЦИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ» АМЕРИКИ. ВОССТАНИЯ В ЛА-ПАСЕ И ЧУКИСАКЕ 1809 Г Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «НАЧАЛО «РЕВОЛЮЦИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ» АМЕРИКИ. ВОССТАНИЯ В ЛА-ПАСЕ И ЧУКИСАКЕ 1809 Г»

К 200-ЛЕТИЮ ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

А.А.Щелчков

Начало «революции освобождения» Америки

Восстания в Ла-Пасе и Чукисаке 1809 г.

Восстания в Верхнем Перу (Чаркасе) — менее всего изученный этап Войны за независимость Испанской Америки. События в Чукисаке и Ла-Пасе в 1809 г. вписываются в рамки антиабсолютистской революции в испанском мире, включая американские владения. Эти движения содержали как традиционные элементы, так и новые, революционные тенденции, которые со временем приведут к полномасштабной войне за независимость. Традиционные испанские неосхоластические теории суверенитета народа дали столько же идейных мотивов для «революции освобождения», сколько и просветительские европейские идеи.

Ключевые слова: иберо-американская антиабсолютистская революция, народный суверенитет, «Акт докторов» Чукисаки, Охранительная хунта Ла-Паса, Хосе Мануэль Гойенече, Педро Доминго Мурильо, независимость.

Независимость Латинской Америки открыла новую эпоху в истории ее народов и всего западного мира, став важнейшим этапом начатого Великой французской революцией разрушения «старого режима», абсолютизма. Эта борьба зародилась в Верхнем Перу, ныне Боливии, где первыми в 1809 г. против испанского владычества восстали Чукисака и Ла-Пас, за ними последовал Кито (Эквадор), а полномасштабная революция имела место в Каракасе и Буэнос-Айресе в 1810 г. Боливийский историк Г.Рене Морено писал: «Вершина славы Чаркаса состоит в призыве к свободе 25 мая 1809 г., когда вся Америка еще глубоко спала в своем рабстве; на этот призыв откликнулся Ла-Пас, начавший войну и счет мучеников освобождения всего континента»1.

В историографии XIX в. и первой половины ХХ в. преобладал следующий подход к Войне за независимость: стремление доказать неизбежность создания национальных государств на месте бывших колоний, их готовность к самостоятельному существованию как отдельных наций2. Либеральной традиции трактовки «революции освобождения» в Испанской Америке как производной от Великой французской революции и сходной с ней по характеру противостояло течение «исторического ревизионизма», связывавшее Войну за независимость не с европейскими просветительски-

Андрей Аркадьевич Щелчков — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН (sch2000@mail.ru).

ми влияниями и североамериканским опытом, а с испанской традицией, со схоластическими концепциями и формами протеста и поведения, свойственными обществу в пиренейских государствах.

С середины ХХ в. большое влияние приобретает течение зависимого капитализма (западные социологи и историки М.Карманьяни, С. и Б.Стейны, Э.Фалетто и другие), предложившее иную интерпретацию истории. Эта теория, близкая также марксистскому направлению, делала упор на последствия войны за независимость, а не на ее причины. Приверженцы этой теории подчеркивали стремление креолов сохранить свои привилегии и власть, что помешало полностью демонтировать колониальную систему, затем они делали вывод: Война за независимость — «незавершенная» буржуазная революция.

В 80—90-е годы ХХ в. появились новые тенденции в интерпретации этих событий. Они связаны с именами Х.Родригеса и Ф.-Х.Герры , которые во многом опирались на работы историков Т.Альперина и К.Огуцера, а также на течение «исторического ревизионизма». Для них события в Америке были явлением внутреннего гражданского конфликта в борьбе за равенство американцев и испанцев в рамках единой испанской нации, а Война за независимость — безусловной революцией, но исключительно политической, хотя и имевшей в исторической перспективе серьезные социальные последствия. Последние многочисленные публикации на эту тему, связанные с 200-летним юбилеем начала Войны за независимость, — в русле этой концепции4. Под ее влиянием, приняв аргументацию этих историков, один из ведущих теоретиков «зависимого капитализма» М.Кар-маньяни скорректировал свою точку зрения. Он стал утверждать, что на первом этапе Войны за независимость, с 1808 по 1814 г., речь шла об автономии и трансформации единого испанско-американского государства в конституционную монархию, и самым ярким примером этого являются хунты Ла-Паса и Чукисаки5. Отчасти с этой трактовкой сопрягается идея «атлантической революции», в основе которой лежит концепция «эры революций» английского историка Э.Хобсбаума. Многие доводы данной точки зрения вполне обоснованы. Вместе с тем, как отмечал в своей критике этой концепции именитый английский специалист по этой тематике Дж.Линч, идея единой «атлантической революции» не отражает всей сложности процессов в этот период истории. В этой концепции не остается места Латинской Америке с ее самобытностью и непохожестью на другие районы «атлантического мира»6.

В отечественной историографии событиям в Чаркасе в 1809 г. практически не уделялось внимания, а общие работы о Войне за независимость ограничивались кратким упоминанием об этих восстаниях, характеризуемых лишь как предвестники освободительной революции7. Между тем, необходимость изучения движений в Ла-Пасе и Чукисаке вполне очевидна, ибо они не только дополняют картину Войны за независимость, но и позволяют яснее увидеть связь американских и европейских революционных событий, наиболее отчетливо отметить характерные и для других регионов Америки особенности первоначального этапа движения за независимость.

События в Испании, предшествовавшие началу Войны за независимость в Америке, подробно описаны во многих работах. Вкратце они развивались следующим образом. В марте 1808 г. испанские Бурбоны под диктовку На-

полеона подписали отречение от престола в пользу брата Наполеона Жо-зефа. Испания после майского восстания 1808 г. в Мадриде поднялась на вооруженное сопротивление французской агрессии. Повсеместно возникали «патриотические хунты», принимавшие на себя всю полноту власти на местах. В сентябре 1808 г. в Аранхуэсе была создана Центральная хунта, претендовавшая на верховную власть в стране. Под натиском французских войск хунта переехала в Севилью, а затем и вовсе прекратила свое существование. Трон в Испании пустовал, и все произошедшее внесло замешательство в среду колониальных чиновников. В августе 1808 г. вице-король Ла-Платы С.Линье информировал местные власти, в частности президента аудиенсии (судебной палаты) Чаркаса, об аресте Бурбонов и прибытии французских эмиссаров. Тогда же появился новый фактор в борьбе за испанскую корону, еще более запутавший ситуацию и смутивший колониальные власти. Сестра Фердинанда VII инфанта Карлота Хоакина, бывшая замужем за принцем-регентом Португалии, бежавшим вместе с лиссабонским двором в Бразилию, 9 августа 1808 г. выпустила манифест, в котором заявляла, что принимает на себя представительство королевской семьи Испании, претендуя на регентство в период, пока не выяснится судьба династии. Карлота Хоакина была самой близкой находившейся на свободе родственницей смещенной королевской семьи и теоретически могла претендовать на кастильский престол.

19 августа 1808 г. в Монтевидео прибыл из Испании посланник Центральной хунты Хосе Мануэль Гойенече, который должен был обеспечить признание колониями верховной власти хунты. По дороге эмиссар посетил Рио-де-Жанейро, где встречался с Карлотой Хоакиной и получил от нее письма к вице-королю, президенту аудиенсии, архиепископу Ла-Платы (Чукисаки), колониальным властям, в которых она призывала признать ее временную верховную власть в Индиях (Америке). В иные времена и при других обстоятельствах действия Гойенече могли быть квалифицированы как государственная измена. Он побывал также в Буэнос-Айресе, а затем в Чукисаке и Ла-Пасе, прежде чем прибыть к месту своего назначения — Перу, где должен был занять пост интенданта Куско.

ДВИЖЕНИЕ В ЧУКИСАКЕ

Верхнее Перу, территория современной Боливии, составляло аудиенсию Чаркаса, с 1776 г. входившую в состав вице-королевства Рио-де-Ла-Платы. Столица региона город Чукисака, или Ла-Плата (ныне Сукре), в начале XIX в. была центром просвещения и интеллектуальной жизни всего региона.

В конце XVIII — начале XIX вв. идеи Века просвещения быстро завоевали умы интеллигенции и молодого поколения, прошедших школу Чуки-сакского университета, будущих вождей аргентинской независимости М.Морено, Б.Монтеагудо, Х.Х.Кастельи, М.Бельграно, героев восстания в Ла-Пасе в 1809 г. Х.А.Медины, П.Д.Мурильо, М.Мичела. 15 из 36 депутатов Тукуманского конгресса 1816 г., провозгласившего независимость Аргентины, были выпускниками Чукисакского университета8. Даже если многие будущие революционеры и были знакомы с передовыми идеями, то этому факту не стоит придавать большого значения. Все-таки в основе их мировоззрения лежали идеи испанской схоластики, а в области социаль-

ных отношений и государственного устройства — теория «общественного пакта» испанского схоласта XVI в. Франсиско Суареса. Он выдвинул принцип «первоначального пакта» между народом и королем, согласно которому первый передавал второму свой суверенитет. В ответ король был обязан править и опекать по-отечески свой народ, обеспечивая счастье на земле и спасение на небе. Если же король не соответствовал своему долгу перед Богом и народом, то народ имел право лишить его власти. Чукисак-ские радикалы делали заключение, что суверенитет принадлежит обществу, народу, а правление должно подчиняться справедливым законам. Идеи общественного договора и «первоначального пакта» слились в едином понимании народных корней суверенитета9. Традиционализм и схоластика Суареса, интерпретированные в духе просвещения и рационализма, стали основой антиабсолютистских настроений радикалов, подготовивших почву для революции освобождения Испанской Америки10.

Аудиенсия, верховный орган региона, занимала особое место в системе колониального управления. Нечеткое разграничение функций управления между аудиенсией, президентом, губернаторами и вице-королем делали ее единственным в своем роде органом, который объединял судебную практику, законодательную, политическую и административную ветви власти11. Аудиенсия действовала от имени и короля, и креолов, и индейцев, представляя таким образом и к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком