научная статья по теме НАДГРОБИЯ ИГУМЕНЬИ ЕЛЕНЫ ДЕВОЧКИНОЙ И СХИМНИЦЫ ФЕОФАНИИ В НОВОДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАДГРОБИЯ ИГУМЕНЬИ ЕЛЕНЫ ДЕВОЧКИНОЙ И СХИМНИЦЫ ФЕОФАНИИ В НОВОДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2010, № 2, с. 156-165

ПУБЛИКАЦИИ

НАДГРОБИЯ ИГУМЕНЬИ ЕЛЕНЫ ДЕВОЧКИНОЙ И СХИМНИЦЫ ФЕОФАНИИ В НОВОДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ

© 2010 г. Л.А. Беляев*, Н.С. Романов**, Л.И. Шлионская***

* Институт археологии РАН, Москва **ЦНРПМ, Москва *** Государственный Исторический музей, Москва

При работах по вертикальной планировке (1989 г., главные архитекторы проекта Н.С. Романов и В.Н. Мудров) в зоне Смоленского собора Новодевичьего монастыря, вблизи от северо-восточного угла, примерно против окна апсиды подклета и укрепленной на стене апсиды белокаменной таблички с "летописью" об основании монастыря и погребении его первой игуменьи Елены (Девочки-ной), был изучен примечательный памятник. Это характерный для середины XVIII - начала XIX в. "каменный гроб" с имитацией на крышке покрова с голгофским крестом, а на головном торце - гербового картуша без надписи внутри, фланкированного ангелами. Необычна ширина надгробия (от 107 до 84 см), явно двойная (высота до 35, длина 217 см). Надписи на плите нет, но надгробие традиционно считалось связанным с погребением игуменьи Елены и в этом качестве демонстрировалось посетителям сотрудниками музея.

Уровень сооружения отвечал уровню почвы XVIII-XIX вв., поэтому оно оказалось поднятым выше уровня первоначальной отмостки. При срезке слоя было установлено, что надгробие опирается на основание из белокаменных плит, доложенных кирпичом. Срезку грунта требовалось соотнести с уровнем XVI в., поэтому "повисшую" конструкцию пришлось перебрать как мешавшую реставрации и правильной эксплуатации здания, переместив памятник XVIII в. в хранилище ГИМ. В процессе переборки выяснилось, что использованные для устройства фундамента под памятник известняковые плиты - это позднесредневековые надписные надгробия. Они лежали под резким углом к оси собора, и хотя эта ориентировка может считаться условно правильной (сам храм ориентирован с довольно заметным отклонением к северу), сильно отклонена от осей надгробий XVIII-XIX вв., вполне параллельных оси собора. Надгробия лежали тесно друг к другу: южнее помещалась целая плита, к северу от нее - обломок (верхняя половина). Оба камня были расколоты (посредине плиты про-

ходила сквозная трещина, обломок имел два крупных разлома), но это не препятствовало ни чтению надписей, ни характеристике декора плит.

Целая плита представляет особый интерес для истории Новодевичьего монастыря, монастырской археологии Москвы и Руси, а также церковной и, отчасти, всей русской истории XVI-XVII вв. Это параллелепипед, верхняя (лицевая) грань которого украшена бордюром из витого жгута, образующего стандартную композицию: полурозетка в изголовье и розетка-"узел" на расстоянии двух третей длины от нее, ближе к изножию. Обе розетки крупные, в их центре - "сегнерово колесо".

Буквы на плите обронной работы, т.е. поле в верхней половине плиты углублено, так что надпись выступает невысоким рельефом. Она в шесть строк, вязью, строго размечена и декоративна, но невычурна, с титлами, лигатурами и выносными буквами. Вязь отлично читается:

ЛЕТ[а] 7056 го

НОЯБРЯ В 18 [день] НА ПАМЯТЬ

С[вя]ТЫХ М[уче]НИК ПЛАТ[о]НА

И РОМАНА

ПРЕСТАВИС[я] РАБА [Б]ОЖИЯИНОКА

СКИМНИЦА ЕЛЕНА СЕМЕ

НОВА ДОЧ[ь] ДЕ[в]ОЧКИНА

Дата раскрывается как 18 ноября 7056 года от сотворения мира (7056-5509 = 1547 от РХ), что подтверждает сообщения достоверных источников о годе смерти игуменьи и окончательно отводит ошибочные (включая список 1684 г. с духовной Елены Девочкиной) датировки, указывающие на 1548 г. (Акты..., 1998. С. 302. Прим. 1 и 3).

Елена Девочкина - хорошо известное историческое лицо. Сначала монахиня Суздальского По-

Рис. 1. Новодевичий монастырь. План участка собора Смоленской Божьей матери.

кровского монастыря, затем первая игуменья вновь составленного монастыря на Девичьем поле в Москве. Имя Елены встречается в летописных статьях; кроме того, ею оставлен важный документ - духовная грамота, причем в отличие от многих других духовных это не столько распоряжение имуществом, сколько сочинение дидактического жанра, наставление инокиням общины в праведной монастырской жизни. Известную роль Елена Девочкина играла, как полагают, в событиях середины 1520 -начала 1530-х годов, связанных с разводом Василия III с Соломонией Сабуровой из-за необходимости нового брака, поскольку предполагается, что монастырь был основан как несостоявшееся место спасения бывшей царицы (самая основательная аналитическая сводка материалов по ранней истории монастыря дана Д.В. Назаровым, см.: Акты..., 1998. С. 267-278; из старых работ: Антушев, 1885). Игуменья Елена уже в XVII в. числилась в рукописных святцах как местно чтимая святая, хотя и не была канонизирована (Сергий, 1876. С. 62: "Елена, игуменья Новодевичьего Московского монастыря,

+ 7056 (1548) ноября 18"; отметим, что дата на плите приведена с ошибкой, которую повторит позже И.И. Кузнецов и многие исследователи - см. ниже).

Найденная надгробная плита, видимо, изготовлена гораздо позже даты смерти игуменьи Елены, так как ее художественные особенности характерны только для первой половины XVII в. Плоско лежащие надгробия с обронной резьбой распространены в 1620-1650-е годы; они довольно редки, но по одному-два экземпляра встречаются на многих исследованных некрополях Москвы и Подмосковья: две отмечены на кладбище Георгиевского монастыря (1633 г., княгиня Мезецкая; 1640 г., неизвестная; см.: Гиршберг, 1954. С. 113, 124); две - в Богоявленском "за Торгом" монастыре (1638/39 г. И.И. и

B.И. Зубовы; 1641, неизвестный; см.: Беляев, 1996.

C. 306, 307. Фото 33, 34); одна у ц. Сергия в Старых Серебряниках (семья С.Г. Челищева, 1640-е годы: Беляев, 1996. Фото 113-115); фрагменты такой плиты найдены в Троицком Белопесоцком монастыре (1630-1640-е годы, в публикации дата неточна:

Шамин, 2006. С. 192). В подклете собора Новодевичьего монастыря имеется плита боярыни Федо-сьи Андреевны, жены И.А. Голицына, с плетеной рамкой и обронной надписью, занимающей всю поверхность грани, с датой 7160 (1652) год. Камень преткновения - надгробие И.М. Воротынского из Троице-Сергиева монастыря, имеющее именно такой декор и шрифт, но надписанное 1535-м годом (Николаева, 1957. С. 251-255), уже В.Б. Гиршберг передатировал на первую четверть XVII в. (1960. С. 5, 6; Беляев, 1996. С. 33).

В последние годы получены еще примеры таких надгробий, надежно датированные рубежом 1630-1640-х годов из Зачатьевского (1638/39 г.; попадья Наталья/схимница Неонила; см.: Беляев, Кренке, 2006. Ил. 8) и Троице-Сергиева монастырей (1640 г., князь С.И. Велико-Гагин, см.: Вишневский, 2006. С. 141. Ил. 32). Интересный и наиболее ранний (1624 г.) пример - оформленная в ориентальном стиле плита Г.А. Пальчикова на некрополе Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле (Ситдиков, Шакиров, 2009. С. 385-394). К традиционному плетеному орнаменту добавлены растительные восточные мотивы также на плитах Зубовых (Богоявленский монастырь) и попадьи Натальи (Зачатьевский монастырь). Шрифт всех этих плит нарезан в сходной декоративной манере, часто вычурной и слегка ориентализованной; отдельные

буквы абсолютно соответствуют образцам второй трети XVII в. (йоты и мыслете с мачтами в виде песочных часов с круглым перехватом посредине).

На вертикально помещавшихся досках и крестах конца XVII-XVIII в. обронная резьба господствует, но встречается, конечно, и много ранее XVII в., причем по всей Руси. В области лапидарной эпиграфики характерные примеры - надпись в нижней части Борисоглебского креста (1467 г.); тверское надгробие А.И. Острожева (1499 г.); храмозданная надпись (1532 г.) из с. Серединское Калужской обл.; надпись "мастера Повилики" из с. Возмище (1541 г.), "таблицы" нагробниц Иоанна IV Грозного и его сыновей (1582, 1584, 1598 гг.). Однако такой признак, как ориентализованный орнамент, характерен для плит не ранее начала XVII в, а плетеный орнамент пока не найден на плитах ранее 1560-1580-х годов (см. разбор вопроса: Беляев, 1996).

Палеографически надпись плиты Елены Девоч-киной также принадлежит XVII в., хотя, на первый взгляд, кажется архаичной, поскольку не имеет щегольских росчерков и букв с особыми декоративными дополнениями. Но подчеркнуто широкие и сравнительно невысокие вертикальные элементы характерны именно для лапидарной эпиграфики второй трети XVII в., в том числе для обронных

надписей (например, надпись на плите княгини Мезецкой из Георгиевского монастыря, 1633 г.).

Таким образом, оформление плиты схимницы Елены Девочкиной не может рассматриваться как принадлежащее концу 1540-х годов. Подобно плите И.М. Воротынского, плита прославленной игуменьи Новодевичьего монастыря - вторичное изделие. Вероятно, в XVII в. ею заменили более раннюю "доску", которую, несомненно, положили на могилу первой игуменьи уже в год ее смерти. За 75-100 лет оригинальная плита могла обветшать, утратить надпись или полностью растрескаться (до середины XVI в. это случалось часто, так как тонкие, по 10-20 см, белокаменные плоские надгробия легко ломались под собственным весом).

Манера оформления второй из найденных плит, напротив, вполне отвечает своей дате. Она декорирована жгутовой резьбой, но имеет и нарезку на боковых гранях - обычные в последней четверти XVI - первой половине XVII в. короткие "канне-люры"-арочки (сохранились частично на головном торце, боковые протесаны). Надпись также в шесть строк (нижняя явно была последней) исполнена обычным для того же периода врезным шрифтом с широкими и довольно вытянутыми мачтами, выносами, титлами и огласовками. Поверхность плиты несколько стерта, поэтому не весь текст хорошо читается; последнюю строку не удалось разобрать полностью. Тем не менее прочтенного достаточно

для датировки и общей идентификации погребения:

ЛЕТА (клеймо) [7000] 120го ГО[да]

ДЕКАБРЯ В[о ] 18 Д[е]Н[ь] НА ПАМЯТЬ С[вя] ТАГО

М(у)ЧЕНИКА СЕУВАСТИЯНА П(рес)ТА

ВИСЯ РАБА Б(о)ЖИЯ ИНОКА

ФЕОФАНИЯ ЕЛИЗАРЕВСКАЯ

ЖЕНА ЛЕВО[нтьев?]СКА[Я]

Таким образом, плита инокини Феофании, жены некоего Елизария (Леонтьева ? Леонтьевича ?), упокоилась с миром 18 декабря 1611 г. Лица с такими именами в литературе, связанной с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком