научная статья по теме НАГРОБНИЦА XVII В. ИЗ ЦЕРКВИ В КОРОВНИКАХ (Г. ЯРОСЛАВЛЬ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАГРОБНИЦА XVII В. ИЗ ЦЕРКВИ В КОРОВНИКАХ (Г. ЯРОСЛАВЛЬ)»

НАГРОБНИЦА XVII в. ИЗ ЦЕРКВИ В КОРОВНИКАХ

(г. ЯРОСЛАВЛЬ)

© 2008 г. С. И. Баранова

Московский государственный объединенный музей-заповедник

Надгробным памятникам позднесредневековой Руси посвящена обширная литература (Беляев, 1996; Русское средневековое надгробие, 2006). В них упоминается о нагробницах - кирпичных или каменных кожухах над местами захоронений внутри церквей. Однако их введено в научный оборот пока явно недостаточно, во всяком случае гораздо меньше, чем собственно надгробий. Некрополи, на которых стояли нагробницы, представляют особый интерес для истории русской культуры -обычно это погребения ктиторов храмов или высокопоставленных особ княжеских и царских семей. Как известно, их много в Архангельском соборе Московского Кремля, включая Иоаннопред-теченский придел (Панова, 1989).

Интересный образец такого оформления - некрополь посадских людей в церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле (построена в 16491654 гг.), включающий семью Неждановских, ктиторов храма. Он неоднократно упомянут в литературе (Миславский, 1874. С. 82; Серебреников, 1850. С. 465; Путеводитель..., 1859. С. 197; Добровольская, 1968. С. 85; Горшкова и др., 2003. С. 129), но не описан и не опубликован. Некрополь в его нынешнем виде содержит две конструктивно и художественно идентичные кирпичные нагробницы (рис. 1) с двумя каменными досками (таблицами) и две настенные доски (одна сохранилась фрагмен-

тарно). Первая нагробница и две доски находятся в южной галерее, перед алтарем придела княгини Ольги; вторая стоит в северной галерее перед алтарем придела Зачатия Иоанна Предтечи. Осмотр позволяет охарактеризовать южную нагробницу, другие части некрополя будут опубликованы позднее.

Нагробница в южном приделе (рис. 2-4) образована кирпичным кожухом; он имеет невысокий кирпичный цоколь, а сверху перекрыт свбодно лежащей белокаменной плитой. По центру северной стенки в кожух вмонтирована белокаменная надгробная таблица (59 х 55.5 х 12 см) с обронной надписью в профилированной многообломной рамке, которую фланкируют боковые полосы вертикально поставленных кирпичей.

Надпись вязью в 7 строк читается полностью: "Во имя отца и сына и святаго духа // В лето 7164 (1655) года октября .28. дня представися раб // Божий ярославец посадский человек. Федор Федоров сын Неждановской тезоименитый был // святому великомученику Федору Страти//лату. Что июня в 8 день а житие ево от // века .32. лета и 4 месяца и 16 дни".

Эпиграфика надписи соответствует скорее концу XVII - началу XVIII в., чем середине столетия. Текст обнаруживает еще более существенные отступления от древнерусской традиции: во-первых,

Рис. 1. План церкви Иоанна Златоуста с обозначением размещения нагробниц.

добавлено очень редкое в надгробной эпитафике начальное благословение. Единственная известная мне сравнительно ранняя аналогия - на плите Д.М. Башмакова, 1705 г. (см.: Левина, 2006. С. 115. № 43). Во-вторых, отмечена не память святого или праздник, приходящийся на день смерти, а день тезоименитства; в-третьих, употреблено слово "тезоименитство", распространенное на надгробиях не ранее начала XVIII в. Наконец, подсчитано количество прожитых лет (примеры указания на тезоименитство и число прожитых лет см.: Левина, 2006. С. 82-123). Все это заставляет поместить момент изготовления надгробия не в 1650-е годы, а в самый конец XVII - начало XVIII в. Причиной поздней нарезки доски могло быть перенесение останков на новое место (например после постройки придела) или просто переоформление галерей. Такие "вторичные" доски хорошо известны именно для конца XVII - начала XVIII в. (см.: Беляев, 1996. С. 246-265 и др.; Гераськин, Нагорнов, 2008. С. 88). В пользу поздней даты свидетельствует также вмурованная в стену южной галереи аналогичная плита с надписью об умершей в 1700 г. жене Федора, Матроне, и плита 1701 г. с надписью на на-гробнице северного придела (Павел Иванов сын Черницин). Дата этого последнего погребения и определяет нижнюю хронологическую границу установки нагробниц.

Особенно необычны изразцовые украшения нагробниц. Белокаменную таблицу Ф.Ф. Неджа-новского фланкируют два квадратных изразца, вставленных в кирпичную стенку нагробницы. Они получили вид ромбов, поскольку повернуты

Рис. 2. Нагробница в южном приделе церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Вид с северо-запада. Фото 2008 г.

углом. Третий такой изразец вмонтирован в восточную торцевую стенку нагробницы.

Все три красноглиняных изразца рельефные, многоцветные (зеленая, синяя, белая, желтая эмали и коричневая глазурь) с изображением восьмиугольной рамки (звезды) с геометрическо-расти-тельным орнаментом, приобретающим благодаря повороту вид крестообразного Размеры изразца западнее надписи: 27 х 26.5 см; восточнее - 26 х 26; в торце - 26 х 26. Самые ранние аналоги - поли-хромные и муравленые изразцы с территории Ху-тынского монастыря под Новгородом, изготовленные в мастерской Иверского Валдайского монастыря. Вариант (размер 32 х 32 см) таких же изразцов находим на столбе Голгофского придела Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, что объяснимо переводом туда иверских мастеров; изразцы относятся к первому строительному периоду, 1658-1666 гг. (Баранова, 2002. С. 225-227).

Компоновка четырех изразцов с рамкой в виде восьмиконечной звезды создавала рисунок в виде равноконечного креста с заостроенными завершениями, а при увеличении четного числа изразцов восьмиконечные звезды и кресты просматривались еще отчетливее, что хорошо видно в изразцовом украшении столба в Голгофском приделе. Интересна разница в трактовке исходного геометрического мотива звезды с крестом в архитектурной керамике Азербайджана и Армении, где он приобретает разную смысловую нагрузку. В Армении мотив креста подчеркнут выступающим рельефом на звездчатом фоне, в Азербайджане главным композиционным элементом становится звезда, а крест, теряя смысловое значение, сливается с фоном (Кондратьева, Паничева, 1986).

В 1669 г. красноглиняные квадратные изразцы (20 х 21.5 см) с изображением рамки в виде восьми-

Рис. 3. Торцевая стенка нагробницы в южном приделе церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Вид с запада. Фото 2008 г.

конечной звезды и рисунком внутри нее стали основными в создании орнаментальной темы изразцового декора церкви Николая в Столпах в Москве (разобрана в 1935 г.). Позже этот орнаментальный мотив в декоре московских памятников не встречается; не получил он распространения и в Ярославле, где такие изразцы использовали лишь как "штучные" вставки (например в декоре церкви Иоанна Предтечи в Толчкове 1671-1687 гг.). На-гробница в северном приделе украшена аналогичными изразцами и дополнительным изразцом того же набора (с изображением половинок восьмиугольной рамки; этот тип известен во всех названных выше памятниках Новгорода, Москвы и Ярославля).

Богатейший изразцовый декор церкви Иоанна Златоуста (изразцовый наличник окна центральной апсиды, оформление галерей и крылец, колонки по углам основного объема) создан в конце 1680-1б90-х годов, т.е. на несколько десятилетий позже постройки церкви (более позднее введение изразца в структуру декора характерно для ряда ярославских памятников). Скорее всего изразцы для церкви были изготовлены в Коровницкой слободе, известной своим изразцовым производством. Об этом свидетельствуют следы первоначального керамического декора в виде красных изразцов сере динцы XVII в., сохранившихся на крайних восточных постаментах столбов галерей храма (возможно, также из керамической мастерской Коровницкой слободы). Тождественные им изразцы во

Рис. 4. Плита нагробницы в южном приделе церкви

Иоанна Златоуста в Коровниках.

множестве находили еще в 1896 г. на территории гончарного завода в Коровницкой слободе, что позволило считать их продукцией местных мастерских (Иванов, 1957. С. 120).

Документальные сведения о производстве изразцов в Коровницкой слободе восходят лишь к 1670-м годам; тогда там работали три "гончарных завода", производя около 100 тыс. изразцов в год. Здесь же находились кирпичные и горшечные заводы (Иванов, 1957. С. 119). Однако в переписных книгах по Ярославлю постоянно встречаются и списки живущих в 1668 г. в Коровницкой слободе "беломестных кирпищиков" (Иванов, 1957. С. 102). Известно, что материал и технология изразцов, кирпича, черепицы близки, их изготовляли часто одни и те же мастера, в том числе и в Ярославле (Баранова, 2001. С. 101, 102). Здесь же могли быть сделаны изразцы, украсившие нагробницы церкви Иоанна Златоуста.

Ктиторство Неждановских прослеживается в течение всего XVII в. Впервые Златоустовский деревянный храм упомянут в 1622 г., когда для него отлили колокол, вклад Третьяка Неждановского с братьями. Надпись на нем сообщала, что "В дом Пречистой иконы Владимирской, чесного ее Сретения и великого святителя Иоанна Златоустого и иже во святых отца нашего Николая Чудотворца положи се колокол Третя Окстафев сын Нежда-новский с братьями по своих родителях во ввеки, лета 7130 августа 7. Вес 8 пуд" (Рутман, 2005. С. 405). Каменный храм, согласно архивным документам, был возведен по заказу посадских людей Ивана Фадеева и Федора Федорова Неждановских. Эта

семья продолжала заботиться о храме и в XVIII в.: в 1732-1733 гг. на средства Ивана Иванова Нежда-новского артель ярославских иконописцев во главе с уроженцем Коровницкой слободы Алексеем Сопляковым расписала стены храма (Шемякин, 2000. С. 26-35).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баранова СИ. Москва и Ярославль. К вопросу об аналогиях в изразцовом декоре // V Науч. чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой. Ярославль, 2001. Баранова СИ. "Разсадник изразцового дела в России" (к вопросу о новоиерусалимских аналогиях в изразцовом декоре Москвы 2-й половины XVII века) // Никоновские чтения в музее "Новый Иерусалим". М., 2002.

БеляевЛ.А. Русское средневековое надгробие. М., 1996. Герасъкин Ю.В., Нагорное В.П. Памятная плита Ивана Мирославовича (мурзы Хоросмира) в Рязанском Солотчинском монастыре // РА. 2008. № 2. Горшкова В В., Добрякова ОИ., Полознев Д.Ф. "Золотой век" Ярославля. Опыт культурографии русского города XVII - первой трети XVI

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком