научная статья по теме НАХОДКИ СКОРЛУПЫ ПТИЧЬИХ ЯИЦ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ МОГИЛЬНИКЕ “МАЯЧНЫЙ БУГОР” История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАХОДКИ СКОРЛУПЫ ПТИЧЬИХ ЯИЦ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ МОГИЛЬНИКЕ “МАЯЧНЫЙ БУГОР”»

НАХОДКИ СКОРЛУПЫ ПТИЧЬИХ ЯИЦ

179

НАХОДКИ СКОРЛУПЫ ПТИЧЬИХ ЯИЦ НА СРЕДНЕВЕКОВОМ МОГИЛЬНИКЕ "МАЯЧНЫЙ БУГОР'

© 2013 г. Е.М. Пигарёв

Историко-культурный центр "Сарай-Бату", Астрахань

В 2001 г. совместной археологической экспедицией государственного научно-производственного учреждения (ГНПУ) "Наследие" (г. Астрахань) и Марийского государственного университета (г. Йошкар-Ола) проводились спасательные археологические раскопки грунтового могильника "Маячный бугор-1" - городского некрополя Красноярского городища (Гордеев, 2007. С. 57).

Грунтовый могильник "Маячный бугор" представляет собой возвышенность естественного происхождения, расположенную в 300 м к северу от районного центра Красный Яр Астраханской обл. Бэровский бугор разделен седловинами и карьером на три части, что и привело к условному разделению единого могильника на три части - "Маячный бугор-1, -II, -III".

В ходе его исследований были зафиксированы необычные находки. В юго-западной части могильника, на расстоянии 2 м друг от друга, были обнаружены два дигирных сосуда, закопанных в вертикальном положении: ножкой - вниз, горлом - вверх. В непосредственной близости от них не было ни одного погребения, с которым можно было бы связать находки. Дигири - гончарные красноглиняные сосуды с туловом "тюльпанообразной" формы - служили в качестве черпающих ведер в чигирях (установки для перекачивания воды). Найденные сосуды относятся к типу Б-1 (Пигарёв, 1998. С.193).

Сосуд № 1 располагался на участке К7 и был выявлен в ходе зачистки площади раскопа по мелким фрагментам керамической крошки. Размеры сосуда: сохранившаяся высота - 32 см, длина ножки - 13, диаметр тулова - 16, диаметр ножки - 4.5 см. Ножка сосуда оформлена отсечением ножом излишков глины. Ножка полая. Толщина стенок сосуда колеблется от 5 до 8 мм.

Сосуд № 2 располагался на участке К5 и также был выявлен в ходе зачистки площади раскопа. Размеры сосуда: сохранившаяся высота - 41 см, длина ножки - 13, диаметр тулова - 16, диаметр ножки -4.5 см. Ножка сосуда оформлена отсечением ножом излишков глины. Ножка полая. Толщина стенок сосуда колеблется от 5 до 8 мм. В нижней части ту-лова, в месте перехода тулова к ножке, обнаружена надпись, состоящая из двух знаков, напоминающих арабские буквы, выполненная черной тушью. Надпись не читается (рис. 1).

Расчистка внутренних объемов сосудов проводилась в лабораторных условиях. После выемки грунта из сосудов в них были обнаружены многочисленные фрагменты скорлупы от птичьих яиц. По определению таксидермиста Астраханского музея М.В. Головачева, обнаруженные яйца принадлежат птице отряда куриных. После обработки и реставрации удалось получить по шесть яиц из каждого сосуда (рис. 2, А). В результате обнаружилось, что внешние поверхности яиц были покрыты надписями на арабском языке, выполненными черной тушью или чернилами. Надписи закручены по поверхности яиц спиралью от острого конца, на многих яйцах они сохранились фрагментарно. Сохранность надписей плохая. Часть знаков не читается или читается приблизительно. Диакритические точки не различаются (рис. 2, Б).

Ранее, в 1991 г., во время работ на грунтовом могильнике "Маячный бугор-П" был также найден зарытый вертикально в землю дигирь, в котором находилось 10 яиц, покрытых арабскими надписями, нанесенными тушью (Малов, 1991. С. 31) (рис. 3). По предварительному заключению Н.М. Булатова и Ю.С. Пырсова, надписи носят пожелательный характер (Малов, 1991. С. 182).

В традициях многих народов яйцо служило символом жизненной силы и плодородия (Малявин, 1989. С. 38). Также у некоторых азиатских народов известен образ яйца, из которого возникает вселенная или людской род, происходит рождение человека из яйца и превращение яйца в человека (Мифы..., 1992. С. 681).

Мусульманскому Востоку свойственно явление, называемое сихр (магия), основанное на вере в возможность воздействия на социальную и природную среду при помощи сверхъестественной силы слов (дуо - молитва) или специально созданных для этих целей предметов (талисмат - талисман). В средние века в Средней Азии происходит процесс, когда шаманство становится элементом бытового ислама. В этот же период на базе суфизма формируется мусульманский оккультизм. В социальной среде возникают две категории представителей "запретной" и "законной" магии - бахши и дуоханы (Огудин, 2002. С. 65, 66).

180

ПИГАРЁВ

Рис. 2. Могильник "Маячный бугор". Раскопки 2001 г. Птичье яйцо с надписью (А). Прорисовка надписи (Б).

Единственно близкая аналогия ритуалу, встреченному на могильнике "Маячный бугор", известна по материалам раскопок некрополя Миздахкан в Узбекистане в 1987 г. (Хожаниязов и др., 1989. С. 66). При вскрытии ограды 1 на раскопе 1, расположенном на холме Жумарт-кассаб, были обнару-

Рис. 3. Могильник "Маячный бугор". Раскопки 1991 г. Птичьи яйца с надписями.

жены два погребения и шесть водоносных кувшинов, поставленных в один ряд. В каждом кувшине находилось по три яйца, каждое из которых было покрыто арабскими надписями, нанесенными черными чернилами. Погребения и керамика, найденная на могильнике, относятся исследователями к концу XIII - началу XIV в. Интересно, что у местного населения этот холм считается "святым" и на

НАХОДКИ СКОРЛУПЫ ПТИЧЬИХ ЯИЦ

181

нем совершаются обряды над людьми, страдающими различными болезнями (Хожаниязов и др., 1989. С. 68).

В настоящее время в виду малого количества находок, отсутствия необходимого количества аналогичных ситуаций и трудностей, возникающих с прочтением надписей из-за плохой сохранности, нельзя дать точного толкования встреченному на могильнике "Маячный бугор" обряду.

Тем не менее можно констатировать, что мы столкнулись с необычным ритуалом, присущим части золотоордынского населения в период становления ислама. И этот период приходится на конец XIII - начало XIV в.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гордеев В.И. Отчет об археологических исследованиях могильника "Маячный бугор-!" в Красноярском р-не

Астраханской обл. в 2001 г. // Архив ИА РАН. Т. 1. Йошкар-Ола, 2007.

Малое Н.М. Отчет о научно-исследовательской работе. Охранные раскопки грунтового могильника "Маячный бугор-П" Красноярского р-на Астраханской обл. (по договору № 1) // Архив АГОИАМЗ. АМЗ НВ 13085. Саратов, 1991.

Малявин В.В. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М., 1989.

Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992.

Огудин В.Л. Магия в бытовом исламе // Этнографическое обозрение. № 4. М., 2002.

Пигарёв Е.М. Дигири из фондов Астраханского музея-заповедника // Древности Волго-Донских степей. Вып. 6. Волгоград, 1998.

Хожаниязов Г., Юсупов Н., Кдырниязов М.Ш. и др. Археологические исследования в некрополе Миздах-кан // Вестн. Каракалпакского филиала АН Узбекской ССР. 1989. № 3.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком