научная статья по теме НАКАЗАНИЕ «ХАДД», ОПРЕДЕЛЕННОЕ СОГЛАСНО БОЖЕСТВЕННОМУ ПРАВУ, И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА НА ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ТАДЖИКИСТАНА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «НАКАЗАНИЕ «ХАДД», ОПРЕДЕЛЕННОЕ СОГЛАСНО БОЖЕСТВЕННОМУ ПРАВУ, И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА НА ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ТАДЖИКИСТАНА»

УДК 341.4 + 9 (575.3) ББК 67.99 (2) 8 А-35

НАКАЗАНИЕ «ХАДД», ОПРЕДЕЛЕННОЕ СОГЛАСНО БОЖЕСТВЕННОМУ ПРАВУ, И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА НА ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ТАДЖИКИСТАНА

Убайдулло Абдуллоевич АЗИЗОВ, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета, кандидат юридических наук E-mail: azizov-u.a@mail.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

Аннотация. Мусульманское право является частью национальной правовой истории Таджикистана. Преступление как социальное явление в мусульманском уголовном праве имело свои особенности. В данной статье автором с использованием богатой специальной литературы и учений ведущих мыслителей в области теории и истории права, мусульманского права и уголовного права анализируются особенности преступлений категории «хадд» и назначение наказаний в отношении лиц, совершивших преступления этой категории мусульманского уголовного права.

Ключевые слова: мусульманское право, наказание категории «<хадд», институт наказания, смертная казнь, отсечение определенных частей тела, телесные наказания, высылка, конфискация имущества, возмещение ущерба, лишение права свидетельствовать, лишение права на наследство.

Annotation. The muslim law is a part of our national legal history. The crime as the social phenomenon in muslim criminal law had the features. In given article with use of rich special literature and doctrines of leading sciences in the field of the theory and stories of the right, the muslim right and criminal law are analyzed by the author of feature of crimes categories «hadd» and appointment punishment concerning persons made a crime of the category of the muslim law.

Key words: the muslim law, category punishment of the «hadd», institute of punishment, mortal execution, cutting off of certain parts of a body, corporal punishment, dispatch, property confiscation, damage compensation, right deprivation to testify, deprivation of the right to the inheritance.

Рецензент — Ф. Тахиров, доктор юридических наук, профессор

На территории исторического Таджикистана мусульманская правовая система в полном объеме действовала до Октябрьской революции и частично, с ограничением со стороны Советской власти, — до конца 20-х годов XX в. В этом регионе, имеющем свои особенности, мусульманское право действовало согласно учениям ханафитской правовой школы суннитского направления. Соблюдались и применялись все требования, предусмотренные религиозными и правовыми источниками мусуль-

манского права, и доктрины, касающиеся мусульманского уголовного права.

Уголовное наказание как основной способ и средство реагирования на преступления развивалось со своими особенностями в период действия мусульманского права на территории Таджикистана. В теории и в практике применения уголовного наказания согласно мусульманскому уголовному праву применяли трехчленную классификацию наказаний: абсолютно определенное наказание — хадд, воздаяние равным — кисас и

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2015

наказание, имеющее назидательный исправительный характер, — тазир. В судебной практике и правоприменительной деятельности судебные органы (казии), основываясь на религиозных и правовых источниках мусульманского права, на территории Таджикистана применяли все разновидности названных категорий наказаний.

Наказание «худуд» (ед. ч. хадд) согласно мусульманскому уголовному праву представляет собой группу определенных наказаний, установленных за совершение абсолютно точных преступных деяний в самом Коране и Сунне.

В Хидоя дается определение хадд следующим образом: «На языке закона хадд означает наказание, определенное согласно божескому праву. Первоначальная цель установления хадда есть устрашение ради предупреждения соединенных с правонарушением деяний, но не искуплением вины, как явствует уже из того, что хадд применяется не только к мусульманам, но к неправоверным» [15, с. 428].

Точно такой же точки зрения придерживается Халиль Хикмат Хусейн. Он дает определение худуда и пишет: «Худуд — как категория наказания в мусульманском уголовном праве — это система абсолютно определенных видов наказаний, применяемых по божественному праву» [14, с. 61].

Наказания этой категории подразделяют также на основные и дополнительные. К числу основных наказаний относятся: смертная казнь, отсечение определенных частей тела человека, телесные наказания в виде определенного количества ударов плетью. Дополнительными наказаниями являются: высылка, конфискация имущества, возмещение ущерба, а в качестве акцессорных наказаний — лишение права свидетельствовать в дальнейшем, лишение права на наследство [14, с. 62].

Смертная казнь является самим древним и наиболее суровым по сравнению с другими видами уголовно-правовых наказаний. Она согласно мусульманскому уголовному праву выражается в правомерном лишении жизни лица, совершившего преступление, посягающее на право Аллаха, и предусмотрена за совершение определенных преступлений в качестве наказаний всех категорий — хадд, кисас и тазир.

В мусульманской правовой системе применяют два вида смертной казни — простую (кетл) и квалифицированную (реджм). Для исполнения смертной казни используется метод обезглавливания или повешения. Наказание в виде побива-

ния камнями применялось только за совершение прелюбодеяния лицом, состоящим в браке.

Простая смертная казнь применяется за преступления против Бога, за совершение преступления против государственной власти (бунт), за разбой и за повторное совершение некоторых преступлений [1, с. 92—93].

Но А.К. Назаров отмечает, что: «смертная казнь предусматривается в Коране за совершение умышленного убийства, разбой и бунт» [7, с. 134]. Также в эту группу согласно Хадисам добавляют и наказание смертной казнью за прелюбодеяние. Спорным является применение смертной казни за совершение вероотступничества [7, с. 188].

За совершение прелюбодеяния человеком, состоящим в браке, наказание предусматривалось в виде побивания камнями насмерть. Если лицо, совершившее это преступление, не состояло в браке, то его наказывали в соответствии с нормами Корана ста ударами. Причина такого разнообразия в наказаниях состоит в том, что само преступление прелюбодеяния в первую очередь наносит вред семейным устоям и супружеской верности. Совершение этого преступления посягает также на основную охраняемую моральную ценность мусульманского права — интересы семьи и продолжение рода.

Другим спорным моментом в доктрине мусульманского права является проблема наказания за рецидивное совершение прелюбодеяний. Некоторые исследователи считают, что за повторное совершение прелюбодеяния должна применяться смертная казнь, а другие — что ее можно применять лишь в случае совершения прелюбодеяния в третий раз. Шиитское же учение указывает на то, что можно казнить прелюбодея только в четвертый раз, при условии если три раза до этого он был подвергнут бичеванию [10, с. 116].

Для вынесения приговора за прелюбодеяние закон требует представить показания четырех свидетелей, видевших совершение прелюбодеяния (полового акта) непосредственно своими глазами, что может иметь место в исключительных случаях.

Совершение разбоя тоже каралось смертной казнью. Основанием для криминализации и применения наказания в виде смертной казни стало указание в следующем аяте Корана: «И воздаяние для тех, кто против Бога и посланника Его воюет, Усердствуя нечестие посеять на земле, — Предание их смерти, или распятие их на кресте, Иль, отсеченье накрест рук и ног, Или

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2015

изгнать из страны. Сие — бесчестие для них в ближайшей жизни, И кара величайшая — в другой» [5, с. 132].

За совершение разбоя в абсолютном большинстве случаев применяется смертная казнь. Но доктрина мусульманского права предусматривает назначение наказания лицам, совершившим разбой, с учетом некоторых обстоятельств его совершения, таких, как личность преступника, последствия, наступившие после совершенного преступления, место и время совершения преступления и т.д. Поэтому у разных правовых школ есть разногласия в этом вопросе.

Например, по мнению шафиитов, человек за совершение разбоя наказывается смертной казнью тогда, когда причиной разбоя становятся убийство и захват имущества. В случае совершения разбойного нападения, если преступник никого не убьет и не завладеет их имуществом, то к нему применяется наказание хадд согласно аята Корана: «Или изгнанье из страны». Для данного наказания установлен срок один год, но, по мнению некоторых теоретиков, осужденный должен находиться в ссылке «до покаяния» [4, с. 145].

При установлении и применении наказания необходимо учитывать возраст лица, совершившего преступление. Если в преступной группе в совершении разбоя участвует несовершеннолетний или умственно отсталый, то, согласно учению Абу Ханифы, к несовершеннолетним не применялось наказание категории «хадд» [4, с. 101]. Другие ученые считают, что если разбойное нападение совершается в группе, то в отношении всех соучастников независимо от их возраста можно применять смертную казнь [14, с. 65].

Разногласие наблюдается и в применении наказания в виде распятия, которое предусмотрено в вышеизложенном аяте Корана. Согласно учениям шафиитов и ханбалитов, если при совершении разбойного нападения совершается и убийство, и хищение имущества, то в этом случае после казни осужденного с целью проведения общего предупреждения преступлений осуществляется распятие. Маликиты и ханафиты считают, что распятие необходимо осуществлять до казни [14, с. 65]. А согласно учению шафиит-ской правовой школы, если при совершении разбойного нападения совершается и убийство, и захват имущества, то преступник наказывался смертной казнью и потом распятием, а при убийстве без присвоения имущества — смертной казнью [8, с. 33].

Как основное наказание смертная казнь применяется также и в отношении лиц, совершивших вероотступничество. Коран не предусматривает конкретного наказания за совершение вероотступничества. Так

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком