научная статья по теме НАРОДНАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И «СТИЛЬ БЕЦАЛЕЛЬ» Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «НАРОДНАЯ ЕВРЕЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И «СТИЛЬ БЕЦАЛЕЛЬ»»

ТАТЬЯНА ЯКУБОВИЧ

Народная еврейская

идеология

и «стиль Бецалель»

История еврейской книги, к сожалению, — одна из малоизученных областей современного книговедения. Однако от этого она не становится менее интересной для любознательного читателя. Так случилось и со мной.

Татьяна Викторовна Якубович, магистрант кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ

ПОЛГОДА НАЗАД я изыскивала материал для диплома в фонде идиша Российской Национальной библиотеки. Моя работа была посвящена теме еврейской национальной пропаганды в конца Х1Х-начала XX вв. в популярных книгах и брошюрах, выпущенных в этот период на языке идиш. Изучив множество удивительных изданий, посвящённых этой теме, я наткнулась на доселе неизвестный мне пласт художественной графики — работы художников школы Бецалель.

Но сначала — небольшое отступление. Что важно в книге? Содержание, скажет почти всякий читатель, и будет, несомненно, прав. Однако что делает любое издание более цельным, более полным, если угодно, более завершенным? Выпуск еврейской книги в конце XIX в. был задачей не только весьма непростой, но также и весьма трудоёмкой. Ведь над изданием трудятся не только авторы, редакторы и корректоры, но также и художники-графики, создававшие подчас настоящие шедевры. О них я и поведу свой рассказ.

В современном Израиле имя «Беца-лель» носит еврейская академия художеств в Иерусалиме, основанная в 1906 г. художником и скульптором Борисом Шацем (1866-1932)1. Он основал не только первую еврейскую школу художеств, но музей, в котором выставлялись работы как новых авторов, так и маститых деятелей еврейского искусства. После Первой мировой войны школа была разрушена, и полностью восстановилась только к 1935 году. Своё название она получила в честь библейского мастера Бецалеля, создавшего

святилище после исхода евреев из Египта. Однако мало кто знает, что звонкое слово «Бецалель», означающее в переводе с иврита «Звенящий», стало синонимом целого стиля еврейской графики, зародившегося в конце XIX в. и существующего до сих пор. Свой неповторимый стиль школа создала в момент, когда в искусстве был распространен стиль модерн. Его проявления наблюдаются в живописи, графике, скульптуре, архитектуре... Интерес к естественными, мягкими линиями без углов, рельефность, смешение крупных и тонких силуэтов, разнообразие форм, — всё это и многое другое означало создание самостоятельной художественной системы. Стиль, основоположником которого был Б. Шац, именовался «еврейским модерном» и удачно сочетал восточные мотивы со стилистическими приёмами Ар-нуво.

Зарождение «Бецалеля» пришлось на время развития сионистского движения среди европейского еврейства. Нужно отдельно отметить, что, к сожалению, в современном мире мы часто встречаем неправильное толкование понятия «сионизм». Непредвзятое знакомство с историческими источниками, знание еврейской истории позволяет понять, что сионизм — это социально-политическое движение, охватившее европейское еврейство в конце XIX в. Его целью стало возрождение и объединение еврейского народа на территории библейского Израиля, в Палестине. Основоположником и признанным лидером новой народной идеологии стал Т. Герцль (1860-1904), талантливый журналист и общественный деятель2. Герцль справедливо считал, что един-

Д Л О #07 [241] 2015

ственныи выход для еврейского народа избежать наветов и преследований — это создать независимое государство на его исторической родине. Для этого он поставил своей целью создание некой «Еврейской компании», которая бы управляла финансами и занималась строительством нового государства. Таковой впоследствии стала Всемирная сионистская организация, которую после Базельского конгресса и возглавил Т. Герцль. Он подчёркивал, что главной целью движения должна стать борьба за признание мировым сообществом прав еврейского народа на независимое государство. После признания этих прав могла бы начаться постепенная и организованная репатриация еврейского населения из стран всего мира на территорию Эрец-Исраэль.

теля не в музее и не на выставке, а в книге. Именно книги доносили до массового читателя новые идеи еврейских общественных деятелей, призывали к участию в судьбе своего народа и знакомили европейских евреев с далекой Палестиной. Иллюстрациями пестрили новые издания самых разных типографий.

Именно на фоне этих событий и начинается колоссальное выражение сионистской идеологии в литературе и искусстве. Школа Бецалель, которая положила начало совершенно новому стилю живописи и скульптуры, стала символом нового народного движения, охватившего тысячи человек — буквально от мала до велика.

Число работ Шаца поистине неисчислимо — это рельефы, скульптуры, живописные изображения (именно последних было больше всего). Однако заслуга Шаца заключаеся ещё и в том, что он сумел объединить в свой школе наиболее талантливых и ярких еврейских художников. Но графика лучших представителей «стиля Бецалель» нашла своего зри-

украшал орнамент, в который были врисованы звезды Давида, и в каждой — надпись «Сион».

Издания «Сионистской копеечной

библиотеки проиллюстрированы М. И. Соломоновым, маститым еврейским художником — одним из ярчайших пред-

В книгах, бережно хранящихся в Фонде идиша Российской национальной библиотеки и выпущенных такими известными еврейскими издателями как братья Роммы, Ш. Ф. Гарбер, И. Пирожников и др. часто встречаются настоящие шедевры, свидетельствующие о особенной пропагандистском характере этих изданий.

В первую очередь стоит упомянуть о целой серии книг «Сионистская копеечная библиотека». Издания этой серии выпущены в Одессе, они отличаются на

ставителей художественной школы Бе-цалель3.

Мордехай (Михаил) Исаакович Соломонов родился в 1872 г. в местечке Ош-мяны Виленской губернии. Дебют Соломонова как художника впервые состо-

редкость разнообразной тематикой. Большинство их вышло в крупной одесской типографии, принадлежавшей Н. Гальперину. Каждое издание этой серии

ялся в 1897 г. в Одессе на «Второй выставке картин и скульптуры». Однако известность приходит к нему послед

#07 [241] 2015 Д Л О ^

1906 г., когда мастер создаёт графику для издательства «Кадима», одного из первых еврейских издательств, возглавляемого З. Жаботинским (1880-1940),

ные из них — это очерк известного сионистского деятеля и публициста Д. С. Пасманика (1869-1930) «Что такое наша "национальная культура"?». В этом издании автор пытается дать характеристику современной еврейской культуры вообще, а также выявить возможности ее сохранения для потомков. К вопросу о культуре, но рассмотренной на сей раз в исключительно языковом аспекте, об-

одним из идеологов сионистского движения. Михаил Исаакович произвел ряд обложек для изданий на идише и параллельном русском языке, а также собственные издательские марки для «Кадимы».

М. Соломонов является автором обложки «Сионистской копеечной библиотеки», на которой изображен представитель «избранного народа», с взгля-

дом, устремлённым вдаль, полным тоски по далёкой Родине. Под рукой у него книга — символ знания, отчего можно предположить, что художник так попытался воссоздать образ читателя, а может — кто знает? — самого себя?..

Среди изданий этой серии есть много интересных брошюр, но наиболее важ-

тека». Сборник был выпущен в Одессе в типографии «Мория», дата издания, к сожалению, неизвестна. Это издание представляет собой поистине удивительный пример национально ориентированной еврейской поэзии. В оформлении книги использованы гравюры другого художника в стиле «модерн» — легендарного Лилиена4.

Эфраим Мойше Лилиен (1874-1925)

ращался и известный публицист М. Клейман. В очерке «Наш национальный язык», выпущенном в 1914 г., он говорит о методах сохранения культуры еврейства. Также особый интерес вызывает сочинение В. Жаботинского «Что такое декларация Бальфура?», в которой он описал свою точку зрения на цели сионистского движения. В каждой книге — иллюстрации неподражаемого Соломонова. Отдельно стоит сказать об издании, выпущенном в издательстве

«Палестина» под названием «Наши достижения в Эрец-Исраэль». Издание посвящено развитию поселенческого движения в Палестине. В данный сборник входят очерки Усышкина, Оппенгейме-ра, Варбурга, Рабиновича и — Б. Шаца.

Народной идеей пронизан и сборник стихов Л. Яффе (1884-?) под названием «Стихи для народа», также вошедший в серию «Сионистская копеечная библио-

родился в Дрогобыче (Польша). Он получил традиционное еврейское образование, но с детства его привлекало к себе искусство. В 1895 г. он поступил в Мюнхенскую академию художеств, и долгое время работал, выполняя заказы на графику для журналов, в том числе и «Югенд». Это был сатирический общественно-политический журнал, с красочными иллюстрациями в стиле модерн. Из-за своих отличительных орнаментов и графики журнал положил начало новому подвиду модерна —югенд-стилю, который стал популярен сначала среди художников Мюнхена (среди них был и Лилиен), а затем и объединил все немецкие направления модерна. В 1898 г., через год после Базельского конгресса. Э. М. Лилиен примыкает к движению сионистов и активно участвует в последующих конгрессах еврейских делегатов. И, конечно же, выражает свои взгляды через творчество: например, иллюстрируя сборник стихов Лейба Яффе, портретом еврея, в радости воздымающего руки к небу в солнечной и прекрасной стране, или в оформлении памятных открыток к V Сионистскому конгрессу.

В 1902 г. художник участвовал в основании «Еврейского издательства»

Д Л О #07 [241] 2015

(«Юдишер фарлаг»), в котором он работал не только как график, но и как редактор и рекламный агент. Позже

В 1906 г. Лилиен с другими художниками во главе с Б. Шацем участвует в основании Школы искусств и ремесел «Бецалель», где впоследствии преподает в течение года. Любитель путешествий, Эфроим Лилиен оставил множество на-

большую часть жизни он прожил в Германии, где и умер в 1925 г. — на 51 году жизни он скончался от сердечного при-

он занялся художественной фотографией. Одна из самых известных фотографий Теодора Герцля — на Базель-ском мосту, — сделана именно Лилие-ном.

В разные годы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком