научная статья по теме НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ПОВЕСТИ «СКАЗКИ О КЛАДАХ» О.М. СОМОВА Языкознание

Текст научной статьи на тему «НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ПОВЕСТИ «СКАЗКИ О КЛАДАХ» О.М. СОМОВА»

Народно-поэтические истоки повести «Сказки о кладах» О.М. Сомова

© М.И. ЖУРИНА, кандидат филологических наук

В статье исследуется творческое восприятие О.М. Сомовым фольклорной фантастики, народно-поэтических рассказов о кладах, ставшее основой художественного мышления писателя.

Ключевые слова: повесть О.М. Сомова, фольклор, взаимовлияние, клады-оборотни, кладоискательство, народная демонология, папоротниковый цвет, разрыв-трава.

Обращение к народно-национальным истокам является одной из ключевых особенностей творческой манеры писателя-сказочника О.М. Сомова (1793-1833). Его внимание не раз привлекали удалые храбрецы и персонажи народной демонологии. В 1829 г. он открывает для себя художественную значимость преданий о кладах и создает «Сказки о кладах».

Картина народно-поэтических представлений о кладах раскрывается в этом произведении в беседе двух бывших сослуживцев, майора

и капрала. Из их разговора читатель узнает о существовании кладов двух родов. Это те, которые сами являются, и те, что в землю зарыты. Такое деление опирается на конкретные легенды о добывании и обретении кладов. Рассказчик-капрал приводит сказания старушки-нищенки и фронтового однополчанина, которые сами были искателями сокровищ.

Первый рассказ о кладе-оборотне предваряет описание быта внезапно разбогатевшей старушки. Ветхость ее жилья обрисована с помощью сказочных образов: «Хата ее чуть не вертелась на курьих ножках» [1. С. 170], а гостеприимство старушки передает поговорка: «не житьё, а масленица». Так в речь повествователя включается свойственная мировосприятию народа оценка жизненных явлений, основанная на сопоставлении с празднествами. Установка на фольклор явственно прослеживается не только в речи, но и в мышлении героя-рассказчика. Народное сознание с его стремлением к необыкновенному становится частью мировоззрения капрала. Все чаще, пытаясь объяснить благополучие старушки, вспоминает он бытовавшие в народе представления о ведьмах: «Почему знать, может быть, ей нужна моя кровь или жир, чтоб летать из трубы на шабаш?» [1. С. 171]. Однако как ни старался он «за нею подмечать», так и «не заметил ... никакого бесовского художества». Примечательно, что слово «художество», употребленное в ныне забытом значении «худого дела, дурного поступка и вообще порока» [2], характеризует капрала как православного христианина, отстраняющегося от «бесовских художеств», и в то же время суеверного человека. Обнаружив тайник с деньгами, герой-рассказчик снова оказывается во власти суеверных представлений: «Может быть - бродило тогда у меня в голове - если я до них дотронусь, то они рассыплются золою у меня в руке» [1. С. 172]. Мысли об обманчивости явления клада и его способности к превращению подтверждаются приводимым далее рассказом старушки о счастливом обретении богатства. Согласно народным убеждениям, явлению клада всегда сопутствуют определенные признаки. Так старушка из повести О.М. Сомова видит у себя в избе «белую курицу с светлыми глазами». Показательно, что белый цвет связывается в народном понимании с серебром, а свет уподобляется сиянию солнца и блеску драгоценных металлов.

Позднее выдающийся собиратель славянского фольклора А.Н. Афанасьев отметит: «Животные, в образе которых являются клады, имеют серебряную и золотую шерсть, а иногда просто - белую, красную, рыжую или жёлтую. Белый цвет указывает на серебро, а красный, рыжий и жёлтый - на золото» [3. С. 188]. Поверья о кладах, являвшихся оборотнем, широко распространены в славянском фольклоре. Первичные народные представления о кладах и кладоискателях доносят до нас жанры несказочной прозы. Сокровище показывается пестренькой кошечкой

[4. С. 312-313] и может прикинуться барашком [5. С. 242]. Порой клад принимает совершенно небывалый вид: «по валу идет к ним медведь не медведь, человек не человек, а сами не могут понять, что за чудовище. По одеже будто солдат! Глазищи - как плошки; так и прядают, как свечи; нос кривой, как чекушка, ручищи - что твои грабли; рыло всё на сторону скошено...» [4. С. 319]. Очень часто клад является человеком, им оказывается тяжелый и грузный старик с батожком и безобидная маленькая девочка [Там же. С. 320-321]. В золото превращаются козлёнок, золотая курушка [5. С. 241] или телёнок [4. С. 322]. Одного явления клада еще недостаточно: очень часто он исчезает так же легко, как и появляется. Теряется в черёмушках золотая курушка [5. С. 241], бесследно пропадает сундук, охраняемый свиным рылом, рассыпается грудой камней баба с рогами [Там же. С. 243].

Порой, чтобы получить клад, нужно действовать вопреки обстоятельствам. Так, в бывальщине «Драгоценный батожок» лодочники долго сожалели о том, что не взяли с берега грузного старика: в таком обличье им клад давался. Все это происходит от неумения «зачурать» клад [Там же]. Слово «зачурать» восходит к имени Чур - божества, освящающего право собственности. По наблюдению А.Н. Афанасьева, «Слово чур получило значение проведенной черты (межи), как это очевидно из наречия через-чур и пословицы: "через чур и конь не ступит"» [3. С. 50]. Следовательно, для того чтобы обрести клад, нужно перенести его из сферы чужого за черту своего. Веками складывавшийся народный опыт дает различные советы, как это осуществить.

Для получения сокровищ необходимо знать способы обратного превращения клада-оборотня. Наиболее распространена версия оборачивания от удара. Так рассыпается золотом брошенная собака [5. С. 243], превращается в арапчики-голландчики кинутый батожок [4. С. 316]. Но одного удара не всегда бывает достаточно. Брошенный на землю козлёнок легко встает на ноги и вновь прячется под амбаром, а на месте рассыпавшейся золотом девочки оказываются угли [Там же. С. 321]. Народная фантазия закрепляет за кладом право быть загадочным, недосягаемым, овеянным тайной.

В произведении Сомова секрет обратного превращения клада-оборотня открывается посредством сонного видения, характерного для художественных произведений литературы Древней Руси. Во сне к старушке приходит почтенный старец. Дважды он призывает не упускать счастья и по просьбе старушки учит ее «зачурать» клад: «Возьми палку. и когда оно покажется тебе снова, то помни: на третьем его обходе вкруг хаты ударь по нем, да меть по самому гребню; а после живи да поживай, славь бога и делай добро» [1. С. 173]. «Положив на себя крёстное знамение, чтобы, какова не мера, не поддаться вражьему искушению», старуха выполнила наказ посланника, и, как только она

это сделала, курица рассыпалась перед нею крупными и мелкими серебряными деньгами.

Не сомневаясь в существовании кладов-оборотней, майор все же надеется отыскать сокровище под землей. В ответной реплике капрал заявляет о двух разновидностях зарытых кладов: сокрытых с заговором и без него. Наибольших усилий требует добывание заговоренного клада. Согласно народным представлениям, неоценимую помощь в нахождении спрятанных богатств могут оказать чудеса растительного мира: разрыв-трава и папоротниковый цвет.

Применение разрыв-травы в деле кладоискательства была отмечена И.П. Сахаровым: «В народных преданиях доселе есть поверье о кладах, скрываемых по разным местам. В старину, говорят старики, разбойники зарывали награбленное имущество в землю на известное число лет, запирали железными дверьми с огромными замками, а ключи бросали в воду. Сила человеческая недостаточна бывает для разрушения этих дверей и замков, потому что нечистая сила, которой поручено стеречь клад, защищает его своею спиною. Кто же может бороться с нечистою силою? Русский поселянин бежит от такой борьбы. Кладокопатели издерживают большие суммы на получение разрыв-травы» [6. С. 90-91].

Для того чтобы увидеть разрыв-траву в действии, необходимо ее добыть. Вот что предстоит сделать в таком случае, по утверждению О.М. Сомова, кладоискателю: «Надобно найти гнездо кукушки в дупле, о той поре как она выведет детей, и забить дупло наглухо деревянным клином, после притаиться в засаде и ждать, когда прилетит кукушка. Нашедши детёнышей своих взаперти, она пустится на болото, отыщет разрыв-траву и принесет в своем носике; чуть приложит она траву к дуплу, клин выскочит вон, как будто вышибен обухом; в это время надобно стрелять в кукушку, иначе она проглотит траву, чтоб люди ее не подняли» [1. С. 174]. Трудность добывания чудодейственной травы усиливается за счет введения алогизмов - фактов, противоречащих реальной действительности. Общеизвестно, что кукушка не имеет гнезда и не может охранять того, чего не существует, следовательно, подобный способ получения разрыв-травы в реальном мире изначально невозможен. На сходном, не отвечающем законам природы явлении основывается другое поверье, где хозяйкой гнезда становится не кукушка, а черепаха [7. С. 432].

Не менее любопытен папоротниковый цвет, или цвет кочедыжника, который «добывать еще труднее; он цветет в одну только пору: летом, под Иванов день, в глухую полночь» [1. С. 174].

Папоротниковый цветок - заветная мечта любого кладоискателя. Слово папороть А.Н. Афанасьев возводит к глаголу парить, а яркий огненный цвет папоротника сближает его с мерцающим огоньком, который еще в «Житии Бориса и Глеба» считался символом клада. Со-

гласно народным представлениям, «при отыскании земляных богатств, кладокопатели бросают цвет кочедыжника вверх. Если где есть клад, этот цвет будет носиться над ним, как звезда, и прямо упадет на землю» [6. С. 90]. Однако достать цвет кочедыжника удается далеко не каждому: «Доселе еще в деревнях нет примера, чтобы кто-нибудь мог сорвать цвет кочедыжника, кроме чародеев» [Там же].

Добыть клад в фольклорной традиции означает, прежде всего, одержать победу над собой, преодолеть собственные страхи. В основе большинства народных рассказов о кладах заложена позитивная идея: только смелый, бесстрашный человек достоин клада, только он способен обрести цветок папоротника. Всякий заговоренный клад связан в народном представлении со сверхъестественной силой. Не случайно родители настороженно воспринимают детские рассказы о вылезающем из-под пола барашке [5. С. 242] или появлении пестренькой кошечки [4. С. 31

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком