научная статья по теме НАРОДНОЕ ЖИЛИЩЕ В СТАНИЦЕ ТАМАНЬ (XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАРОДНОЕ ЖИЛИЩЕ В СТАНИЦЕ ТАМАНЬ (XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.)»

© ЭО, 2004 г., № 3

В.Н. Чхаидзе

НАРОДНОЕ ЖИЛИЩЕ В СТАНИЦЕ ТАМАНЬ (XIX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.)

Станица Тамань Темрюкского р-на Краснодарского края расположена на южном берегу Таманского залива, недалеко от мыса Тузла - самой западной оконечности Северного Кавказа. В силу своей особой исторической роли на Северном Кавказе, Тамань является единственным местом на территории Российской Федерации, непрерывно заселенным на протяжении последних 2,5 тыс. лет, что зафиксировано как письменными, так и археологическими источниками. Вместе с тем она послужила и первым поселением казаков в этом регионе (с 1792 г.), поэтому представляет собой чрезвычайно интересный объект для этнографического изучения1.

Станица Тамань, будучи типично приморским поселением, вытянута вдоль обрывистого берега. Часть жилых кварталов Тамани расположена по склонам незначительной впадины вокруг высохшего "озера". Это наиболее старая часть поселения. Планировка жилых комплексов и их ориентировка по сторонам света обусловлена преобладанием ветров, дующих с северных румбов. Новые кварталы разрастаются на восток, в сторону поселения Приморский, и на юго-запад, в сторону Лысой горы. В старой части станицы отдельные усадьбы расположены хаотично. Объяснение этому факту следует искать в порядке застройки этой старейшей части поселения, происходившей поначалу без всякого плана - селились ближе к "озеру". Подобный способ застройки определил и характер улиц: они кривы и запутанны. Такая картина сохраняется и в наши дни. Совершенно иначе застроены кварталы концов станицы. Здесь при застройке соблюдался определенный план: улицы широкие и прямые, пересекающиеся под прямым углом. Особенно характерен такой порядок для восточной части станицы.

До второй половины XX в. Тамань делилась на "концы": "клопы", "лебеди", "гуси", "солонцы", "ахтари" и "бакланы" (их примерные границы показаны на прилагаемой схеме (рис. 1)). Вопрос о происхождении названий "клопы", "гуси", "ахтари" и "бакланы" остается открытым, так как свидетельства местных жителей на этот счет крайне противоречивы и неопределенны. Название конца "лебеди" связывается с фамильным прозвищем здешних жителей; особенности почвы территории другого конца нашли отражение в названии "солонцы".

Территориальное деление станицы на "концы" в определенном смысле регламентировало жизнь ее населения, строго разделяя его на "своих" и "чужих". Так же как и в иных кубанских станицах, в Тамани в прежнее время существовал обычай, по которому "ходить на улицу" на чужой конец считалось для девушки непристойным, а для молодых парней грозило серьезными неприятностями - "чужаков" могли попросту избить как непрошеных гостей2.

Еще явственнее деление на "своих" и "чужих" прослеживалось по этническому признаку. В составе населения Тамани в XIX - начале XX вв. выделялись "коренные жители" (казаки) и "иногородние" (украинцы, переселявшиеся в течение XIX в. в Тамань из южных губерний Российской империи, в основном из Херсонской, Таврической и Харьковской, а также армяне, адыгейцы). В дореволюционное время деление на "казаков" и "иногородних" имело большое значение. Казаки были обязаны нести особую военную службу, за что и пользовались землей бесплатно. "Иногородние" же должны были для получения "плана" (земельного участка под постройку) заплатить 40 руб. в станичное правление. Это деление проявлялось и в отношении размеров землепользования: в то время как коренной таманец-казак имел право распахивать столько земли, сколько сможет, "иногородний" должен был довольствоваться купленным "планом" и прирезанным к нему участком степи. В довершение

Рис. 1. Деление станицы Тамань на "концы"

ко всему, пришлые не имели права голоса на станичном собрании, чем подчеркивалась привилегированность коренного казачьего населения.

Из уцелевших в станице сооружений и мест общественного пользования в архитектурном отношении наибольший интерес представляет церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1911 г. (рис. 2). Современная церковь построена на месте старой, возведенной в конце XVIII в. - в первые же годы поселения казаков-запорожцев в Тамани, сожженной в 1854 г. в ходе Крымской войны - во время обстрела станицы французским флотом. Старая церковь уступала нынешней по размерам. Она так же имела колоннаду, как и современная, колонны которой выполнены из бетона, старые же были из мрамора. По преданию первая церковь была построена на месте мусульманской мечети, разрушенной с приходом казаков.

Оборонительные сооружения Тамани не сохранились. Так называемая "запорожская" стена, которая примыкала к церковной ограде, была уничтожена в 1943 г. немецкими оккупантами.

Водоснабжение станицы долгое время оставалось неудовлетворительным. Большинство колодцев было вырыто еще в турецкое время, до прихода казаков. Вода в таких колодцах солоноватая, не пригодная для питья и для стирки. На всю станицу имелось лишь два источника пресной воды3. Один из них, называемый местным населением "фонта-лом", находится к югу от "Сухого озера" в "писках", получает воду с горы, откуда подается по гончарным трубам. Воду из "фонтала" вся станица использует уже в течение нескольких столетий. Длина этого водопровода не установлена4.

Говоря об особенностях домостроительства Тамани, нельзя не остановиться на его яркой и самобытной черте: изготовлении и использовании особых строительных материалов. Известно, что архитектурные формы и конструктивные особенности народного жилища в значительной степени зависят от свойств строительных материалов, которые, как правило, бывают местного происхождения. Таманское жилище не является исключением, так как оно почти целиком возводилось из местных строительных материалов, прежде всего из глинистых почв, преобладающих на полуострове, что было обусловлено крайним недостатком строительной древесины. Основной строительный материал - саманный кирпич, имеющий повсеместное распространение в северо-причерноморских степях, на Северном Кавказе и отчасти на Нижнем Дону. Изготовление саманного кирпича имело местные особенности, связанные с бытовавшими на Тамани и уходящими в далекое прошлое строительными

Рис. 2. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани

приемами. Аналоги этой традиции обнаружены во время археологических исследований на городищах и поселениях именно Таманского полуострова5.

Саман изготовлялся населением Тамани из грунта Таманского городища, ныне представляющего собой огромный пласт глинистой массы, образовавшейся в результате многовековой строительной деятельности местного населения. В течение столетий городище разрушалось, и нет никакого сомнения в том, что большая часть жилищ и оборонительных сооружений, возведенных древними жителями города из саманного кирпича, пошла на постройку хат новой Тамани.

После революции, в условиях коллективного хозяйствования, заготовка саманного кирпича осуществлялась специальными бригадами из 5-6 человек. Грунт, добытый из городища, увлажнялся водой до консистенции густого теста. К нему добавлялась мелко изрубленная солома - "полова", затем саманная масса тщательно замешивалась, для чего по площадке, на которой была положена масса, прогоняли 1-2 быков. После этого хорошо вымешанная масса накладывалась в специальные деревянные формы, разделенные крестообразной перегородкой на четыре отделения. Размеры каждого отделения соответствовали меркам саманного кирпича. Вряд ли существовал эталон, но чаще всего применялся кирпич размером 33 х 16 х 13 см. Такое соотношение позволяло производить кладку "в замок", подобно тому, как это делается при кладке из обожженного кирпича, имеющего соотношение - 24 х 12 х 6 см. Для каждого отделения форма имеет по два отверстия диаметром около 1 см, необходимых для прохождения воздуха при выкладывании кирпича из формы. Перед тем, как заполнить форму саманной массой, на дно каждого из отделений насыпали тонкий слой измельченной соломы, чтобы масса не приставала ко дну и кирпич легче вынимался из формы. Наложенная в форму масса слегка уплотнялась дощечкой. После этого форму волоком (за бечевку) подтаскивали к заранее расчищенной площадке (трава предварительно выжигалась) и, перевернув, вываливали из формы все четыре кирпича, располагая их на площадке аккуратными рядами для предварительной просушки. Кирпичи подсыхали 7-8 дней, а затем выкладывались в штабели для оконча-

Рис. 3. Таманское жилище архаического типа

тельной просушки. За один день бригада выделывала до 1.500 штук саманного кирпича. На постройку одного дома употреблялось от 3.500 до 4.000 штук кирпичей.

Принцип организации работы по выделке саманного кирпича в Тамани значительно отличался от способа выделки такого же кирпича в Восточном Предкавказье и в Дагестане, где форма не имела дна и ее заранее ставили на место предварительной просушки и там же наполняли саманной массой, подвозимой к месту выделки кирпича на тачке.

Другим видом местного строительного материала, определившим особенности таманской строительной техники, являлась камка - морская трава; ее использовали для устройства крыши. Трава, выбрасываемая морем во время прилива, просушивается солнцем и устилает всю береговую полосу залива. Ее особенность заключается в том, что она практически не гниет. Использование камки является именно местной традицией6 - в других кубанских станицах для настила крыш используется солома. Возможно, что традиция использования камки была привнесена в дельту Кубани греками, так как впервые данная технология была засвидетельствована только в районе непосредственного проживания греческого населения на Таманском полуострове7. Использование камки прослеживается на археологических материалах всех прибрежных таманских городищ и поселений. На самом Таманском городище, при раскопках неоднократно обнаруживаются куски слежавшейся камки, очевидно, уцелевшие от перекрытий жилых комплексов8. По сей день камка используется местными жителями для покрытия небольших построек хозяйственного назначения.

Конструктивные особенности строительной техники в станице нашли свое отражение в двух основных типах жилых комплексов: более древнем,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком