научная статья по теме НАРОДЫ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ И КАВКАЗА В АНТИЧНОСТИ (ПО СВЕДЕНИЯМ ДИОНИСИЯ ПЕРИЭГЕТА) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАРОДЫ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ И КАВКАЗА В АНТИЧНОСТИ (ПО СВЕДЕНИЯМ ДИОНИСИЯ ПЕРИЭГЕТА)»

© 2008 г.

Е. В. Илюшечкина

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ И КАВКАЗА

В АНТИЧНОСТИ

(По сведениям Дионисия Периэгета)

Географическая поэма Дионисия Периэгета «Описание ойкумены» (II в.) объединяет хронологически разнородные свидетельства и представляет собой компиляцию извлечений из произведений других авторов. Этногеографические сведения Дионисия Периэгета о народах и племенах, населявших в древности прибрежные области Северного Причерноморья и Кавказа, в значительной мере также основываются на авторитете античных свидетельств предшествующей традиции. Особая ценность произведения Дионисия заключается в том, что благодаря его компиляции сохранились важные сведения, заимствованные из разных по времени сочинений античных авторов, огромная часть которых утеряна или не дошла до нас полностью1.

Сопоставление данных Дионисия со свидетельствами источников более раннего времени обнаруживает прямую зависимость Периэгета от них, но было бы неверным воспринимать его сведения буквально, поскольку информация о северочерноморских и кавказских племенах инкорпорирована в систему общих представлений об этногеографии обитаемой части суши, или ойкумены, сложившуюся ко времени жизни Дионисия Периэгета. Начиная с VII в. до н.э. греки, основавшие многочисленные колонии на берегах Евксинского Понта и вступившие в контакт с местным племенами и народами, стали составлять описания новооткрытых земель. Геродот был одним из первых древнегреческих историков, кто побывал в Северном Причерноморье и рассказал о крае, который видел своими глазами; вслед за ним этногеографические описания этой части ойкумены оставили Псевдо-Скилак (IV в. до н.э.), Деметрий Каллатийский, Псев-до-Скимн и такие авторы периода эллинизма, как Эратосфен Киренский, Аполлодор Афинский и Посидоний Родосский. Об обстоятельном знакомстве с черноморским регионом греческих авторов, произведения которых сохранились в отрывках, можно судить по дошедшей до нас «Географии» Страбона, который во многом основывался на свидетельствах предшественников. То же самое можно сказать и об авторах периода Римской империи - Помпонии Меле, Плинии Старшем, Клавдии Птолемее и Арриане, составившем во II в. н.э. «Пе-рипл Понта Евксинского», - которые активно использовали сведения греческих историков и географов. Ценные свидетельства античной этногеографической традиции о Причерноморье приводит в своей поэме и Дионисий Периэгет.

Систематизируя этногеографические свидетельства, Дионисий использует характерный для античной периэгезы способ описания «пути». Годологический (от греч. о8оç - «путь») метод описания предполагает наличие определенного

1 Gothe A. De fontibus Dionysii Periegetae. Diss. Gottingae, 1875; Bernays U. Studien zu Dionysius Periegetes. Diss. Heidelberg, 1905; Ростовцев МИ. Скифия и Боспор. Критическое обозрение памятников литературных и археологических. Л., 1925. С. 99101; Greaves D.D. Dionysius Periegetes and the Hellenistic Poetic and Geographical Tradition. Diss. Stanford, 1994. P. 40-103.

направления, от которого перечень географических объектов, если и удаляется в сторону, то обязательно возвращается к исходному пункту2. Двигаясь по намеченным им «путям»-направлениям, Дионисий последовательно называет этно- и географические объекты (водные пространства, материки и острова, прибрежные и внутренние области и населяющие их народы) с точки зрения перемещающегося в пространстве субъекта. Подобный способ воспроизведения картины мира принято относить к архаической системе ориентирования человека в пространстве3. Слово «путь» в контексте поэмы не обладает строго терминологическим значением и для обозначения воображаемого маршрута Дионисий употребляет разнообразную лексику4. Присущий Дионисию способ воспроизведения пространства через «пути», вдоль которых, как в перечнях-каталогах, называются страны, народы, племена, острова, моря, реки и т.п. прослеживается, с одной стороны, в разнородных нарративных источниках предшествующей традиции, с другой - в картах путей (наподобие итинерария Антонина) и в практических пособиях. Умозрительный способ восприятия пространства во многом был обусловлен книжным характером собранных Дионисием знаний и нашел литературное выражение в форме дидактической периэгезы.

Последовательность описания понтийских народов у Дионисия лежит в русле географической традиции, представленной Гекатеем Милетским и Псевдо-Ски-лаком5; особенно много сходства в перечнях припонтийских народов обнаруживается у Дионисия и Страбона, что, возможно, указывает на использование

2 Подробнее см. Подосинов A.B. Картографический принцип в структуре географических описаний (постановка проблемы) // Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР. М., 1978. С. 22-45; Janni P. La mappa e il periplo. Cartografía antica e spazio odologico. Roma, 1984. P. 79-90; González Ponce F.J. Estrabon. Geografia III. 5. 1 [C 167] y la concepción hodólogica del espacio geográfico // Habis. 1990. 21. P. 79-92; Gehrke H.-J. Die Geburt der Erdkunde aus dem Geiste der Geometrie. Überlegungen zur Entstehung und zur Frühgeschichte der wissenshaftlichen Geographie bei den Griechen // Gattungen wissenschaftlicher Literatur in der Antike / Hrsg. W. Kullmann u. a. Tübingen, 1998. S. 163-192.

3 Подосинов A.B. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999, passim.

4 Ср. «теперь я расскажу о "пути" (nopov) Еесперийского моря, которое омывает все материки своими изогнутыми заливами» (ст. 58 сл.); «Музы! - поведайте [мне] об извилистых [морских] течениях (oKOÀiàç KeÀeu0ouç), начав по порядку (oxa%nSóv "рядами, в ряд") от Еесперийского Океана» (ст. 62 сл.); «если ты желаешь [познакомиться] также с очертаниями (nopov) Европы, я не утаю их от тебя» (ст. 270); «теперь я расскажу оставшийся «путь» (Àoinov nopov) Европы» (ст. 331); «Муза Зеве-сова, поведай мне о священном "пути" (по рои) всех островов» (ст. 448); «пусть Музы укажут [мне] самый прямой "путь" (10 úvxaxov i%voç)» (ст. 651); «я хотел бы с легкостью описать тебе и это море, хотя и не видал его далеких волн (nopouç)» (ст. 708); «а теперь я опишу очертания (nopov) азиатского побережья» (ст. 799); «с легкостью я смогу воспеть тебе и остальной "путь" (Àoino v nopov) Азии (...) если ты ясно обдумаешь этот путь (KeÀeu0ov)...» (ст. 881-884); «ключи азиатской земли, где дорога (KeÀeu0oç) [для тех], кто идет на север и на юг» (ст. 1036-1037); «теперь я расскажу о последнем "пути" (Àenxov nopov) азиатской земли на востоке» (ст. 1080); «вкратце я коснулся всех морей и извилистых очертаний (oratio v nopov) [всех] материков» (ст. 1184-1185).

5 Ср. Counillon P. L'ethnographie dans le Périple du Ps.-Scylax entre Tanais et Colchide. Une koinè de la mer Noir. Sociétés, cites et empires dans la region nord-pontique (VII a C. -III p. C.). Actes du Colloque de Bordeaux, 5-7 décembre 2003 / Éd. A. Bresson, A. Ivantchik. Bordeaux, 2004. P. 34.

обоими авторами общих источников, восходящих, скорее всего, к ионийской традиции6.

Перечень народов Понта представлен у Дионисия в виде списка имен, снабженных иногда эпитетами или краткими замечаниями; эта традиционная эпическая форма каталога встречается в большинстве античных произведений с географическим или этнографическим содержанием, начиная от «Каталога кораблей» (Hom. II. II. 494-759) и «Каталога троянцев» (Hom. II. II. 816-877) в «Илиаде» вплоть до эллинистических поэтических каталогов (ср. «Каталог аргонавтов» у Аполлония Родосского - I. 23-233) и орфической «Аргонавтики»7. Форма каталога в поэме Дионисия предполагает достоверное изложение сведений, касающихся в данном случае различных регионов античного Причерноморья.

При перечислении северочерноморских племен и народов Дионисий следует принципу размещать их относительно водного или сухопутного пути: 1) от Истра до Меотиды, 2) вокруг Меотиды и вдоль северо-восточного (кавказского) побережья Понта и 3) вдоль горного хребта между Евксинским (Черным) и Гир-канским (Каспийским) морями.

«ПУТЬ» К СЕВЕРУ ОТ РЕКИ ИСТР ПО НАПРАВЛЕНИЮ К УСТЬЮ МЕОТИДЫ

(ст. 302-310)

(302) тои про q ßopE|v xexavua^eva фиЛа ve^ovxat гсо^а ^A' E^elnQ Магютг5о^ eq атоца Al^vnQ, TEp^avoi Хацатаг те ГЕтаг б' аца Baaxapvat те, (305) AaK&v т' аагсетод ага каг аАкт) evteq 'AAavoi, Tal) pol б', oi vaiouatv 'A%iAA| oq Spo^ov ainuv, Xтeгvov o 5oAt%ov те, Kai aw| q Eq атоца Ai^vnQ, Tcov S' UnEp ЕктЕтатаг rcoAmrcrcov ф;bAov 'Ayauo^v, 'Ev66 MeAo(Y%Aaгvoг те каг ocvEpeQ 'Innn^oAyol, (310) Neupol б' 'Inno» tcoSEq те reAo>vol т' |S' 'Ay6c6upaoi.

«К северу от него (sc. Истра) на широком пространстве живет / Множество племен вплоть до устья Меотийского озера: / Германцы, са[р]маты, геты и бастарны; / Неизмеримая земля даков и сильные аланы, / Тавры, населяющие крутой Ахиллов Бег, / Узкий и длинный, и далее [живущие] до устья самого [Меотийского] озера. / Выше их (sc. этих племен) расположилось племя многоконных агавов; / А там - меланхлены и мужи гиппемолги, / Невры, гиппо-поды, гелоны и агафирсы».

6 Подробнее см. Илюшечкина Е.В. Историко-географические источники Дионисия Периэгета // Проблемы источниковедения. Вып. 3. М. (в печати).

7 Ср. Kühlmann W. Katalog und Erzählung. Studien zu Konstanz und Wandel einer literarischen Form in der antiken Epik. (Diss.) Freiburg i. Breisgau, 1973. S. 23-54; Patsiou P. Katalog und Katalogdichtung in der Ilias. (Diss.) Wien, 1992, passim; Visser E. Homers Katalog der Schiffe. Stuttgart-Leipzig, 1997. S. 1-15; Иванчик А.И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э. в античной литературной традиции: фольклор, литература и история. Москва-Берлин, 2005. С. 152-153; Scherer B. Mythos, Katalog und Prophezeiung. Studien zu den Argonautika des Apollonios Rhodios. Stuttgart, 2006. S. 57-79; см. также Mineur W.H. Callimachus. Hymn to Delos. Introduction and Commentary. Leiden, 1984. P. 106-107: о географическом каталоге в гомеровском гимне «К Аполлону» (ст. 30-44), послужившем образцом для Каллимахова гимна «К Делосу» (ст. 70-196).

В этом пассаже Дионисий перечисляет племена восточных г

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком