научная статья по теме Наследование по шариату и адатам у чеченцев и ингушей (xix - начало xx В. ) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Наследование по шариату и адатам у чеченцев и ингушей (xix - начало xx В. )»

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Арсанукаева М.С.

НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ШАРИАТУ И АДАТАМ У ЧЕЧЕНЦЕВ И ИНГУШЕЙ (XIX - НАЧАЛО XX в.)

В настоящей статье анализируется роль шариата и адата в регулировании отношений наследования у чеченцев и ингушей в XIX- начале XXв., выявляются субъекты и объекты права наследования, особенности наследственных прав отдельных членов семьи, включая совершеннолетних и лиц, не достигших совершеннолетия, женщин (жен, матерей, сестер и дочерей), некровных родственников, порядок наследования отдельных видов имущества. Выявлены также особенности действия норм шариата и адата на плоскости и в горных районах. Особое внимание акцентировано на видах наследования (по закону и завещанию), порядке оформления завещания и вступления в наследование.

Ключевые слова: шариат, адат, обычное право, российское право, наследование, право наследования, объекты права наследования, субъекты права наследования, виды наследования, оформление завещания

Arsanukaeva M.S.

INHERITANCE BY THE SHARIAH AND THE ADAT THE CHECHENS AND INGUSH (XIX CENTURY. - BEG. XX CENTURY.)

This paper examines the role of Sharia and adat in the regulation of inheritance among the Chechens and Ingush in the XIX - beg. XX centuries., Identify subjects and objects of inheritance, particularly inheritance rights of individual family members, including adults and persons under the age of women (wives, mothers), sisters and daughters, nekrovnyh family, inheritance of certain types of property. Were also identified for particular activities, and adat norms of sharia in the plane and in mountainous areas. Particular attention is focus on the types of inheritance (according to the law and testament), order processing and will enter into inheritance.

Keywords: Sharia law, adat, customary law, Russian law, succession, inheritance, object inheritance, inheritance rights actors, types of inheritance, registration of wills

Правовые обычаи, в том числе у чеченцев и ингушей, называемые «адатами», играли и продолжают играть важную роль в их обыденной жизни и, в первую очередь, в вопросах заключения и расторжения брака, наследования, опеки и попечительства.

Предметом настоящего исследования стали наследственные отношения у чеченцев и ингушей и их регулирование нормами обычного права, называемыми «адатами». Автором выделен период Х1Х-ХХ вв., когда российским правительством и его кавказской администрацией впервые были приняты организованные меры по сбору, систематизации и исследованию горских адатов. Все это было связано с необходимостью распространить на горские племена, присоединенные к Российской империи, действие российской судебно-правовой системы.

Наиболее важными источниками по обычному праву чеченцев и ингушей служат работы В.И.Леонтовича, Б.Далгата, У.Лаудаева,

А.П.Берже, Н.Н.Харузина, А.П.Ипполитова и других дореволюционных авторов1.

Адатное право чеченцев и ингушей стало

1 Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. -М., 1890. - Т. 1-2; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: В 2 т. - Одесса, 1882-1883; Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа // Сборник сведений о кавказских горцах. - Тифлис, 1868. -Вып. 1; Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. - СПб., 1895; Вертепов Г. Ингуши: Историко-статистическийочерк//Терскийсборник. - Владикавказ, 1892. - Кн. 2; Иваненков И.С. Горные чеченцы // Терский сборник. - Владикавказ, 1910. - Вып. 7; Максимов Е. Чеченцы: Историко-географический и статистический очерк // Терский сборник. - Владикавказ, 1893. - Вып. 3. - Кн. 2; Харузин Н.Н. Записки о юридическом быте чеченцев и ингушей // Сборник материалов по этнографии, издаваемый при Дашков-ском этнографическом музее. - М., 1888; Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей // Известия Ингушского НИИ краеведения. - Владикавказ, 1935. - Вып. 2-3 и др.

предметом научного анализа в целом ряде работ, подготовленных в советский и постсоветский периоды. Особенно возрос интерес к чеченским и ингушским адатам в последние годы2. Однако некоторые факты и нормы обычного права остались вне поля зрения исследователей, что позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности темы.

Приступая к основной теме исследования, важно отметить, что характерной чертой всей системы регулирования наследственных отношений у вайнахских3 народов на протяжении последних столетий является соединение, переплетение норм адата, шариата и российского права. На основе адата и шариата впервые стали решаться дела в созданном в крепости Грозной по инициативе князя А.И.Барятинского, наместника на Кавказе, суде «Махкаме Чачани»4.

Начиная с 1870 г. наследственные дела, так же как и бракоразводные, связанные с опекой и попечительством, разрешались по шариату с участием кадия в горских словесных судах, действовавших наряду с областными, сельскими (аульными) и третейскими судами5. Их подсудность была определена учрежденными 18 декабря 1870 г. наместником Кавказским Временными правилами для горских словесных судов6.

Однако изначально основу регулятивной системы чеченцев и ингушей, как и других кавказских горцев, составили не религиозные, а

2 Кокурхаев К.-С.А.-К. Общественно-политический строй и право чеченцев и ингушей. - Грозный, 1989; Гантермирова Ф.А. Общественно-политический строй и обычное право чеченцев и ингушей (XVIII -первая половина XIX в.): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1972.; Харсиев Б.М.-Г. Ингушские адаты как феномен правовой культуры: Дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 2003; Цуров М.М. Обычное право ингушей // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. - Ростов н/Д, 1999; Сай-думов Д.Х. Обычное право чеченцев: Дис. ... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2006 и др.

3 Вайнахи - самоназвание чеченцев и ингушей.

4 Зиссерман А.Л. Фельдмаршал князь Александр Иванович Барятинский. 1815-1879. - М., 1889. -Т. 1. - С. 217.

5 Кануков А.А. Законодательные акты, касающиеся Северного Кавказа и, в частности, Терской области // Сборник законов, указов Правительствующему Сенату, положений Комитета Министров, правительственных распоряжений, разъяснений Государственного Совета и Правительствующего Сената. - Владикавказ, 1914. - С. 21.

6 Российский государственный военно-историчес-

кий архив, ф. 400, оп. 1, д. 245, л. 1.

морально-этические нормы, которые обеспечивали посредством действия обычая и традиции упорядочение отношений, разрешение противоречий между отдельными обществами и их членами7.

До окончательного включения чеченцев и ингушей в сферу российской государственности нормы обычного права и шариат обеспечивали определенную стабильность и поддерживали порядок в горском обществе, регулируя общественные отношения в различных структурах вайнахского общества - «тукхум» (союз родов), «тайп» (род), «некъи» (ответвления от одного предка), «гар» (фамилии), «дьозал» (семья)8.

После окончания Кавказкой войны и присоединения чеченцев и ингушей к Российской империи значительную роль в регулировании общественных отношений стало играть российское имперское право.

Как отмечает профессор Лондонского университета А.Зелькина, у чеченцев наследственные дела «велись на основе адата, хотя окончательное решение оставалось исключительно за религиозными судьями (муллами, кади). В отличие от того, что было принято шариатом, особенно в шафиитском мазхабе, на Северном Кавказе судьи не различали дарственную «назр» и завещание «васийя», поскольку завещание составлялось всегда изустно и оглашалось еще при жизни завещателя». В высокогорных племенных обществах, по мнению автора, дела о наследовании регулировались исключительно на основе адата «в соответствии с законами, действенность которых перекрывала все формы составления завещания или дарения по шариату»9.

Соглашаясь лишь отчасти с такой позицией, следует, прежде всего, отметить, что наследственные отношения у чеченцев и ингушей регулировались, прежде всего, нормами шариата, хотя и сохранились некоторые древние адаты, что проявлялось в разной степени на плоскости и в горах.

Основным объектом права наследования выступало движимое и недвижимое имущество. Наиболее важное значение, независимо от того, были ли это плоскостные или горные жители,

7 Вертий М.Ю. Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ростов н/Д, 2003. - С. 9.

8 Авторханов А. К вопросам изучения тейп, тукумов и классовой борьбы в чеченской деревне // Революция и горец. - 1931. - № 4. - С. 26.

9 Зелькина А. Ислам в Чечне до российского завоевания // www.sakharov-museum.ru (2 мая 2009 г.)

придавалось соблюдению порядка наследования земли и скота.

Субъектами наследственных отношений могли быть как члены одной семьи (большой или нуклеарной), рода, так и отдельный индивид (одинокий человек). Правом наследования наделялись, кроме того, лица, не состоявшие в кровном родстве (аталыки10, кунаки, молочные и названные братья и сестры).

Представляется, что у чеченцев и ингушей в целом выделялись разные уровни и группы субъектов обычного права, укладывающиеся в общую схему их политической организации: народ, «тукхум» (союз родов), «тайп» (род), «некъи» (ответвления от одного предка), «гар» (фамилии), «дьозал» (семья)11.

По адату законными наследниками, правомочными наследовать землю после умершего отца, были его родные сыновья. В горных чеченских обществах, по сведениям Н.Е.Иваненкова, отец, как правило, не мог распоряжаться родовыми участками по своему усмотрению, если у него имелись сыновья. В то же время в некоторых из них отец наделялся правом лишить сына наследства за непочтительное к себе отношение (неуважение) и даже прогнать, не дав землю12. Эту информацию в известной мере опровергает капитан К.Самойлов, который сообщает, что у чеченцев отец «вправе прогнать сына, но лишить его наследства не может»13.

В чеченских семьях имущество умершего отца обычно делилось между братьями поров-ну14. Если сыновья к моменту смерти отца еще не разделились, то хоронили отца за общий счет. Не допускалось лишение наследства сына, участвовавшего в похоронах отца, равно как и сын, не участвующий в похорон

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком