научная статья по теме НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРОТОКОЛЫ КАДИЙСКОГО СУДА XVII - НАЧАЛА XIX ВЕКА В БОЛГАРСКИХ ЗЕМЛЯХ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРОТОКОЛЫ КАДИЙСКОГО СУДА XVII - НАЧАЛА XIX ВЕКА В БОЛГАРСКИХ ЗЕМЛЯХ»

СООБЩЕНИЯ

Славяноведение, № 1

© 2015 г. А.А. ЛЕОНТЬЕВА

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРОТОКОЛЫ КАДИИСКОГО СУДА XVII - НАЧАЛА XIX ВЕКА В БОЛГАРСКИХ ЗЕМЛЯХ

Протоколы кадийского суда о распределении наследств представляются многосторонним историческим источником, содержащим ценные сведения о различных сторонах жизни османского общества, в том числе в балканских провинциях Османской империи. Статья посвящена рассмотрению структуры, особенностей наследственных протоколов как исторического источника, а также исследовательских возможностей, предоставляемых документами этого вида.

The minutes of the qadi court concerning the distribution of legacies are a versatile historical source, containing precious information about different aspects of the Ottoman society, including the Balkan provinces of the Empire. The article deals with the structure and typical features of the legacy minutes as a historical source and explores the possibilities of their study.

Ключевые слова: болгарские земли, Османская империя, документы кадийского суда.

В государственной системе Османской империи особое место занимал институт шариатских судов под председательством кадия. Эти правовые органы обладали необычно широкими полномочиями в сравнении с шариатскими судами других мусульманских государств1. Обширный круг обязанностей - рассмотрение не только религиозных вопросов, но и уголовных и административных дел, урегулирование финансовых и имущественных споров, фиксирование сделок, решения по распределению наследуемого имущества, апеллирование как к мусульманскому, так и к светскому праву - все это делало шариатские суды основным органом османской администрации в провинциях, осуществляющим, таким образом, взаимодействие местного населения с властью.

Решения кадийского суда записывались в сиджиллы2 - протокольные книги, регистры входящих и исходящих документов, в которых фиксировались распоряжения, поступавшие от вышестоящих властей и все действия, предпринимаемые кадием3. Язык османских документов - османский - письменный литературный турецкий язык XVII-XVIII вв., характерной особенностью которого является

Леонтьева Анна Андреевна - аспирантка МГУ, младший научный сотрудник Института славяноведения РАН.

1 Изучению полномочий шариатских судов в Османской империи посвящен ряд работ болгарской исследовательницы Р. Градевой. [1. С. 98-119; 2. Р. 67-106].

2Сиджилл (осм. лат. Sigillium, - от греч. спуШаоу - грамота, печать). В османский турецкий язык слово пришло из арабского через персидский. Встречаются также варианты названия sicllat defteri, kadi defter, sicilat-i §er'iyye, и др.

3 Подробнее о сиджиллах см.: [3. С. 3-32; 4. P. 55; 5. С. 13-65].

3 Славяноведение, № 1

65

большое число заимствований из персидского и арабского языков с использованием арабской графики.

В османском государстве вероисповедание человека являлось более значимым, чем его этническая принадлежность, что отразилось и в традициях делопроизводства. Это - одна из характерных черт османских правовых документов, которую необходимо учитывать при рассмотрении их в качестве исторического источника: национальную принадлежность фигурирующих в актах людей в большинстве случаев можно определить лишь по специфике личных имен. Чаще всего участники процесса фигурируют как мусульмане и не-мусульмане, нередко указывается принадлежность к христианскому вероисповеданию, что, возможно, в большей степени относится к кадийским регистрам балканских провинций, население которых - христиане. Иногда в документах отдельно указывается национальность цыган, армян, греков и албанцев, также фиксируется принадлежность человека к еврейской общине (что одновременно указывает и на его вероисповедание). Наряду с именем участника процесса и именем его отца в большинстве случаев фигурирует название городского квартала (махалы), в котором проживает человек.

Один из массовых видов документов, зафиксированных в сиджиллах - протоколы распределения наследств. Они включают широкий спектр многоплановой информации, что делает документы этого вида ценным источником по истории османского общества и этноконфессиональных процессов в балканских провинциях империи, в частности, в болгарских землях.

Структура этих документов четко регламентирована. В преамбуле протокола указывается имя покойного (иногда упоминается род его занятий), место проживания, перечисляются наследники. Завершает вступление обязательная фраза, гласящая, что «имущество было описано и оценено по желанию и по обоюдному согласию перечисленных наследников в соответствии с нормами шариата, а нижеизложенное является описью имущества». Иногда указывается, кто именно из наследников стал инициатором рассмотрения данного вопроса, что дает возможность проанализировать, в частности, вероятные мотивы обращения немусульман в кадийский суд.

Основная часть документа представляет собой подробную опись наследуемого движимого и недвижимого имущества с оценкой каждого предмета. Как правило, этот перечень начинается с описания дома, далее в протоколе досконально фиксируются предметы быта, мебель, одежда покойного. В качестве иллюстрации детальности имущественных описей можно привести протокол о распределении наследства христианки Магды (1756), в котором наравне с домом (4800 акче), 15 овцами, общей стоимостью 1800 акче, коровой с теленком (720 акче) упомянуты также такие вещи, как косынка (15 акче), пара чулок (15 акче) [6. §312/9. Л. 8б. Док. III]. В описи имущества умершей христианки Велы (1772) упоминаются шесть старых подушек разной стоимостью от 12 до 60 акче, несколько старых сорочек, самая дешевая из которых оценена в 18 акче, в один пункт общей стоимостью в 27 акче объединены «старые чулки, 2 пары и ноговицы4, 1 пара» [6. §26. Л. 103. Док. II ]. Столь детальное описание имущества и его денежная оценка дают возможность проследить развитие материальной культуры населения, что делает описи наследств ценным источником в том числе для этнологических изысканий. Анализ состава имущества, в частности, деталей костюма, предметов интерьера, домашней утвари позволяет исследовать бытовую культуру населения, в частности, взаимопроникновение мусульманских и христианских элементов.

В случае, когда покойный был ремесленником или торговцем, в опись имущества включаются также предметы его труда и товары. Крайне редко они отделяются заголовком в отдельный список внутри описи имущества, в большинстве случаев

4 Ноговицы - мягкие суконные или вязаные сапоги-чулки, надеваемые под обувь и закрепляемые под коленом. [7. С. 415].

опись представляет собой цельный перечень вещей покойного. Нередко именно ее состав - упоминание специальных ремесленных инструментов, большое количество предметов определенного рода, представленных в явно производственных или оптовых количествах - позволяет судить о роде занятий человека, в случае, если его профессия не была указана. В качестве примера можно привести протокол о распределении наследства православного священника Хранчо (1756) [6. 8312/9. Л. 7а. Док. II], опись имущества которого говорит о том, что этот человек не столько или не только выполнял обязанности священнослужителя, но и занимался ремеслом - изготовлением головных уборов. В списке имущества покойного священника упомянуты: «Шапки зеленого сукна - 8 шт. по 90 акче -всего 720 акче; шапки красного сукна 5 шт. по 47 акче - всего 235 акче; пасту-шечьи шапки - 22 шт. по 40 акче - всего 880 акче», «шапки с оторочкой из меха выдры - 11 шт. по 105 акче - 1155 акче» [6. 8312/9. Л. 7а. Док. II] и еще много головных уборов других видов, не только традиционных для христиан, но в частности келлепушей - небольших круглых шапочек, надеваемых под другие головные уборы, в том числе под чалму5 - «келлепуш светло-фиолетового сукна - 13 шт. по 24 акче - всего 312 акче; келлепуш красного сукна - 2 шт. - 54 акче; [...]абыб -10 комплектов - 400 акче». [6. 8312/9. Л. 7а. Док. II]. Всего из 71 пункта описи имущества - 33 пункта представляют головные уборы различных видов, 18 пунктов - это материалы для ее изготовления - «аба для шапок 87 по 18-144 акче; козьи кожи - 6 шт. - 45 акче». [6. 8312/9. Л. 7а. Док. II].

Точное указание стоимости предметов в описях наследуемого имущества позволяет проследить развитие денежной системы Османской империи, сравнение стоимости одинаковых предметов в различные периоды дает возможность проанализировать изменение цен и темпы инфляции.

Основной денежной единицей Османской империи являлась акче - серебряная монета, чеканка которой началась в правление Орхана (1324-1362). Постепенно теряя в весе, акче сохраняла свое значение до начала XVIII в. С 1685 г. началась чеканка пара (3 акче) - изначально египетских монет, появившихся в империи после завоевания Египта. Постепенно пара вытеснили акче, которая, тем не менее, продолжала оставаться мелкой монетой, использовавшейся при расчетах в казне.

Появление в Османской империи такой денежной единицы, как куруш (120 акче) связано с проникновением в османскую экономику испанских пиастров и голландских лёвендальдеров, когда денежная потребность государства покрывалась за их счет, а монетные дворы постепенно закрывались. В 1691 г. вновь открытые османские монетные дворы начали чеканку подобных европейским монетам курушей (120 акче) [9. С. 449-451]. В последней четверти XVIII в. в результате роста военных затрат и экономического кризиса государство прибегло к чеканке неполноценных монет, в связи с чем реальная их стоимость падала.

Процесс постепенного обесценивания денег, вытеснения более мелких акче другими монетами, пара и курушами, прослеживается и по наследственным описям. До начала 1790-х годов все расчеты при распределении наследств производились

5 Необходимо отметить, что через год после составления протокола о распределении наследства Хранчо, в 1757 г. в Константинополе был издан султанский указ, запрещающий немусульманам ношение некоторых видов одежды, использование для пошива одежды тканей определенных цветов и меха некоторых животных - в том числе выдры. Во вступительной части фермана подчеркивалось, что законами шариата «внешний

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком