научная статья по теме НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РЕЛИГИЙ КИТАЯ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РЕЛИГИЙ КИТАЯ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

Религия

Настоящее и будущее религий Китая в научных трудах последних лет на английском языке

© 2015 С. Горбунова

В статье дан анализ достижений западных ученых в области изучения современной религиозной сферы в КНР. Исследовательский интерес к ней стимулировал процесс возрождения религий и постепенное изменение политического курса по отношению к ним в условиях проведения реформ в Китае. Главное внимание уделено научным трудам на английском языке, посвященным настоящему и будущему религий Китая.

Ключевые слова: КНР, религии, политика, зарубежная синология.

Процесс изучения в мировом китаеведении, в том числе в западном, различных новых тем, связанных с современным положением религий в КНР, начался с конца 1980-х гг.1 Однако только два десятилетия спустя стали появляться фундаментальные научные работы по религиозной тематике, в которых анализируется современное состояние религий и очерчиваются перспективы их будущего развития. Хронологические рамки данной статьи обусловлены тем, что только в начале 2000-х годов проявилась тенденция к написанию комплексных научных трудов, в большей степени коллективных, посвященных изучению религиозной ситуации в КНР в период открытости и реформ. Это последнее десятилетие по праву можно определить как наиболее интенсивный и плодотворный в западной историографии период в этой области китаеведения.

Одна из его характерных черт — расширение интереса к современности на фоне огромного пласта трудов зарубежных синологов по религиозной тематике древнего пе-риода2 Этот дисбаланс сохраняется, хотя опубликовано более шестидесяти научных работ в формате статей и монографий на английском языке, в которых рассматриваются многообразные проблемы современных религий в КНР3.

Первым опытом научного коллективного труда в 2003 г. стал специальный выпуск журнала «China Quarterly» под названием «Религия в Китае сегодня»4. За ним последовали вышедшая в 2006 г. серьезная коллективная монография «Китайские религии в современных обществах» под редакцией Джеймса Миллера5, затем, в 2008 г., книга «Религиозность по-китайски. Издержки модернизации и формирование государства» под редакцией Мэйфэра (Ян Мэйхуэйя)6 Через три года был издан другой полифонический

Горбунова Светлана Алексеевна, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра политических исследований и прогнозов. Тел.: 8 (499) 124-09-13; Е-таг sagorbunova@mail.ru.

коллективный труд — «Китайская религиозная жизнь» под редакцией Д. Палмера, Г. Шайва, Ф. Викери7.

Одной из наиболее популярных в начале нового тысячелетия была тема Фа-луньгуна; на пике интереса к ней было опубликовано множество статей публицистического плана, и в меньшей степени научных. Затем интерес начал ослабевать. В качестве одного из наиболее интересных научных подходов хотелось бы отметить анализ новых религиозных движений, в том числе Фалуньгуна, предпринятый молодым ученым Д. Палмером в ракурсе социологии8. К числу исторических фундаментальных работ о Фа-луньгуне можно отнести труд канадского китаеведа Д. Оунби «Фалуньгун и будущее Китая», изданный в 2008 г.9 Целью этого многолетнего исследования было рассмотрение цигуна и Фалуньгуна в историческом контексте и в аспекте государственного дискурса как традиционной народной религиозной культуры, возродившейся «в условиях вакуума, созданного после крушения маоистской революции», и способной к «самотрансформации в соответствии с эволюцией широких исторических и социальных сил»10 Оунби продолжает: этим «популярным религиозным движениям власти позволили расцвести в эру реформ по комплексу причин, имеющих отношение к кризису государственной легитимности»11. Автор усматривает определенные параллели между религиозной сферой 1920-х и 2000-х годов, главным образом в специфике отношения властей к религиям и к многочисленным группам народных религий, вновь появившихся в процессе религиозного возрождения в условиях реформ как республиканского, так и КНРовского периода, и имеющих неопределенный статус12. В число многочисленных источников и литературы, на которых базируется это исследование, включены труды основателя Фалуньгуна Ли Хунчжи, а также полевые исследования, проведенные в ходе контактов с последователями этого религиозного движения в Северной Америке. В конечном итоге, авторские оценки и отношение к Фалуньгуну опираются на замысел изучения этого движения не как «эксцентричного взрыва, схожего с истерией хулахупа (тренировочного обруча) в Америке в 1950-е гг., но как социального и культурного феномена, связанного со специфическими аспектами идентификации китайской истории и народной религиозной культуры»13. Переходя к более широким обобщениям в конце книги, Оунби высказывает мнение о том, что китайские религии нуждаются в том, чтобы стать объектом исследования как при переосмыслении и переписывании современной истории, так и при отражении будущего Китая14.

Примером исторического монографического исследования, посвященного христианским конфессиям, стала вышедшая в 2012 г книга ученого из США Д. Х. Бэйса «Новая история христианства в Китае»15, построенная по хронологическому принципу и охватывающая период от несториан до наших дней. Опираясь на добротную источниковедческую базу и полевые исследования, автор посвятил отдельные разделы последней главы «Китайская церковь от окончания "культурной революции" до начала XXI в.» современному положению христианства в КНР. В центре его внимания — «непокорное» католичество и разрастающийся протестантизм в период реформ, а также сопоставление сельского и городского христианства16. В связи с последним он, как и многие другие авторы, пишущие на эту тему, замечает, что «параллельно с экономическим бумом наблюдался бум городских церквей»17. И, развивая эту мысль, поясняет, что «многие из мигрантов уже были христианами, а многие другие стали христианами в новой обстановке. Несколько городских конгрегаций в городах вдоль юго-восточного побережья в провинциях Чжэцзян и Фуцзянь превратились во вполне процветающие. Активные члены некоторых из них — бизнесмены и предприниматели»18. В качестве новой особенности отмечается способность городских церквей к пожертвованиям на социальные нужды, проявлением чего стали благотворительные акции для пострадавших во время землетрясения в Сычуани в 2009 г.

В контексте изменения роли интеллектуалов в церквях (под которыми он понимает, прежде всего, тех, кто, занимаясь изучением христианства, в конечном итоге, стал подлинным последователем этой религии) и в христианском движении, в целом, упоминается «теория опиума» (что вполне созвучно с содержанием статьи шведского ученого Ф. Фелльмана19, хотя она и не приводится в библиографии книги), в частности так называемая дискуссия «второй опиумной войны» 1980-х гг.20 Одна из особенностей западной синологии последних лет — новая интерпретация марксистской теории религии как важной составной части идеологии КПК в современном контексте, что параллельно происходит и в обществоведении КНР21.

В какой-то степени претендуя на написание полной истории всех христианских конфессий в Китае, Бэйс отвел специальное приложение истории православия. Сопоставляя современное положение этой религии с католичеством и протестантизмом, он сделал вывод о том, что Китайская православная автономная церковь «страдает от угасания». Вместе с тем, автор связал перспективу обращения в православие сотен и даже тысяч китайцев, проживающих на территории РФ или посещающих ее, с возрождением православия в России и открытием ее границ22. Бэйс — один из немногих западных синологов, которых интересует история православия в Китае, а также из тех, кто ссылается на труды современных российских китаеведов-религиоведов, например, на работу А. В. Ломанова, опубликованную на английском языке23. В то же время он не упоминает книгу этого автора на русском языке, сходную с его монографией по тематике24. Характерно, что языковый барьер служит преградой для знакомства западных ученых с трудами российских.

Дополняет картину современного христианства в Китае оригинальный, но вполне оправданный, как доказывает проведенный анализ, подход к его изучению, который содержится в опубликованной в конце 2013 г. в журнале «China Quarterly» статье американской исследовательницы К. Коусл «Подъем китайской домашней церкви: организационное оружие»25. Этим автором, ассистирующим профессором политологии в университете Орегона, подготовлена книга «Религия и авторитаризм: кооперация, конфликт и последствия», которая будет вскоре опубликована26. В данной статье, которая в какой-то мере дает представление о содержании книги, авторское внимание концентрируется на сопоставлении сходства организационной структуры катакомбной церкви в Китае и партий большевистского типа, в данном случае КПК, в период нелегальной деятельности. Авторская концепция базируется на изучении частного примера — деятельности одной из крупнейших местных церквей Китайского Евангельского братства, причем в контексте небывалого роста последователей протестантизма в КНР в последнее десятилетие. Изложенное в статье, впрочем, не дает ответа на вопрос о том, действительно ли последователи местных церквей были знакомы с ленинскими принципами партийного строительства, или это чисто авторские сопоставления. Косвенно подтолкнуть читателя к мысли о том, что китайские протестанты неслучайно выстраивают свои организации по большевистскому типу призвано сравнение автора, почерпнутое у предшественников. В статье заходит речь о том, что Фалуньгун преподал важный урок катакомбным церквям, зеркально отразив административную иерархию существующего режима, что, по мнению автора отчасти и привело к краху этого движения, поскольку власть хорошо знакома с подобной организационной моделью27. (В то же время складывается впечатление, что и подобные публикации способны подогревать интерес властей КНР к протестантскому буму. А о том, что их реакция на этот процесс становится более жесткой, свидетельствуют события лета 2014 г., например в Вэньчжоу28).

Более подробно хотелось бы остановиться на монографии «Религиозный вопрос в современном

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком