научная статья по теме НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМ В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМ В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ»

НАУЧНАЯ

ЖИЗНЬ

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ

НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМ В МУСУЛЬМАНСКОМ МИРЕ

© 2015

В. Я. БЕЛОКРЕНИЦКИЙ, С. Н. КАМЕНЕВ, Н. М. МАМЕДОВА, С. Ф. ОРЕШКОВА, Н. Ю. УЛЬЧЕНКО

17 и 19 ноября 2014 г. в Институте востоковедения РАН прошла научная конференция "Нации и национализм в мусульманском мире (на примере Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, этнического Курдистана, соседних стран и регионов)". Традиционная, 9-я по счету, конференция была организована Центром изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН. За 15 лет, минувших с 1999 г., когда состоялась первая конференция по проблемам исламского региона к югу от рубежей России, Центр (до 2010 г. - Отдел) подготовил и издал восемь сборников статей, посвященных политике, международным отношениям, экономике, культуре и истории обширного ареала, находящегося ныне в фокусе внимания научного и экспертного сообщества. Тема очередной конференции, на взгляд ее организаторов, должна была вызвать повышенный интерес. Проблема ислама и национализма традиционно относится к числу наиболее обсуждаемых в науке, а дополнительную остроту ей придали тенденции последнего времени, связанные с появлением на Ближнем Востоке боевых организаций и движений, ставящих под вопрос само существование государств региона в сложившихся границах. При этом наблюдается усиленная интернационализация исламистских проектов, действия "поверх границ" таких вооруженных формирований, как Исламское государство, Аль-Каида, Талибан и др. Актуальностью проблематики, видимо, в немалой степени объясняется большое число заявок на участие, полученных от сотрудников ИВ РАН, других научных и высших учебных заведений Москвы, а также Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Липецка, Перми, Пятигорска. Несколько заявок поступили от специалистов из Казахстана, Ирана и ряда других стран. В программу двухдневной конференции были включены 67 докладов, состоялись два пленарных и четыре секционных заседания. На сайте института (www.ivran.ru) и отдельной брошюрой опубликованы тезисы выступлений.

В открывшем пленарное заседание докладе В.Я. Белокреницкого (ИВ РАН) "Концепции национализма и проблема наций в современном исламском мире" была сделана попытка подойти к нациям и национализму с позиции дихотомии Восток-Запад. Опираясь на теоретические положения Л.С. Васильева и Э.С. Кульпина-Губайдуллина, докладчик предложил различать два типа национализма - подданнический и гражданский. Первый из них генетически связан с господствующей на Востоке (и почти универсальной с точки зрения мирового исторического опыта) подчиненностью институтов собственности институтам власти. Второй тип, складывающий как отступление от традиции, утверждается с Нового времени в Западной Европе, охватывая постепенно другие страны и континенты, куда проникает европейский опыт. В современном мире оба типа национализма (как государственного, так и этнического, субгосударственного уровня) не выступают в чистом виде, большое распространение получили имитационные, гибридные варианты. Для мусульманского ареала сегодня характерны не только подчиненность собственности (среднего класса) носителям власти, но и разнообразие властных структур, от традиционных, монархических до архаизированных, фундаменталистских.

Н.М. Мамедова (ИВ РАН) в докладе "Особенности национальной социально-экономической модели Ирана" отметила, что разнообразие национально-демографического, культурного и природно-географического ландшафта Ирана осложняет формирование единой социально-экономической модели. Такая модель требует консолидирующего идеологического обоснования. В шахский период им была концепция паниранизма, в основе которой лежало обращение к единой иранской нации, включавшей все народы, кроме исповедующих христианство. В современный

период им стало обращение к исламу. Отражением новейшего подхода к укреплению единства страны является призыв нынешнего рахбара (духовного лидера) страны А. Хаменеи к построению "экономики сопротивления", или "экономики джихада". Призыв включает признание необходимости акцента на развитие этнонациональных территорий. Н.М. Мамедова подчеркнула актуальность новой парадигмы, влияние демографической ситуации на социально-экономическую политику, проанализировала государственные меры по выравниванию экономического потенциала "национальных провинций" и повышению в отстающих регионах уровня жизни населения.

Важнейшей характеристикой турецкой экономической жизни еще с османских времен, указала Н.Ю. Ульченко (ИВ РАН), выступая с докладом "Религиозная традиция и особенности национальной экономической модели Турции", был государственный контроль над распределением произведенного продукта. Предпосылкой традиционно высокого уровня вмешательства государства в экономические отношения был ислам. Следуя классической исламской доктрине, государство препятствовало концентрации богатства в руках собственника, так как считало приоритетными интересы и благополучие мусульманской общины, выполняя по отношению к индивиду определенные патерналистские функции. Эта традиция оказалась во многом нарушенной в период этатизма и политического авторитаризма 1930-х гг. В государственной политике того периода акцент сместился со сферы распределения на сферу производства, а социальная составляющая существенно ослабла. Последовавшее в дальнейшем разочарование в такой экономической политике повысило в массах и обществе ожидания активных государственных мер в сфере перераспределения. В итоге со второй половины ХХ в. имманентным свойством экономического курса стал популизм, приведший к хроническим бюджетным дефицитам, ускорению инфляции и широкому использованию внешних источников финансирования. Ввиду сохраняющейся инерции экономических ожиданий избирателей нынешние сложности на пути к необходимым экономическим переменам оказываются, по мнению докладчика, более серьезными, чем кажется на первый взгляд. Препятствия на пути реформирования экономики усиливают заложенные в османский период традиции покровительственного отношения государства к частному потреблению и его неформальной ответственности за защиту благополучия граждан.

В докладе С.Н. Каменева (ИВ РАН) "Особенности и перспективы развития национального хозяйства Пакистана" отмечалось, что после прихода к власти в стране правительства Наваза Шарифа в мае 2013 г. обозначились изменения в постановке задач развития национальной экономики: основной акцент был сделан на достижение высоких темпов экономического роста. Выход на запланированный показатель прироста ВВП в 5% в год, по мнению докладчика, вполне выполним. Сокращение неравенства в распределении доходов и борьба с возрастающей бедностью были отнесены на второй план. При этом правящие круги намерены заметно увеличить экспорт и несколько снизить рост импорта. Одновременно правительство пытается создавать наилучшие условия для притока валюты от пакистанцев, работающих за границей. Возросшие валютные резервы, а также ресурсы международных организаций планируется направить на решение острой и застарелой энергетической проблемы страны. Наметившееся улучшение макроэкономических показателей не сопровождается решением социальных задач. В итоге страна имеет весьма слабые показатели в международных рейтингах, отражающих состояние образования, здравоохранения и другие аспекты благополучия нации.

В докладе Д.Б. Малышевой (ИВ РАН) "Радикальный исламизм как внешнеполитический вызов нациям-государствам Центральной Азии" отмечалось, что основную угрозу для молодых государств центральноазиатского региона несут не столько иностранные, сколько местные приверженцы идеологии радикального исламизма. В связи с проблемой возможного возвращения талибов к власти в Афганистане докладчик отметила, что само по себе такое развитие событий еще не представляет собой угрозы для ЦА. В то же время правящие там режимы нередко прибегают к оправданию своих действий, направленных на подавление оппозиции, вызовами радикального исламизма. Между тем главные опасности для стабильности центральноазиатских государств проистекают из внутренних причин, которые, несомненно, могут быть усугублены воздействием внешних сил.

К.М. Труевцев (НИУ ВШЭ) привлек внимание к выделенным им пяти зонам региональных конфликтов (ближневосточной, северо-африканской, южно-центральноазиатской, тихоокеанской и центральноевропейской). Из них особое значение имеют первые три. Их объединяет расположение в исламском мире и ведущее конфликтогенное значение исламистского фактора, претендующего на универсальную, глобальную роль. Отметив предсказуемость развития самого

застарелого, арабо-(сегодня в основном палестино-)израильского конфликта, К.М. Труевцев подчеркнул, что эпицентр ближневосточной зоны нестабильности сместился на территорию Сирии и Ирака. При этом общерегиональный характер конфликту придает политико-конфессиональное противостояние, появление межгосударственных суннитской и шиитской "осей". Утверждение на Ближнем Востоке во многом самодостаточного террористического Исламского государства (ИГ) чревато эскалацией угроз как местного, так и более широкого плана.

Г.Г. Косач (РГГУ) представил доклад "Палестинский национализм: становление и эволюция". Охарактеризовав "палестинизм" как идею и практику "конструирования и мобилизации одного из этнических сообществ", он подчеркнул его специфику, определявшуюся особенностями внешнего вызова в лице сионизма/Израиля. Утверждая существование особого этнического сообщества, палестинский национализм подвергал эрозии более широкий этнополитический конструкт - арабскую нацию. Докладчик выявил при этом амбивалентность палестинизма - играя ведущую роль в антиизраильском сопротивлении, он придавал новый импульс идее арабского единства через созидание общего арабского пространства, а стремясь реализовать проект национального государства, превращался в подобие иных "страновых" национализмов в арабском мире.

Доклад А.В. Сарабьева (ИВ РАН) «Халифатисты versus "национально-ориентированные" исламисты» был посвящен анализу соотношения универсализма и партикуляризма в движении радикальных исламистов. Одно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком