научная статья по теме НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В ПРОСТРАНСТВЕ ПОВОЛЖСКОГО ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА САРАТОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В ПРОСТРАНСТВЕ ПОВОЛЖСКОГО ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА САРАТОВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В»

УДК 908(470+571)

OKSANA VLADIMIROVNA SHRAMKOVA

Candidate of Historical Sciences of the department of Russian civilization and methods of teaching history, Institute of

History and International Relations, N.G. Chernyshevsky Saratov State University Russian Federation, 410012, Saratov, Astrakhan Street, 83, block 11, room 528

E-mail: shramkovaov@mail.ru

Ethnic minorities in space of the Volga region provincial Saratov city in the second part

of XIX century - at the beginning of XX century

In this article the history of Saratov city is observed from the point of view of polyethnic city. There was a majority of Russian people in the urban structure, although by the the end of XIX century there were quiet many Germans, Polish people, Tatars and Jews. In the urban structure they organize their own ethnic groups and in economical sphere could take their niches and positions. For the preservation of ethnic identity the social institutes were organized. They included religious and religious institutions, charitable, cultural and educational societies, periodicals, national schools, which in addition to their regular tasks performed the function of intraethnic consolidation and manifested diaspora behavior of the certain national community. Owing to the influence of quickly developing industry and trade the main tendency of developing integration processes became which produced interethnic connections, interference and mutual respect.

Key words: polyethnicity, national group, confession, ethnic minority, national and religious community, church, cultural and educational society, charitable society.

ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА ШРАМКОВА

кандидат исторических наук, доцент кафедры Российской цивилизации и методики преподавания истории Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

(Россия, 410012, Саратов, ул., Астраханская, 83, корпус 11, к. 528) Тел.: +7 (8452) 21-06-28; E-mail: shramkovaov@mail.ru

В статье рассматривается история поволжского города Саратова с точки зрения полиэтничного города. Среди городского населения большинство составляли русские, но к концу XIX в. значительным было число немцев, поляков, татар, евреев. В структуре города они сформировали свои диаспоры, а в экономике смогли занять определенные ниши. Для обеспечения сохранения этнической идентичности формировались социальные институты. К ним относились религиозно-культовые учреждения, благотворительные и культурно-просветительские общества, периодические издания, национальные школы, которые помимо своих прямых задач выполняли функцию внутриэтнической консолидации и манифестировали диаспоральное поведение конкретной национальной общности. Вместе с тем благодаря воздействию быстро развивающихся промышленности и торговли основной тенденцией развития становились интеграционные процессы, порождающие межэтническое взаимодействие, взаимовлияние, взаимоуважение.

Ключевые слова: полиэтничность, диаспоральная группа, конфессия, национальное меньшинство, национально-религиозная община, церковь, культурно-просветительское общество, благотворительное общество

Национальные меньшинства в пространстве поволжского губернского города Саратова второй половины XIX - начала XX в.

Одной из важнейших особенностей крупных поволжских городов, оказывающей воздействие на все стороны жизни, являлась полиэтничность, не исключением был и Саратов. Население города складывалось под воздействием целого комплекса специфически проявившихся исторических, политических, идеологических и социально-экономических факторов. Важнейшими из них стали возникновение Саратова в 1590 г. как крепости - военного укрепления, форпоста колонизации региона; становления города как центра административного управления новыми территориями и распространения православия; позже его торгово-промышленное значение и обретение городом статуса губернского центра.

Городской социум выступал в качестве принимающего общества по отношению к мигрантам, численность которых постоянно увеличивалась. Особенно этот процесс

активизировался во второй половине XIX - начале XX в. и был связан с реформами 1860-х гг. и развитием капитализма. Большинство городского населения, несомненно, составляли русские, но к концу XIX в. значительным было число немцев, поляков, татар, евреев (см. табл. 1). В структуре городского населения они формировали свои диаспоральные группы, чему способствовали достаточная численность, характер расселения, нередко сохранение контактов с родиной.

Конфессиональный состав населения города находился в определенной корреляции с этнической структурой. Характерно, что еще до проведения первой всеобщей переписи населения Российской империи и во время нее по губерниям отмечалась связь численности верующих определенного вероисповедания с числом горожан, принадлежащих той или иной национальности (табл. 1 и 2).

Таблица 1. Этнический состав населения Саратова в 1897-1910 гг. [1, с. 78-81; 2, с. 209; 3, с. 388]

Этническая группа 1897 г. 1904 г. 1910 г.

человек % человек % человек %

русские 121 720 88,8 182 392 92,2 197 910 92,3

евреи 1293 0,9 989 0,5 1283 0,6

немцы 8367 6,1 5935 3 4786 2,2

поляки 1728 1,3 4946 2,5 5661 2,7

татары 1711 1,2 1978 1 4600 2,1

другие 2328 1,7 1582 0,8 258 0,1

Таблица2. Конфессиональный состав населения Саратова в 1878-1910 гг. [1, с. 76-77; 2, с. 209; 3 с. 388; 4, с. 436-437^

Вероисповедание 1878 г. 1897 г. 1904 г. 1910 г.

человек % человек % человек % человек %

православные 98 425 97 123 221 89,8 182 392 92,2 200 152 93,3

иудеи 304 0,3 1461 1,06 989 0,5 1283 0,6

католики 1211 1,2 3288 2,39 4946 2,5 5661 2,7

мусульмане 669 0,65 1746 1,27 1978 1 2409 1,1

протестанты 858 0,84 7331 5,34 5935 3 4786 2,2

прочие 9 0,01 100 0,14 1582 0,8 207 0,1

В иноэтническом и иноконфессиональном окружении религиозная принадлежность становилась этноопределя-ющим признаком. В этой связи необходимо сказать, что в Саратове, помимо православия, большой вес имели католичество, протестантизм, ислам и иудаизм. По данным табл. 2 видно, что подавляющее число населения города составляли православные (до 97%). По статистическим показателям переписи 1897 г. наибольшим числом были представлены среди протестантского населения - лютеране - 6649 человек и реформаторы - 671 человек, католики - 3288 человек, мусульмане - 1746 человек и иудеи - 1461 человек [1, с. 76-77]. Нужно отметить, что по переписи 1897 г. иудеев было больше, чем евреев, на 168 человек (табл. 1 и 2). Скорее всего, расхождения можно связать с методикой учета населения. Национальность вписывалась на основе родного языка, а многие иудеи могли назвать русский язык родным, так как в повседневной жизни уже не употребляли еврейский язык. Протестанты, в основном лютеране, значительно увеличили свою численность в период 1878-1897 гг., с 858 до 7331 человека и уменьшили к 1910 г. до 4786 человек. Количество иудеев и магометан колебалось в небольших пределах, в то время как число католиков неуклонно росло, с 1211 человек в 1878 г. до 5661 человека в 1910 г. Данные конфессии, естественно, сильно различались по численности, распространению, степени консолидации и той роли, которую они играли. Политические, социальные и экономические факторы отражались на численности представителей разных конфессий города.

В характере расселения просматриваются различия, более компактно проживали татары (в Глебучевом овраге и его склонах) и евреи (от улицы Цыганской до улицы Староострожной), а вот немцы, имевшие первоначально замкнутое поселение - Немецкую слободу, к середине XIX в. были расселены дисперсно.

С точки зрения характеристики социально-экономических явлений, происходивших в городе, особенно важно выявить социально-профессиональный статус членов различных групп этнических меньшинств.

Благодаря первой всеобщей переписи населения мы имеем данные о занятиях мещан в зависимости от их национальной принадлежности, основанной на родном языке. Так, 23% немцев города были заняты работой домашней прислугой или поденными работами; 14% - производством продуктов питания животного и растительного происхождения; 9,1% населения - как торговлей вообще, так и торговлей тканями, одеждой, зерном, мукой; 7,2% -пошивом разнообразной одежды; 4,9% - занимались обработкой дерева; 4,7% - жили на доходы с недвижимых имуществ или средств родителей; около 4% заняты в сфере обработки металла; 2,8% - содержанием трактиров, гостиниц, меблированных комнат. Таким образом, более 70% немецкого населения Саратова были задействованы в вышеприведенных областях.

Такие же сведения можно привести относительно занятости татар, поляков и евреев. Более 36% татар нашли применение в сфере поденных работ и обслуги; 8,7% заняты в военном деле и около 20% занимались мелкой торговлей. Особая приверженность татар к торговле подтверждается и другими источниками. В памятной книжке Саратовской губернии отмечалось, что «...татары не любят земледелия. Любимое их занятие - мелкое торгашество и, смотря по средствам, купля и продажа в больших размерах» [5, с. 99].

Большая часть евреев - 22,9% несли службу в вооруженных силах государства; 25% - были заняты пошивом и продажей одежды и тканей; 5,5% - нашли применение в разнообразных сферах полиграфического производства; около 4% - изготовлением инструментов медицинских, оптических, часов, игрушек; 3,7% - обработкой металла; 3,4% - торговлей; по 2,7% - поденными работами и обработкой волокон; 2% - в области медицинского обслуживания. Самым популярным видом деятельности среди поляков города была военная служба, в ней было занято около 40,6%. Поденными работами и обслуживанием

занималось 8,7% поляков; 6,6%, не работали, живя на доходы от капиталов и недвижимого имущества, а также средства родителей и родственников. На железной дороге работало 5,6%; чуть меньше - 5,5%, заняты в престижной сфере администрации, судебных и полицейских органах [1, с. 178-176].

Можно допустить, что формирование профессиональных групп высококвалифицированного труда в крупных городах у некоторых групп иноэтниче

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком