научная статья по теме НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГОРОДЛО (1413-2013). ПОЛЬСКОЕ КОРОЛЕВСТВО И ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ В ЭПОХУ ГОРОДЕЛЬСКОЙ УНИИ» Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГОРОДЛО (1413-2013). ПОЛЬСКОЕ КОРОЛЕВСТВО И ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ В ЭПОХУ ГОРОДЕЛЬСКОЙ УНИИ»»

i

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Славяноведение, № 4

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГОРОДЛО (1413-2013). ПОЛЬСКОЕ КОРОЛЕВСТВО И ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ В ЭПОХУ ГОРОДЕЛЬСКОЙ УНИИ»

2 октября 1413 г. польский король Владислав II Ягайло, великий князь литовский Александр Витовт, польские и литовские вельможи, собравшиеся в замке Городло на р. Буге, скрепили печатями документы об унии двух государств, пожаловании новых привилегий литовским боярам-католикам и их принятии (адопции) в польские гербовые братства. На фоне юбилейных мероприятий по случаю 600-летия Городельской унии выделяется научная конференция, состоявшаяся 20-21 сентября 2013 г. в Кракове и Неполомицах. Ее организовали Польская академия искусств и наук и Институт истории Литвы под почетным патронатом президента Польской республики Бронислава Коморовского. По замыслу организаторов обсудить Городельскую унию и ее эпоху были приглашены историки из Польши и Литвы, и лишь один участник представлял Россию.

Работа конференции началась 20 сентября в здании Польской академии искусств и наук. Участников поприветствовали председатель академии проф. А. Бялас, зачитавший обращение президента Польши, ректор Ягеллонского университета в Кракове проф. В. Новак, напомнивший о начале 650-го учебного года, директор Института истории Литвы Р. Микнис и посол Литвы в Польше Л. Закарявичене.

Первым прозвучал доклад М. Сморонг-Ружицкой (Краков) о фресках в базилике Рождества Пречистой Девы Марии в Сандомире, выполненных при Ягайле, - судя по наличию в гербовом фризе герба его второй жены Анны Цилейской, между 1402 и 1416 гг. Обычно эти фрески характеризуют как пример увлечения Ягайла традициями православного искусства, однако, как показала докладчица, точнее говорить об их переплетении с элементами искусства католического. В интерьере типичного готического костела находятся характерные для Руси или Византии изображения Христа, святых и ангелов, снабженные латинскими надписями. По-русски и по-латыни также были выполнены надписи об основании костела, находившиеся при входе (сохранились лишь небольшие фрагменты). К сожалению, ничего не известно о восприятии этих росписей современниками. Но ясно, что они были призваны прославлять Бога и показывать короля во всем блеске его власти.

Серия докладов в первой сессии была посвящена политической сцене Польского королевства и Великого княжества Литовского (ВКЛ) в эпоху Городельской унии. М. Кочер-ска (Варшава) коснулась генезиса Городельской унии в связи с персональным составом окружения Ягайла. Она отметила широкое участие в заключении унии земских судей, постоянно контактировавших с местной шляхтой. По словам М. Кочерской, в Городле литовские бояре получили более узкий круг прав по сравнению с тем их набором, которым располагала польская шляхта. Она также затронула проблему: как согласовать термин incorporare, которым характеризовалось отношение ВКЛ к Польше, и институцию великого князя, санкционированную унией? По ее мнению, имел место компромисс обоих монархов, вербализованный в польской королевской канцелярии. Это был определенный этап развития польско-литовских отношений, поэтому данные формулировки не повторялись в униях 1430-х годов, а в следующие десятилетия Казимир Ягеллон, заняв польский престол, долго не подтверждал законы королевства. Р. Петраускас (Вильнюс) охарактеризовал позицию Витовта в польско-литовской унии до 1413 г. По его словам, 1401-1413 гг. были временем решающего укрепления власти Витовта как монарха: уси-

ливалась активность ВКЛ в отношении его восточных (в том числе русских) соседей, строились новые замки, а старые приспосабливались для целей репрезентации, были введены новые придворные должности, печать «маестатного» типа (с изображением монарха, сидящего на троне) и монеты, использовалась титулатура суверенного монарха (dominus et haeres - «господарь и наследник»), а на службу политике укрепления великокняжеской власти привлекались латинские юристы и секретари и русские книжники. Если в конце XIV и начале XV в. многочисленные князья по отдельности приносили присягу на верность Ягайлу и польской Короне, то в 1413 г. единственным таким князем остался Витовт, а ряд князей, - очевидно, недовольных усилением его власти, - покинули ВКЛ. Предпосылкой такого развития событий стала потребность литовской знати в правителе, который бы, в отличие от занявшего польский престол Владислава II Ягайла, постоянно находился в Литве. При этом тот не противодействовал усилению власти Витовта, а рассматривал его с династических позиций. В результате, по словам докладчика, хотя Витовт был вассалом Ягайла, влияние великого князя литовского в Польше было сильнее, чем польского короля (и одновременно верховного князя литовского) - в ВКЛ. В. Фал-ковский (Варшава) охарактеризовал отношения Владислава Ягайла с польской знатью в 1399-1413 гг. Смерть королевы Ядвиги в 1399 г. положила начало кризису легитимации Ягайла, и он вынужден был искать новые средства утверждения своей власти. Среди них было формирование общепольских органов власти - вального сейма и совета при короле, состоящего из двух «кругов» - доверенных лиц и прочих советников, что позволило королю меньше оглядываться на малопольскую знать, благодаря которой он занял престол (хотя она и не была полностью оттеснена от власти). В итоге Ягайло достиг своей цели: он прошел путь от положения короля-консорта к позиции короля, правящего с согласия общества, а в конечном счете положил начало династии Ягеллонов.

Следующим выступил В. Янкаускас (Каунас) с докладом о династическом кризисе -проблеме отсутствия наследников у Витовта. Согласно гипотезе докладчика (далеко не бесспорной), Витовт мог видеть наследника в князе Сигизмунде Корибутовиче, отправленном в 1422 г. его наместником в Чехию. К. Ожог (Краков) рассказал о Католической церкви в Польском королевстве в эпоху Городла. Вчерашний язычник, Ягайло, став польским королем, умело использовал шанс, данный ему духовной интеллектуальной элитой, на международных церковных форумах и во взаимоотношениях с соседями (в частности, с Тевтонским орденом), равно как и во внутренней жизни королевства, особенно в сфере образования. В начале XV в. польское духовенство и монархия впервые приняли участие в жизни всей Католической церкви, предложив на Констанцском соборе программу ее реформ.

Интересный доклад о боярстве Жемайтии в эпоху Городельской унии прочитал Э. Са-вищевас (Вильнюс). Жемайтия вернулась под власть Витовта лишь в 1411 г., - как оказалось, окончательно. Поэтому в эпоху Городла формирование класса бояр как военных слуг, чье благосостояние основано на монарших бенефициях, лишь начиналось, и они еще конкурировали с могущественными местными нобилями. Докладчик проанализировал известные пожалования великих князей литовских 1411-1447 гг.: в том или ином виде сохранились 26 таких документов Витовта, 10 - Сигизмунда Кейстутовича и 29 -Казимира Ягеллона; документы о пожалованиях Свидригайла неизвестны. Выясняется, что все перечисленные правители жаловали земли и крестьян на пограничье. Витовт, как правило, жаловал одного-двух крестьян (исключения известны в окрестностях Медник, находившихся под сильным влиянием Ордена), иногда также неосвоенные природные объекты - леса и озера. Это объясняется тем, что социальная дифференциация в Же-майтии была слабой, крестьяне были тесно связаны с нобилями, и пожалование первых нарушало бы всеобщие интересы. При этом бояре были местного происхождения (интересный момент - медленное распространение среди них христианских имен) и не располагали землями за пределами Жемайтии. Эти пожалования, как и появление привилеев для отдельных регионов ВКЛ, докладчик объяснил периодами ослабления великокняжеской власти. При Витовте и его наследниках в Жемайтии еще не сложились магнатские латифундии, однако он создал условия для их складывания (первой стала латифундия Кезгайлов). Периферийным регионам ВКЛ в контексте церковной истории посвятил доклад Д. Баронас (Вильнюс). Он поставил под сомнение возможность миссионерской поездки Витовта и Ягайла в Жемайтию с целью ее крещения осенью 1413 г., известной лишь по рассказу Яна Длугоша: итинерарий Ягайла и состояние дорог в регионе оставляют такой поездке слишком мало места. Длугош вполне мог «додумать» и список первых приходских костелов этой части ВКЛ. Скорее правители в это время завязали контакты с

влиятельными жемайтами, создавшие предпосылки для крещения. Вторая часть доклада была посвящена судьбе московской княжны Анны Васильевны, выданной в 1414 г. замуж на наследника византийского престола Иоанна Палеолога. О том, что за этим браком стоял не только отец Анны Василий I, но и ее дед Витовт, говорят серьезные аргументы - поездка Анны в Константинополь через Литву, а не обычной дорогой из Москвы по Дону, и отправка зерна в Константинополь Ягайлом, отмеченная Длугошем. Возможно, заключил докладчик, в этой связи Витовт рассчитывал на успех поставления Григория Цамблака на общерусскую митрополию в Константинополе. Однако этим надеждам не суждено было сбыться.

Очень подробный обзор взаимоотношений Польши и ВКЛ с Чехией в конце XIV - начале XV в. дал Я. Никодем (Познань), автор книги о чешской политике Ягайла и Витовта и многочисленных работ по истории Польши и ВКЛ.

Первая сессия конференции завершилась дискуссией. Т. Трайдос (Варшава) подтвердил каноничность теологических взглядов Григория Цамблака и напомнил, что Ягайло и Витовт прежде всего преследовали цель не допустить пребывания митрополита, которому подчиняются их владения, вне этих владений. Д. Шульц (Люблин) коснулся аспектов прозвучавших докладов, так или иначе связанных с историей Люблинского воеводства, -критически оценил реставрационные работы П.П. Покрышкина над фресками в Малой Польше в конце XIX в., фактически уничтожившего часть надписи в люблинской часовне св. Троицы, напомнил о встрече Ягайла и Витовта в сентябре 1412 г. в Грубешове недалеко от Городла, и привлек внимание к топонимическим следам присутствия жемайтов в этом регионе. Е. Грыгель (Краков), автор биографии Сигизмунда Корибутовича, усомнился в достовернос

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком