научная статья по теме Научная традиция в изучении гендерных аспектов коммуникации Биология

Текст научной статьи на тему «Научная традиция в изучении гендерных аспектов коммуникации»

434

УДК 101.1:316.77

НАУЧНАЯ ТРАДИЦИЯ В ИЗУЧЕНИИ ГЕНДЕРНЫХ АСПЕКТОВ КОММУНИКАЦИИ

Серебрянская Валентина Николаевна, старший преподаватель, соискатель кафедры философии

Московский институт администрирования международного туризма

г. Москва, Россия Loskytova_s@rambler. ru

Актуальность статьи обусловлена двумя факторами: повышением роли человека и его телесности, трансформациями в коммуникативной сфере общества, вызванными глобализацией. В статье представлен анализ современных коммуникативных и гендерных концепций. Выявлено, что коммуникативные исследования практически не обращаются к гендерной теории, а в гендерном дискурсе крайне скудно представлен коммуникативный аспект. Сделан вывод о перспективности и своевременности интегративных социально-философских исследований роли гендера в коммуникации.

Ключевые слова: гендерная концепция; коммуникативная сфера общества; человек; глобализация.

SCIENTIFIC TRADITION IN STUDYING OF GENDER ASPECTS OF COMMUNICATIONS

Valentina Serebrianskaya, the senior professor, a seeker of the department of philosophy

Moscow University of International Tourism Administration, Moscow, Russia Loskytova_s@rambler. ru

Article urgency is caused by two factors: increase of a role the person and its corporality, transformations in communicative sphere of the society, caused by globalization. In article the analysis of modern communicative and gender concepts is presented. It is revealed that communicative researches practically don't address to the gender theory, and in a gender discourse the communicative aspect is extremely poorly presented. The conclusion is drawn on perspectivity and timeliness of the generalized socially-philosophical researches of a role of a gender in communications.

Keywords: the gender concept; communicative sphere of a society; the person; globalization.

В социальной философии во второй половине ХХ века произошел активный поворот в сторону изучения различных аспектов коммуникации. Появились целые разделы философского знания, обращающиеся к изучению межкультурной, межличностной, социальной и других коммуникативных отношений. При этом практически до конца прошлого века исследователи, изучающие проблему социальных отношений, и ученые, занимающиеся вопросами гендера, мало уделяли внимания особенностям гендерных аспектов коммуникации. Долгое время изучение гендерных аспектов коммуникации оставалось в сфере лингвистики и структурной филологии. Однако сегодня становится очевидно, что данный вопрос перерос частные гуманитарные науки и должен быть вынесен на уровень широкого мировоззренческого философского рассмотрения. Для этого необходимо выявить особенности научной традиции в изучении гендер-ных аспектов в информационно-коммуникативном, глобализирующемся обществе.

Остановимся на двух ключевых для нас понятиях: «гендер» и «коммуникация». «Гендер» обозначает социокультурные аспекты пола. Гендер есть социальный конструкт, в основе которого лежат три группы характеристик, определяющих статус человека в обществе: биологический пол, полоролевые стереотипы и многообразие проявлений социокультурных составляющих пола. Как отмечает В.В. Макаров, «гендер -это одна из ряда определенностей человека, возникающих на основе биологической дифференциации, выражающихся в его социополовой идентификации на основе социокультурной индексичности, в способах адаптации к социальной жизни и формах участия в ней» [1,с.23]. Следовательно, гендер включает в себя определенный тип ментальности и тип социального поведения, в том числе и различные формы коммуникации и позиционирования себя в коммуникативном пространстве.

Под коммуникацией в данном случае мы понимаем «тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен»[2, с.329].

Впервые в работах по коммуникативистики появляется обращение к телесности в феноменологической и экзистенциальных трактовках коммуникации или общения. На их становление и развитие оказали влияние труды таких мыслителей как Н. Гартман, Ф. Шлейермахер, Ф. Ницше, В. Дильтей, М. Мерло-Понти, М. Шелер, Ж. -П. Сартр, М. Бубер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Ясперс и других. Роднит все эти весьма различные концепции «отношение к коммуникации как к процессу непрестанного становления производства и осуществления общности бытия одного индивида с другим, глубинная сопричастность индивида Другому и через него событие со всем сущим»[3, с.17]. В отдельных произведениях данного направления мы можем усмотреть истоки современных гендерных тео-

рий. У Ж. -П. Сартра в работе «Бытие и ничто». В феноменологии Э. Гуссерля тело читается, как «выражение и смысл» и у М. Мерло-Понти, как «плоть междумирья».

Коммуникация также рассматривается в русле герменевтической традиции у Х. Г. Гадамера, Ю.Хабермаса и других. Для данных исследований характерен анализ языкового употребления и дискурса как средств коммуникации на основе определенных правил реконструирующих текст и подразумевающих смысл. Если для философской герменевтики нехарактерно обращение к гендерному дискурсу, то литературная и филологическая герменевтика как раз одни из немногих проводят исследования речевых актов и текстов через призму гендера.

В отечественной научной школе обращались к анализу явлений и понятий «общение» и «коммуникация». Различные варианты соотношения понятий вводят Б. А. Родионов, Г. М. Андреева, Ю. Д. Прилюк, М. С. Каган. Психологический аспект коммуникации в трактовке межличностного взаимодействия, представлен в работах К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева и других. В современной российской философии основной уклон идет на развитие коммуникативных теорий (И. А. Мальковская, С. В. Лещов, С. А. Азаренко, В. Е. Кемеров, Г. Г. Почепцов, В. Б. Кашкин и другие). Философы демонстрируют различные подходы. В большинстве трактовок отмечается, что это — обмен информацией. В частности, по мнению С. В. Лещова, основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитывать человека любого склада. Он дает следующую трактовку: «Коммуникация никогда не «отражает» реальность, а сконструирована для ее оформления и существует лишь постольку, поскольку ее формирует некоторый дискурс, который не только является средством для определения, но и отражает на себе результаты этого процесса, соотносясь с различными дискурсами (и характерными для них идентичностями)» [4, с. 85].

Однако в отечественном философском дискурсе крупных работ посвященных гендерным аспектам коммуникации не представлено. Скорее всего, это вызвано тем, что тематика философии пола в России появилась и стала развиваться только в конце ХХ века и необходимо было наработать общетеоретическую базу и обсуждать наболевшие социальные вопросы.

Коротко представим основную тематику гендерных исследований.

У истоков становления философии пола в Советском пространстве стоит О.А. Воронина, ее работы носят онтологический и историко-методологический характер. Анализу архетипического и историко-этнографического образа женщины посвящены работы В. Е. Максименко, Ю. И. Семенова, С. П. Толстова, Т. А. Скрипник и других; особенности

социокультурной рефлексии феминности и маскулинности представлены в работах Т. Б. Рябова, П. П. Гайденко, И. А. Жеребкиной, Н. С. Юлиной, И. С. Кона и др.; феномен женской субъектности рассмотрен в работах Л. П. Буевой, Ф. И. Гиренок, И. А. Новоселовой и др.; субъектность в ракурсе антропологического подхода представлена у А. Б. Когтева; психоаналитические теории феминности в связи с постмодернизмом находим у И. А. Жеребкиной; психологический и этический аспекты женственности Д. М. Воронцов, Р. Г. Апресян О. В. Артемьева и др. Социальный портрет женщины в отечественной философии представлен наиболее широко, этому посвящены труды О. М. Здравомысловой, Г. Силласте, Н. Л. Пушкаревой, О. В. Рябовой и т.д. Проблеме самоидентификации женщины в информационном обществе посвящены работы Л. А. Мясниковой, Н. М. Ершовой; гендерную институциализацию рассматривает Е. А. Здравомыслова и А. А. Темкина.

В современной западной социально-философской мысли можно выделить социокультурную феминологическую доктрину Б. Фридан, К. Миллет Ю. Кристевой, О. Вейненгера; анализ женской сексуальности Л. Иригарэ; концепцию сексуальности в аспекте гендерной субъективности Д. Батлер, Р. Брайдотти; рассмотрение «квир-идентичности» и «квир-сексуальности» Т. деЛаурентис, Э. Гросс; критика классического психоанализа представлена в работах А. Фрейд, К. Хорни, К. Гиллиган; отношения власти в аспекте гендерной теории рассмотрены у М. Фуко, Г. Рабин; биологические детерминанты гендерного неравенства проанализированы С. Файерстоун, М. ОБрайан и целый ряд других.

Несмотря на разнообразие исследований, подчеркивая их высокий уровень и основательность, отметим, что в философской литературе явно недостает работ посвященных гендерным аспектам коммуникации. Для западной научной мысли характерен перевод данного вопроса в область языкознания и лингвистических исследований. В последние десятилетия прошлого века подобные исследования начинаются и в российском научном пространстве.

Российская лингвистическая школа, разрабатывающая проблему гендерных аспектов коммуникации, представлена именами: И. И. Халеевой, Е. А. Земской, М. А. Китайгородской, Н. Н. Розановой, Е. И. Горошко, А. В. Кирилиной, Е. С. Гриценко, И. А. Гусейновой и др. Следует отметить, что несмотря на множество исследований можно выделить три основных направления изучения гендера в языкознании.

Во-первых, социо- и психолингвистическое направление, где рассматриваются особенности «русского языкового сознания, письменных и устных текстов; проявляется полемика по вопросу о примате природного или социального в исследовании взаимосвязи языка и пола»[5, с.71]. Во-вторых, лингвокультурологическое, где изучается «специфика русских

стереотипов феминности и маскулинности и их функционирования в язы-ке»[5, с.71]. В третьих, коммуникативно-дискурсивное, в этой области «ведется изучение лингвистического конструирования гендера в ко

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком