научная статья по теме НАУКА. ТЕХНОЛОГИИ. ЧЕЛОВЕК. МАТЕРИАЛЫ "КРУГЛОГО СТОЛА”. УЧАСТНИКИ: В.А. ЛЕКТОРСКИЙ, Б.И. ПРУЖИНИН, Н.С. АВТОНОМОВА, Д.И. ДУБРОВСКИЙ, А.В. КАТУНИН, С.В. ПИРОЖКОВА, Е.О. ТРУФАНОВА, Е.Л. ЧЕРТКОВА, А.Ф. ЯКОВЛЕВА Философия

Текст научной статьи на тему «НАУКА. ТЕХНОЛОГИИ. ЧЕЛОВЕК. МАТЕРИАЛЫ "КРУГЛОГО СТОЛА”. УЧАСТНИКИ: В.А. ЛЕКТОРСКИЙ, Б.И. ПРУЖИНИН, Н.С. АВТОНОМОВА, Д.И. ДУБРОВСКИЙ, А.В. КАТУНИН, С.В. ПИРОЖКОВА, Е.О. ТРУФАНОВА, Е.Л. ЧЕРТКОВА, А.Ф. ЯКОВЛЕВА»

Вопросы философии. 2015. № 9 . С. 5-39

Наука. Технологии. Человек Материалы "Круглого стола"

Журналы "Вопросы философии" и "Философия науки и техники" провели "круглый стол" "Наука. Технологии. Человек"*. Участники выступили с анализом положения науки в современном обществе, её роли в создании новых технологий, вызовов, которые ставит современный этап научно-технического прогресса перед человеком, в том числе возможностей контролировать и управлять различными процессами. В дискуссии были затронуты такие вопросы, как интерпретация понятия "общество знания", судьба прикладных и фундаментальных наук в современном обществе, понимание феномена технонауки и трансформация человека под влиянием научно-технических инноваций.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: наука, техника, общество, цивилизация, технология, технона-ука, научно-технический прогресс, учёный, природа, мир, человек, постчеловек, гуманитарные науки, естественные науки, глобальные проблемы, человечество, "общество знания", гуманизм.

Участники:

ЛЕКТОРСКИЙ Владислав Александрович - академик, академик РАО, заведующий сектором теории познания Института философии РАН, председатель Международного редакционного совета журнала "Вопросы философии", главный редактор журнала "Философия науки и техники", ведущий научный сотрудник лаборатории трансдисциплинарного исследования познания, языка и социальных практик при Томском государственном университете.

ПРУЖИНИН Борис Исаевич - доктор философских наук, профессор кафедры онтологии, логики и теории познания НИУ ВШЭ, главный редактор журнала "Вопросы философии".

АВТОНОМОВА Наталия Сергеевна - доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН.

ДУБРОВСКИЙ Давид Израилевич - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН.

КАТУНИН Александр Викторович - младший научный сотрудник Института философии РАН.

ПИРОЖКОВА Софья Владиславовна - кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН.

ТРУФАНОВА Елена Олеговна - кандидат философских наук, старший научных сотрудник Института философии РАН.

ЧЕРТКОВА Елена Леонидовна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН.

ЯКОВЛЕВА Александра Фёдоровна - кандидат политических наук, старший научный сотрудник, ученый секретарь Института философии РАН.

Цитирование: Наука. Технологии. Человек. Материалы "Круглого стола" // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 5-39.

* Материалы состоявшегося обсуждения публикуются одновременно в двух журналах.

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 5-39

Science. Technologies. Human. Materials of "round table"

"Voprosy Philosphii" and "Philosophiya nauki i tekhniki" journals held joint "round table" "Science. Technologies. People". The participants made the analysis of the science position in modern society, its role inthecreationof new technologies, the impact onhuman life, the changes that the current development of science and technology creates in the relationship between civilization and nature, in pooprtunities to monitor and control various processes. The concept of the "knowledge society", the fate of applied and fundamental science in the present society, the phenomenon of technoscience and the problem of transformation of human under the influence of scientific and technological innovations were also discussed.

KEY WORDS: science, technology, society, civilization, technoscience, scientific progress, scientist, nature, world, human, posthuman, humanities, natural sciences, global issues, humanity, knowledge society, humanism.

Participants:

LECTORSKI Vladislav Aleksandrovich - professor, academician RAS, academician RAE, head of the theory of cognition at the Institute of philosophy of the RAS, chairman of the International editorial Board of the journal "Voprosy Philosophii", the chief editor of the journal "Philosophy of science and technology", leading researcher of the laboratory of transdisciplinary studies of cognition, language and social practices at Tomsk state university.

PRUZHININ Boris Isaevich - doctor of philosophy, professor of the department of ontology, logic and theory of knowledge Higher school of Economics, editor-in- chief of journal "Voprosy Philosophii ".

AVTONOMOVA Natalia Sergeevna - doctor of philosophy, mains research scientist at Institute of philosophy of RAS.

DUBROVSKY David Izrailevich - doctor of philosophy, professor, mains research scientist at Institute of philosophy of RAS.

KATUNIN Aleksandr Viktorovich - junior research scientist at Institute of philosophy of RAS.

PIROZHKOVA Sofia Vladislavovna - candidate of philosophical Sciences, research scientist at Institute of philosophy of RAS.

TRUFANOVA Elena Olegovna - candidate of philosophical Sciences, senior research scientist at Institute of philosophy of RAS.

CHERTKOVA Elena Leonidovna - candidate of philosophical Sciences, senior research scientist at Institute of philosophy of RAS.

YAKOVLEVA Alexandra Fedorovna - candidate of political sciences, senior research scientist at Institute of philosophy of RAS.

Citation: Science. Technology. Human. Materials of "Round table" // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 5-39.

Наука. Технологии. Человек Материалы "Круглого стола"

В.А. Лекторский: Тема нашего обсуждения очень широкая, она включает многие вопросы. Я хочу попробовать раскрыть мое понимание некоторых важнейших сюжетов, связанных с этой темой.

Существует старая идея, которую высказывали мудрые философы еще тысячу лет тому назад, эта идея в разных формах неоднократно обсуждалась. Состоит она в том, что разум, знание, наука - это то, что отличает человека от всех живых существ, с помощью чего человек может выстроить свои отношения с миром, с природой и с другими людьми. Поэтому еще Платон считал, что обществом должны управлять мудрые люди. А кто эти мудрые люди? Это философы. Они должны быть во главе общества, потому что у них есть такое знание, которое позволяет им понять, как лучше выстраивать человеческие взаимоотношения. Между прочим, Платон был и первым критиком демократии. И это прямо связано с его идеей о том, что править должны мудрые. Ведь что такое демократия? Это когда каждый человек имеет право голоса независимо от того, кто он и что понимает в общественных делах.

Он может быть очень темным и ничего не понимать. Его легко подкупить, как это мы знаем по нашему опыту. Бутылку водки ему кто-то пообещал, он и отдает свой голос. А миром нужно править на других, разумных основаниях, считал Платон. Эта идея Платона никуда не исчезала, она возвращалась вновь и вновь. В эпоху Просвещения с наукой, которая к тому времени активно развивалась (а это была уже новая наука, отличная от античной), связывали возможность построения разумных отношений внутри общества, а также между человеком и природой. Потом появились первые позитивисты: Сен-Симон, Конт и другие, которые полагали, что будущее общество - это общество, основанное на научном знании, и К. Маркс, в общем-то, принадлежит к той же плеяде. Он высказал две важных идеи, которые потом стали подтверждаться. Первая - о том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, и потом, когда в XX в. произошла так называемая научно-техническая революция, многие на Маркса ссылались. Вторая его идея заключалась в том, что с помощью науки и научного понимания социальных отношений можно построить рациональное общество, отношения в котором будут прозрачными. В XX в. эта идея приобрела новый смысл и обрела второе дыхание, появились технократы, сциентисты и масса философских течений, которые ориентировались на науку. Это, например, логические позитивисты, которые считали, что та метафизика, которой философы раньше занимались, это в действительности не знание, а набор бессмысленных слов. А настоящее знание - это именно наука. Поэтому ученые и технократы должны править миром. В 20-30-е гг. ХХ в. наш выдающийся ученый Владимир Иванович Вернадский формулировал идею ноосферного общества, т.е. общества, основанного на разуме. Главная идея Вернадского состоит в том, что человек, вооруженный наукой и новой технологией, превратился в геологическую и даже в космическую силу.

Многие (если не все) считали тогда, что общество, в котором наука будет играть такую особую роль, - это общество, в котором будут одновременно осуществляться и гуманистические идеалы, это общество станет более свободным, преодолеет отчуждение. Отношения между людьми будут выстраиваться по законам свободы и даже красоты - это у Маркса. А на смену этим идеям сейчас идет новая идея, которую можно считать продолжением старых идей о рациональном обществе и одновременно их отрицанием в некоторых важных отношениях. Но жизнь показала, что всё большее внедрение науки и технологии не порождает идиллии. Сейчас много говорят о том, что человечество вступает в период "общества знания". Это общество, в котором производство научного знания влияет на все остальные отношения: социальные, экономические, культурные, межчеловеческие. Но в связи с дискуссиями вокруг "общества знания" выясняется, что наука - это не

просто сила, освобождающая человека. Она от чего-то человека освобождает, а в чем-то и закабаляет его и порождает новые проблемы. "Общество знания" одновременно и общество риска. Чем больше вы знаете, чем больше технологий производите, связанных с этим знанием, и применяете эти технологии, тем больше шансов, что вы порождаете такие силы, поведение которых вы не можете предсказать. Как сказал древний мудрец Экклезиаст: "Чем больше знания, тем больше печали". Чем больше знаний, тем больше рисков, скажем мы сегодня. "Общество знания" - это общество новых рисков и новых вызовов, в том числе и в отношении будущего человека.

При этом оказалось, что сама наука изменилась. Дело в том, что "общество знания" -это такое общество, где культивируется прежде всего полезное знание, т.е. наука, имеющая технологический выход, а не наука вообще. Когда спросили одного древнегреческого математика: "Какая польза от геометрии?", он был возмущён этим вопросом: как

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком