Nederman Cary J. JOHN OF SALISBURY. ARIZONA CENTER FOR MEDIEVAL AND RENAISSANCE STUDIES Tempe, Arizona, 2005. 100 p.
Недерман Кэри Дж. ИОАНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ. АРИЗОНСКИЙ ЦЕНТР СРЕДНЕВЕКОВЫХ И РЕНЕССАНСНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Темпе, Аризона, 2005. 100 с.
В истории средневековой западноевропейской культуры и общественной мысли замечательному английскому церковному и политическому деятелю, тонкому ценителю античной культуры и самоотверженному поборнику интересов церкви Иоанну Солсберийскому (1115/1120-1180), несомненно, принадлежит особое место. В ряду выдающихся современников Иоанн выделялся большим диапазоном интересов, обширными познаниями в области свободных искусств и поразительной эрудицией. Он проявил себя не только как одаренный дипломат, но и как талантливый ученый, создавший одно из первых в средневековой Западной Европе произведение, детально освещающее различные аспекты феномена власти и общества. Научное изучение жизни и творческого наследия схоласта началось в первой половине XIX в. В 1843 г. Кристиан Петер-сен выпустил в свет первое критическое издание малоизвестного трактата Иоанна "Энтетик". Спустя несколько лет были также опубликованы некоторые из его сочинений, прежде всего "Поликратик, или О заветах света и забавах философов" ("РоЦсга11си8, 8гуе ёе сипаИит е1 vestigiis рЫ^орЬогит", 1159), "Ме-талогик" ("Meta1ogicon", 1159), "Эн-
тетик" ("ЕпШейс^ ёе dogmate рЫ^орЬогит"), а кроме того корпус писем. Фактически критические издания Дж. Джаилса и Ж.-П. Миня подтолкнули исследователей к изучению личности Иоанна Солсбе-рийского, его суждений о королевской власти, церковном суверенитете и организации общества. После фундаментальных работ Ю. Шмидта, X. Рейтера, К. Шааршмидта, П. Генриха, М. Демимуи в западноевропейской историографии было сформировано представление о жизни и взглядах схоласта. Однако многие темные места его биографии, а также до сих пор адекватно не понятые аспекты учения все еще требуют скрупулезного изучения. Очередной виток интереса к творчеству схоласта был вызван появлением новых критических изданий его произведений. Благодаря усилиям К. Уэбба и Р. Пула к первой половине XX в. исследователи получили в свое распоряжение качественные публикации трактатов Иоанна. Кроме того, эти ученые также внесли свой вклад в дело изучения наследия прославленного мыслителя. Таким образом, к концу XX - началу XXI в. сложилась определенная историографическая традиция истолкования разрозненных фактов биографии и учения магистра, есте-
ственным продолжением которой является рецензируемый труд.
Эта небольшая по объему книга - результат многолетних научных изысканий крупнейшего специалиста по средневековой политической мысли, профессора Техасского университета Кэри Недермана1. По сути дела, в рецензируемой работе подводится итог более чем полутора-векового изучения жизненного пути, хронологии и содержания произведений схоласта. Монографию Недермана вполне можно соотнести с аналогичными исследованиями К. Шааршмидта и К. Уэбба, однако она выгодно отличается от них. Прежде всего, необходимо заметить, что современное изучение творчества Иоанна Солсберийского основано не на обнаружении ранее неизвестных документов и архивных материалов, а на уточнении уже имеющихся в распоряжении ученых фактов и гипотез.
Книга Недермана состоит из двух частей. В первой исследователь подробно рассматривает основные вехи биографии Иоанна. Жизнь и деятельность схоласта он делит на пять периодов: от рождения до обучения (1115/1120-1147), на службе в Кентербери (1148-1156), Иоанн - автор и администратор (1157-1161), время споров между архиепископом Фомой Бекетом и английским королем Генрихом II Плантагенетом (1162-1170) и последние годы (1171-1180). Вто-
рая часть книги посвящена разбору произведений схоласта и уточнению датировки отдельных фрагментов некоторых из них. Недерман на основании тщательного изучения источников, как произведений самого Иоанна, так и сочинений людей, близко с ним связанных, прослеживает основные перипетии жизни мыслителя.
Автор последовательно излагает биографию Иоанна. В период с 1136 по 1148 г., как замечает сам Иоанн, он учился у величайших магистров своего времени: от Петра Абеляра до Гильберта Порретанского. Недерман не подвергает сомнению гипотезу К. Шааршмидта о том, что Иоанн учился у грамматика Гильома Коншского не в Париже, а в Шартре. Благодаря письму Бернарда Клер-восского, адресованного архиепископу Теобальду, молодой школяр получил возможность, не имея знатного происхождения (на это справедливо указывает автор (р. 3)), служить при английской курии. Недерман видит в этом странном ходатайстве прямое указание на участие Петра из Цел-лы - друга Иоанна и, вероятно, соратника Бернарда (р. 13). Фактически после этой рекомендации началась политическая карьера Иоанна. В 1164 г. Иоанн создал "Церковную историю" ("Historia Pontificalis") - документальное свидетельство своего пребывания при дворе папы римского Евгения III. Он оставил яркое опи-
1 См. некоторые из его работ: Nederman Cary J. Freedom, Community and Function: Communitarian Lessons of Medieval Political Thought // American Political Science Review. 1992. N. 86. P. 977-986; Idem. Community and Concert: The Secular Political Theory of Marsiglio of Padua's Defensor Pacis. Lanham. Maryland: Rowman & Littlefield. 1995; Idem. Worlds of Difference: European Discourses of Toleration, c. 1100-1550. University Park: Pennsylvania State University Press., 2000. Под его редакцией вышло несколько фундаментальных изданий по истории политической мысли Средневековья, см.: Political Thought in Early Fourteenth-Century England: Treatises by Walter de Milemete, William of Pagula, and William of Ockam. Tempe, Arizona. 2002.
сание событий, происходивших в церковной и политической жизни Западной Европы в период с 1148 по 1152 г. Точность этих данных, а также наличие деталей, о которых мог знать только непосредственный участник, говорит в пользу того, что Иоанн написал "Историю" не со слов очевидцев, а сам был в гуще событий.
Анализируя чрезвычайно интересное и незаслуженно забытое произведение Иоанна "Энтетик", исследователь обнаружил ряд прямых указаний на события из жизни схоласта. Кроме того, Недерман, сличая две редакции этого памятника, внес ряд уточнений в датировку отдельных глав. Краткая редакция представляет собой небольшое введение к трактату "Поликратик", а полная является вполне самостоятельным трактатом. Исследователь справедливо заключил, что "Большой Энтетик" ("Entheticus Maior") (т.е. "Энтетик" полной редакции ) был начат не ранее 1141 г., о чем свидетельствуют указания самого Иоанна (р. 10), а закончен в середине 50-х годов XII в. В свою очередь "Малый Энтетик" ("Entheticus Minor") - это лишь часть "Большого". Особое внимание ученого к источниковедческой и текстологической сторонам исследования обусловлено наличием превосходных изданий латинских текстов2, а также собственной многолетней работой над переводом всего "Поликра-тика" на английский язык3.
Большой интерес вызывают наблюдения автора о взаимоотношениях Иоанна и архиепископа Фомы Бекета, особенно в период изгнания (р. 28-33). Недерман подвергает сомнению устоявшийся в западной историографии тезис о том, что Иоанн входил в ближний круг примаса. Прослеживая жизненный путь нашего героя вплоть до кончины в 1180 г., исследователь заостряет внимание читателей на последних годах его жизни (р. 34-39).
Следует отметить, что в монографии Недермана мы найдем не только подробное изложение биографии Иоанна Солсберийского, но и анализ содержания сочинений мыслителя. Однако нельзя сказать, что в этой работе даны ответы на все вопросы, существующие на сегодняшний день в историографии. Напротив, Недерман поднимает новые и тем самым способствует повышению интереса к данной теме. Многие сюжеты книги все еще требуют объяснения. Например, где и у кого обучался Иоанн в период с 1136 по 1148 г. В знаменитом фрагменте "Металогика", в котором схоласт повествует о своей длительной учебе во Франции, он перечисляет множество магистров, под руководством которых изучал свободные искусства. Однако нам неизвестна не только реальная последовательность знакомства Иоанна со взглядами наставников, но и вообще подлинность изложенной информации. Исследование Недерма-
2 Ioannis Saresberiensis Metalogicon / Ed. by J. B. Hall & K.S.B. Keats-Rohan // Corpus Christianorum Continuatio Mediaevalis. Turnhout., 1991. Vol. 98; Idem. Policraticus I-IV / Ed. by K.S.B. Keats-Rohan // Corpus Christianorum Continuatio Medievalis. Turnhout., 1993. Vol. 118.
3 John of Salisbury Policraticus: of the frivolities of courtiers and the footprints of philosophers / Edited and translated by Cary J. Nederman (Cambridge Texts in the History of Political Thought). Cambridge University Press, 2000.
на является практически единственной биографией схоласта за последние 50 лет и вносит весомый вклад в современную историографию. Комплексное изучение его жизнеописа-
ния и всего корпуса работ позволяет значительно продвинуться в понимании личности этого замечательного мыслителя эпохи "Ренессанса XII в".
А.К. Гладков
Murano Giovanna. OPERE DIFFUSE PER EXEMPLAR E PECIA Turnhout: Brepolis, 2005. 897 p.
Мурано Джованна. COЧИHEHИЯ, PACПPOCTPAHЯBШИECЯ C ПOMOЩЬЮ ^пИАЛЬ^Й ŒCTEMbl OTOroBOÑCíBA PУKOПИCHЫX KH^ Tурну: Бреполис, 2005. 897 с.
Монография профессора Флорентийского университета, признанного специалиста в области палеографии и кодикологии периода развитого Средневековья Джованны Мурано посвящена исследованию сочинений, распространявшихся в ХШ-ХГУ вв. из университетских центров по Европе с помощью пециальной системы переписки книг1.
Основная область исследований Д. Мурано - средневековая юридическая литература. Д. Мурано является одним из ведущих современных специалистов в области изучения пециальной системы, наряду с голландским исследователем Франком Сутермером. Она - автор ряда работ на эту тему2, ею в том числе была исследована типология "экземпля-
1 Пеции (в ед.ч. - pecia) - отдельные не сшитые между собой тетради, из которых состояли "экземпл
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.