научная статья по теме НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КНР История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КНР»

НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КНР

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Л.А. АФОНИНА

Институт Дальнего Востока РАН

Ключевые слова: КНР, религия, религиозные объединения, недвижимость, имущество, право, законодательное регулирование

С момента образования Китайской Народной Республики и по настоящее время религиозное регулирование - система участия государства в легитимном присутствии религиозных сообществ в жизни страны - неизменно осуществляется под лозунгом свободы вероисповедания. Однако в зависимости от политических условий в стране подходы и методы этого регулирования претерпевали существенные изменения.

Важный индикатор курса государственного регулирования в религиозной сфере - законодательное регулирование и правоприменительная практика по отношению к недвижимости религиозных организаций. Изучение изменений в статусе недвижимости религиозных общин позволяет существенно углубить понимание политики в сфере религий в КНР и отследить её трансформацию на различных этапах.

"Т"г ля анализа этих изменений необходимо после/ I довательно рассмотреть развитие отношений 1._государства и религий.

Как правило, смена этапов происходила после принятия партийно-государственными органами знаковых документов. Среди них - Закон КНР об аграрной реформе 1950 г., «Постановление о великой пролетарской культурной революции» 1966 г., Документ № 19 1982 г., Документ № 6 1991 г., Документ № 145 1994 г. и, наконец, «Положение о религиозной деятельности» 2005 г.

Проследим содержание политики в области религии на каждом из этих этапов.

Коммунистическая партия Китая (КПК) вскоре после своего прихода к власти в 1949 г. провозгласила свободу вероисповедания как основу политики по религиозному вопросу. Это нашло свое правовое отражение во всех конституциях КНР (в ныне действующей Конституции 1982 г. - ст. 36). Однако в китайском варианте понимание свободы вероисповедания отличается от этого понимания в западных странах -право исповедовать и практиковать любую религию без доминирующей и определяющей роли государственного аппарата. По нашему мнению, религиозная политика на протяжении всей истории КНР не была последовательным политическим курсом, но была поиском путей управления религиозной сферой.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕЛИГИИ

Этап 1. В первый год существования КНР религиозные организации функционировали в рамках старых порядков, а принадлежавшая им недвижимость служила религиозным целям.

Закон КНР об аграрной реформе был принят в июне 1950 г.1 Он был направлен, в первую очередь, на

ликвидацию старой системы феодального землевладения, но при этом затронул интересы религиозных организаций. Так, ст. 3 предусматривала отчуждение земель, принадлежавших родовым святилищам, храмам, монастырям, церквям, школам и религиозным общинам2.

Наибольший урон понесли буддистские и даосские монастыри, которые потеряли свои земельные угодья, а некоторые из их настоятелей подверглись преследованию как крупные землевладельцы3. Закон, однако, содержал оговорку относительно земель мечетей, которые «при согласии местного мусульманского населения могут быть за ними сохранены полностью или частично»4. Земли и имущество религиозных организаций в мусульманских регионах КНР практически не были затронуты преобразованиями с тем, чтобы избежать социальных волнений среди мусульманских нацменьшинств5.

В марте 1951 г. ЦК партии издал «Указания на движение за активное продвижение религиозного обновления», требовавшие от всех партийных организаций объединять верующих, «развивать и укреплять антиимпериалистический единый фронт с религиозными кругами»6. Контроль над религиозным населением в Китае был усилен из-за опасения, что мировые религии могут стать каналом проникновения идей противника и дестабилизации общества в условиях продолжавшейся Корейской войны7.

В рамках движения за религиозное обновление руководство страны пошло по пути создания для основных религий (буддизм, даосизм, ислам, католицизм и протестантизм) общенациональных патриотических религиозных объединений с представительствами на провинциальном, городском и уездном уровнях. Принадлежность общин и верующих к объединениям становилась обязательной. Они стали единственно возможной формой легального существования верующих в Китае. Патриотические религиозные объединения были призваны государством осуществлять свою работу в тесной кооперации с правительственными органами.

Религиозные активисты стали выступать за строительство нового Китая и за независимость религиозных общин страны от иностранного влияния. Так возникло движение за «три самостоятельности» (сань цзы) - «самостоятельное управление», «самостоятельное обеспечение», «самостоятельную проповедь». Эта концепция была направлена на запрет участия иностранцев в деятельности религиозных общин Китая - от получения их финансовой помощи до отказа от западных традиций в христианстве и создания собственного китайского богословия8.

На волне этого движения иностранные религиозные миссии были изгнаны из Китая9, а принадлежавшая им собственность перешла в руки государства на основании ранее принятого Государственным административным советом «Положения о регистрации культурных, образовательных, экономических уч-

реждений и религиозных объединений, функционирующих на иностранные средства или пособия» (29 декабря 1950 г.)10.

Формирование религиозных объединений ускорило процесс экспроприации земель у религиозных общин. В частности, имущество буддистских монастырей объявлялось общественной собственностью. Например, в городе Аньцин провинции Аньхой к 1965 г. количество монастырей сократилось с 871 до 234, а принадлежавших монастырям прочих зданий -с 4000 до 179911. От христианских общин местные правительства стали требовать регистрации права собственности на здания храмов и уплаты полного налога на собственность, в противном случае недвижимость приходов могла быть изъята12.

Одновременно во внутренних директивах ЦК КПК призывал все партийные и государственные организации, имеющие отношение к религиозной сфере, оказывать содействие религиозным общинам в осуществлении принципа «самостоятельного обеспечения13: помогать религиозным общинам в получении выплат с арендуемых площадей, в продаже части имущества, что позволило бы не только получить денежные средства, но и затем снизить налоговые суммы. Впоследствии, начиная с 1956 г., местные управления по контролю над недвижимостью взяли на себя проблему сдачи в аренду недвижимости многих религиозных общин в городах, после чего регулярно выплачивали общинам причитавшуюся им часть выручки для покрытия расходов по ремонту храмов, оплате работы персонала14.

В январе 1956 г. министерство иностранных дел и Управление по делам религий при Госсовете издали циркуляр относительно религиозного имущества, ранее принадлежавшего иностранным миссиям. В нем сказано: «В отношении решения участи недвижимого имущества иностранных религиозных миссий правительство, в принципе, не должно выступать за его национализацию, но с развитием патриотического движения в религиозной сфере это имущество постепенно должно переходить в собственность китайских религиозных общин15. Так собственность иностранных миссий стала переходить от государства китайским общинам.

Таким образом, религиозную политику в КНР в 1950-е гг. можно рассматривать как политику контролируемой свободы. Она характеризовалась умеренным подходом к готовым к сотрудничеству религиозным общинам, и в то же время - силовым подходом к тем, кто не хотел вписываться в новую мо-дель16. Религиозные группы пользовались определенной свободой, если они дистанцировались от общения с зарубежными религиозными общинами и поддерживали коммунистическое правительство. Имущество религиозных организаций было поставлено под контроль государства, применившего неодинаковые подходы для разных религий.

Этап 2. Новый этап в истории регулирования религиозных отношений в Китае наступил после 1957 г., когда во внутренней политике стали преобладать «леваческие» настроения. С началом кампании «Большой скачок» (1958-1960 гг.) меры в области религии были существенно ужесточены: религиозная деятельность была сведена к минимуму, служителей культа стали отправлять в трудовые лагеря и на обязательные работы17.

В 1958 г. вышел декрет о повсеместном переходе к народным коммунам, в которые объединялись сельскохозяйственные кооперативы. Народная коммуна являлась самоуправляемым органом, обладавшим

полнотой власти не только в области хозяйства, но и в административной сфере18. В отличие от аграрной реформы 1950 г., на этот раз обобществление земли захватило и земельную собственность мечетей19.

После относительно спокойного периода восстановления хозяйства в начале 1960-х гг. линия «Большого скачка» получила своё продолжение в эпоху «культурной революции» (1966-1976 гг.). КПК призвала ликвидировать старые идеологию, культуру, обычаи и привычки и «преобразовать ... все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма.»20.

В период «культурной революции» все внешние проявления религиозной жизни в стране исчезли, религиозная деятельность стала преследоваться, уничтожались религиозные здания, атрибутика и литература. Национальные религиозные объединения полностью прекратили функционирование, храмы и монастыри по всей стране закрывались, религиозное имущество перестало принадлежать религиозным группам. Оно без всяких юридических оснований было занято под разнообразные нужды.

ПОСЛЕ «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»

Этап 3. Резкий поворот в религиозной политике произошел после окончания «культурной революции» и проведения в конце 1978 г. 3-го Пленума ЦК КПК 11-го созыва, на котором вновь была поднята тема политики свободы вероисповедания. Экономические реформы и политика внешней открытости стали сопровождаться постепенным оживлением всех сфер общественной жизни, в т.ч. религиозной. Новый лидер страны Дэн Сяопин подчеркивал, что религиозная работа для партии является важным вопросом, связанным с перспективой открытия Китая Западу, поэтому необходимо ценить содействие религиозных деятелей в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком