научная статья по теме НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛЖЕНИЦЫН География

Текст научной статьи на тему «НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛЖЕНИЦЫН»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ, 2013, № 5, с. 157-159

ВЗГЛЯД ГЕОГРАФА

УДК 929

НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛЖЕНИЦЫН © 2013 г. Ю.П. Супруненко

Институт географии РАН Поступила в редакцию 02.03.2012 г.

В статье рассказано об уникальной фотовыставке, прошедшей осенью 2012 г. в городе Гусь-Хрустальный и свидетельствующей о многогранности таланта А.И. Солженицына. В фотоэтюдах, сделанных писателем в многочисленных поездках-путешествиях и бытовой среде, отразился его зоркий взгляд на окружающий мир, умение в деталях передать суть момента, выделить образоформирующую черту. Фотографии позволяют энтузиастам в рамках литературного краеведения заниматься своеобразной географической расшифровкой и привязкой литературных и житейских реалий.

В городе Гусь-Хрустальный Владимирской области 26 октября 2012 г. открылась передвижная фотовыставка "Неизвестный Солженицын", где были представлены снимки 60-х годов прошлого

Рис. 1. Участие в экскурсии по Военно-Сухумской дороге

века. Всего выставка вместила более 100 цветных фотографий Александра Исаевича, сделанных со слайдов обратимой немецкой плёнки "ОЕЖО". Авторы фотографий - сам Солженицын и его первая жена, Наталья Алексеевна Решетовская. Представленные кадры долгие годы хранились в архиве Решетовской.

Организаторы выставки - альманах "Путешествие по России", Институт географии РАН и Ис-торико-художественный музей города Гусь-Хрустальный. Почётное право открыть фотовыставку было предоставлено губернатору Владимирской области Николаю Виноградову и главе города Гусь-Хрустальный Юрию Гришкину.

Присутствующие на вернисаже с интересом выслушали выступление Николая Ледовских, члена Союза журналистов России, писателя-сол-женицыноведа, о жизни Александра Исаевича на мещёрской земле. Юрий Гришкин, поддерживая инициативу Института географии РАН и редакции журнала "Путешествие по России", которые занимаются исследованием творчества выдающегося русского писателя в рамках литературного краеведения, предложил предоставить помещение под музей А.И. Солженицына на территории Гусь-Хрустального района Владимирской области, а также выделить средства на составление и издание литературно-краеведческой монографии "Избранная судьба" (куратор Ю.П. Супруненко). Основная цель музея и выставки, а также литературно-географической монографии - среди прочих сюжетов отразить и пребывание писателя на мещёрской земле. Культурно-туристический центр "Матрёнин двор" (по известному рассказу А.И. Солженицына) может в недалёкой перспек-

158

СУПРУНЕНКО

Рис. 2. На ледниках Кавказа

тиве стать своеобразной мещёрской "Ясной Поляной".

В своём выступлении Ю.П. Супруненко, член Союза писателей России, коснулся темы истории и таланта фотохудожника в судьбе писателя. Летом 1956 г. Солженицын возвратился из ссылки. Целый год ещё официально не реабилитированный Александр Исаевич жил и работал учителем математики в посёлке Мезиновка недалеко от Гусь-Хрустального. В деревне Мильцево (где предполагается расположить культурный центр "Матрёнин двор") он снимал угол у местной жительницы Матрёны Захаровой. Ещё в 1954 г., будучи в казахстанской ссылке, Солженицын купил фотоаппарат "Зоркий", представленный на выставке, с которым не расставался многие годы. Фотовыставка "Неизвестный Солженицын" примечательна во многих отношениях. Прежде всего она открыла нам ещё одну грань творческой личности: умение через фотокадр уловить мгновение, подметить деталь, выделить черту - бытовую, но образоформирующую, трогательную и лирическую. Как принято говорить, талантливый человек талантлив во всем...

На выставке было представлено свыше сотни цветных фотокартин. Но если учесть, что всего альбомов в архиве писателя более десяти, а снимков с негативов и слайдов около 2.5 тысяч, то можно взять на себя смелость сказать, что это довольно интересная видеохарактеристика человека. Очевидно, даже не менее существенная, чем портрет, написанный хорошим художником (с учётом прудоновского определения, что фотография - это изображение человека между двумя ударами пульса, а портрет - обобщённое изображение всех его выражений). На фото, сделанных самим Солженицыным или Решетовской, Александр Исаевич предстает в новом, бытовом, подчас необычно-приземленном виде.

Выставка дала представление и о маршрутах Солженицына - уже добровольных, но, не будем забывать, и о предшествовавших им вынужденных, арестантских. Без путешествий не было бы и писателя, они помогали ему погружаться в народную жизнь, находить сюжеты, социальные срезы, географическое обличье края.

"Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию", - писал Солженицын в начале рассказа "Матрёнин двор". Почему была выбрана Мещёра? За сотню километров от столицы, официально разрешаемых для только что вернувшихся из лагерей и ссылок. Но главное, эти места показались Александру Исаевичу исконно русскими, оттого и притягательными. Отсюда - множество фотографий, лирических, бытовых, историко-краеведческих, по прошествии полувека ставших настолько ценными и познавательными, что местные краеведы и столичные знатоки находят в них интересные для себя детали. Так, многие внимательно рассматривали деревянную дощатую станцию Тор-фопродукт (ныне железнодорожная платформа Мезиновская), запечатлённую Солженицыным: это едва ли не единственное фото не сохранившегося до настоящего времени строения.

Кроме своих увлекающих уроков по физике и математике, Александр Исаевич вёл геодезический кружок в глухом казахстанском посёлке, астрономический кружок в Мезиновке и фотокружок в Рязанской школе. Что значит это для авторитета педагога и для его сближения, взаимопонимания с учениками, объяснять не надо. Сколько это приносило радости и ему, и им -видно по запечатлённым лицам. Да надо понять и другое. После выхода из заключения жил он в ссылке один, жил в хатке, или как бы её поточнее назвать, глядя на её изображение, - времянке, развалюхе, полуземлянке, и был рад своему углу.

НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛЖЕНИЦЫН

159

Рис. 3. Писатель в Крыму, вдали Медведь-гора

И вот это жизнелюбие после девяти кругов ада-заключения и ракового корпуса передаётся в его снимках базаров, верблюдов, редких узловато-сучковатых страдальчески стойких деревьев, отдушно-приветливой речушки (Карасовки в деревне Мильцево), фотографиях спасительницы врача-онколога.

Путевые впечатления и географические образы составили неотъемлемую часть богатого наследия писателя, в том числе и фотоархива. Были поездки по Центральной России, Прибалтике, Кавказу, Крыму, к Красноярским Столбам... (рис. 1, 2, 3). Писатель в любое свободное время отправлялся в путешествия, которые считал и познанием, и расширением социального кругозора, и постижением глубин народной жизни и языка. Неудивительно, что ему так пришлись по душе пришвинские слова о том, что "путешествия - это не жизнь, не дело, это любовь". С путешествиями переплеталось творчество. Как ни у кого, у целеустремлённого Александра Исаевича каждая поездка обогащала его творения дополнительными образами, чертами, штрихами к исследуемому явлению. Или возбуждала новые творческие помыслы.

Известно, что А.И. Солженицын был избран академиком РАН. Институт географии РАН перенял эстафету пристального внимания к писателю, занявшись исследованием его творчества в рамках литературного краеведения, изучением его путешествий и маршрутов. Фоторяд, представленный на выставке, - это первое знакомство с

ситуационными образами из жизни писателя земли русской, как уже вслед за Л.Н. Толстым стали пафосно именовать Солженицына.

Но фотовыставка отдаёт также дань памяти Н.А. Решетовской, первой жене Солженицына, незаслуженно забытой в последнее время. На многих картинах присутствует эта хрупкая, миловидная женщина, почти половина фотоэтюдов с Александром Исаевичем и окружающей природой сделана её рукой. Можно даже сказать, что это посильное дополнение к её так называемой реабилитации, пусть и посмертной (последняя её книга так и названа "Моя прижизненная реабилитация"). Наталья Алексеевна была причастна к тому периоду жизни Солженицына, когда создавались прославившие его произведения "Мат-рёнин двор", "Один день Ивана Денисовича", "Архипелаг ГУЛАГ". Но последние годы жизни с писателем осложнились взаимными упрёками и обвинениями (вплоть до попытки самоубийства Натальи Алексеевны). Невольно приходит сравнение с другим писателем - М.А. Булгаковым и его женой Любовью Белозерской, по воспоминаниям которой писались "Дни Турбинных" и "Белая гвардия", которая создавала быт и уютную среду для творчества, но которую позже затмила Елена Сергеевна, ставшая прототипом Маргариты в известном романе. Неисповедимы зигзаги судьбы. Так что с полным правом выставка может быть названа "Неизвестные Солженицын и Решетовская".

160

СУПРУНЕНКО

Unknown Solzhenitsyn Yu.P. Suprunenko

Institute of Geography, RAS

The article describes unique photo exhibition, held in autumn 2012 in the town of Gus-Khrustalny, demonstrating the versatility and talent of A.I. Solzhenitsyn. In photo sketches made by a writer on numerous travels and home environment, his keen view of the world, as well as the ability to convey the essence of the moment through details and to highlight image-forming feature, is reflected. Photographs allow enthusiasts of the local literature studies practicing geographic decoding and interpretation, as well match literature and everyday life.

Сдано в набор 10.08.2012 г. Подписано в печать 17.10.2013 г. Дата выхода в свет 27 четн. Формат 60 х 881/8 Цифровая печать Усл. печ. л. 20.0 Усл.кр.-отт. 3.4 тыс. Уч.-изд.л. 20.0 Бум.л. 10.0

Тираж 165 экз. Зак. 1659 Цена свободная

Учредители: Российская академия наук, Институт географии РАН

Издатель: Российская академия наук. Издательство "Наука", 117997 Москва, Профсоюзная ул., 90 Отпечатано в ППП «Типография "Наука"», 121099 Москва, Шубинский пер., 6

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком