научная статья по теме НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ИБРАГИМОВ Кюри Хамзатович,

доктор сельскохозяйственных наук, кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Чеченского государственного университета, академик АН ЧР, заместитель директора Комплексного НИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН; E-mail: 7800467@mail.ru; сот. тел.: 8 (938) 019-59-93

Краткая аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты правового регулирования благотворительности и продовольственной безопасности населения в Российской Империи. Раскрыты причины частых случаев голода в России, показаны в динамике различные правовые и административные мероприятия, применяемые царским самодержавием для недопущения голодомора. Показаны приемы благотворительности государей как важнейшего средства обеспечения продовольственной безопасности бедной части населения России

This article discusses some aspects of legal regulation of charity and food security of the population in the Russian Empire. Disclosed are the causes of frequent cases of famine in Russia, shown in the dynamics of the various legal and administrative measures used by the tsarist autocracy to prevent famine. Illustrates techniques charity sovereigns as a crucial means of ensuring food security of the poorest part of the population of Russia.

Ключевые слова: продовольственная безопасность; благотворительность; милостыня; голод; хлебные магазины; правовое регулирование.

Food security; charity; hunger; bread shops; legal regulation.

Как отмечал в начале XX в. П.И. Лукашевич слово «нищий» вовсе не обозначал в Древней России того понятия, которое усвоено в современном обществе. «Боготворительство и благотворительность от Бога», - говорили в старину1. Поэтому каждый верующий в соответствии с заповедью: «Просящему милостыню, дай», считал своим долгом осуществлять подаяние. Однако эти разовые милостыни вряд ли могли удовлетворить постоянные потребности в первую очередь в еде огромного множества голодных людей. Особенно остро эта социальная проблема обострялась в годы неурожая, когда и благотворители оказывались в нищете. Вот почему самодержцы России, как Рюриковичи, так и Романовы, на всем более

чем тысячелетнем отрезке развития страны постоянно уделяли высокое внимание обеспечению продовольственной безопасности населения. Тем более это важно, что неурожаи были постоянным спутником россиян. И если не было почти ни одного года, чтобы какая-то территория не подвергалась неурожаю, то случаи обвального голодомора из-за неурожая, как отмечает О. Турчинович, в 1854 г. бывали в России в среднем по 6 раз в каждом столетии2.

В решении этой жизненно-важной проблемы - продовольственной безопасности - самым приоритетным было создание надежного объема хлебных запасов. Они формировались вначале под названием городские и сельские дворы, затем житные дворы, и наконец, в XIX в.

1 Благотворительная Россия / Под ред. П.И. Лукашевича. СПб.,

1901. Т. 1. Ч. 1. С. 2.

Турчинович О. История сельского хозяйства России от времен исторических до 1850 г. СПб., 1854. С. 8.

- хлебные магазины. Вместе с тем, существовало множество причин, которые препятствовали организации в стране хлебного дела: частые междоусобицы, отсутствие путей сообщения, низкий технологический уровень возделывания хлебов, а самое главное, кроткая память и забвение совсем недавнего голодомора, и низкий уровень сознания населения с постоянной надеждой «на авось» или на помощь царя.

Между тем основное содержание берестяных грамот XII в. из новгородских раскопок посвящено хлебу, зерну и семенам. Например, в берестяной грамоте № 1023 содержится текст, при переводе означающий: «У Стоюты оставлено семян: 10 с половиной дежей овса, 7 мер бобов, четыре с половиной меры гороха, 500 мер ячменя, 7 мер льняного семени. А у поповича Наслава два берковца соли по 10 кун, ... У Нежаты Худочевича 4 дежи овса за водмол (т.е. грубое сукно) и полстога ржи не обмолочено. 5 дежей овса без 2 мер у Наслава»1. Авторы данной статьи, - А.А. Зализняк, В.Л. Янин, - не предприняли попытку выяснения назначения этой «берестяной» записи - их как филологов, по-видимому, больше интересовало лингвистическое содержание древнего текста. На наш же взгляд, этот текст представляет собой часть обширного материала, посвященного инвентаризации семян, находящегося у местного населения под очередной весенний посев или же, возможно, часть описи запасов хлеба для противодействия возможному началу голода. Последняя версия является более аутентичной, поскольку, наряду с зерновыми культурами в грамоте упоминается также и соль, являвшаяся в древние времена почти таким же важным стратегическим продуктом, как и хлеб.

Действительно, голод был самым опасным явлением в Древней Руси. Имеются многочисленные летописные свидетельства, подтверждающие частые случаи голодомора. Например, имеется летопись, выражающая огромную благодарность иностранным торговцам, которые в годы сильного неурожая спасали русское население от голода. Например, в 1231 г. немецкие купцы ввозом огромного количества зерна вызволили от надвигавшейся оче-

1 Зализняк А.А., Янин В.Л. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 2011 и 2012 гг. // Вопросы языкознания. 2013. № 4. С. 4.

видной гибели жителей Новгорода «и совершивши много добра; а уже бяше приконце город сии»2, т.е. уже практически вымирал город после многолетних недородов урожая хлебов. Древние люди, таким образом, являют нам - современникам хороший пример необходимости поддержания добрососедства и уважительного отношения к иностранцам.

В более поздние времена, конечно, единственной надежной опорой в борьбе против голода был царь. Так, например, в малоурожайный 1660 г. по случаю повышения цен на хлеб, государь Алексей Михайлович «указал послати грамоты во все замоскворецкие, украинские и северские города и велеть хлеб молотить и везти на продажу в города»3. Причем, запретил хлеб держать «в кладях», т.е. в запасе излишков. В случае неповиновения данному Указу государь повелел ратным людям изымать хлеб безденежно. В 1660 г., когда на рынках столицы установилась небывалая дороговизна, царь выявляет её причины, а именно: «Хлеб учал быть на Москве и в городах дорог от недородов, от кружечных дворов (кабаков. - Авт.), от многого винного куренья и пивных вар, и от многих закупщиков и кулащиков, и вязщиков и от винных подрядчиков»4. Такую информацию он подытожил со слов «гостей, гостиных и суконных сотен торговых людей», т.е. своего рода осведомителей. На основе такого анализа он выработал ряд решительных мер по ликвидации дороговизны хлеба, в частности: «На Москве и в городах отставить кружечные дворы и поварни, ... и стрельцам свое Государево хлебное жалованье дать все хлебом, а хлеб взять . у Патриарха и у властей, в монастырях, который у них будет хлеб в лишке за обиходом, и около Москвы за 100 вёрст, в городах и в селах, всяких закупщиков и вязщиков и кулащиков отставить». Во время неурожая 1722 г. Петр Первый издал Указ повелевавший: «В тех местах, где голод явился, описать у посторонних излишний хлеб, чей бы он ни был, и, сделав смету, сколько кому всякого хлеба в год надобно, оставлять владельцу хлеба на год, а остальной раздавать

2 Полное собрание русских летописей. Новгородская первая летописью Т. 3. М., 2000. С. 71.

3 ПСЗРИ Указ от 5 декабря 1660 г. № 287. Т. 1. С. 523.

4 ПСЗРИ Указ от 17 октября 1660 г. № 286. Т. 1. С. 520.

неимущим крестьянам на селе на пропитанье до нового урожая, с тем, чтобы после жатвы, хлеб был возвращен тому, у кого был взят»1. Более того, Петр Первый 13 апреля 1723 г. издает указ, предусматривающий «вычесть из денежного жалованья четвертую часть за 1723 г. у всех чиновников». Как отмечает В.В. Ивановский, этот знаменитый указ сохранился вплоть до 1760 г. Кроме того, в неурожайные годы применялись и другие радикальные меры по смягчению последствий голода. Всем лицам, владеющим крестьянами, вменялось в обязанность «продовольствовать за свой счет крестьян, а не выполнивших эту обязанность, велено было подвергать «великому истязанию и разорению без милосердия, а управителей бить кнутом и ссылать на каторгу, на вечную рабо-ту»2. Примечательным в продовольственной политике Екатерины II была постановка решения проблемы голода на статистическую основу. Так, Указом от 24 августа 1760 г. она повелевает: «Государственная экономия и порядок требуют, чтоб всегда иметь подлинное знание о урожае как хлеба, так и других продуктов во всех Провинциях и Уездах, а ныне еще больше, чем когда-либо. Урожай хлеба и сена, також и оценка всякому хлебу, хмелю, мёду рапорты посылать в Сенат велено»3.

Голод и, соответственно, болезни были вечными спутниками населения средневековой России. Поэтому страна нуждалась в больницах и врачах. Екатерина II стремится решить и эту проблему. В её Указе от 7 ноября 1775 г. дается четкое разъяснение о том, каковы должны быть экологические и санитарные требования к месту размещения больниц: «В разсуждении и надзи-рании госпиталей или больгниц для излечения больных надлежит приказу общественного призрения стараться учредить оныя для многолюдных городов вне города, буде возможно на высоком месте, и свободном воздухе, а низ по реке, а отнюдь не выше города, и весьма прилежно смотреть должно, чтоб строение было не тесное и не низкое, чтобы покои чисто содержа-ны были и чтоб в покоях воздух переменялся

1 ПСЗРИ Указ от 18 сентября 1722 г. № 3987. Т. 6. С. 773.

2 Ивановский В.В. Учебник административного права. Казань, 1904. С. 489.

3 ПСЗРИ Указ от 24 августа 1760 г. № 11093. Т. 15. С. 499.

открытием хотя на короткое время окон. .. Приказу общественного призрения равномерно непрестанное бдение и старание иметь надлежит, дабы до больниц и в них находящимся дошло

4

все то, что им определено» .

Стремясь обеспечить кров и пропитание нищим и преодолеть попрошайничество, императрица в следующем п. 387 данного документа повелевает: «В разсуждении установления и надзирания богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных, и престар

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком